Evrocot
3 декабря 2019 00:09
Как выглядели охотники на динозавров и куда они исчезли

Первым динозаврам было трудно завоевывать место под солнцем. Их везде подстерегали круротарзы - гигантские хищники, предки современных крокодилов.

В сентябре в ЮАР палеонтологи нашли окаменелые останки гигантских хищников, которые охотились на динозавров в Триасовый период. Результаты исследования опубликованы в Journal of African Earth Sciences.

Охотники на динозавров жили 210 млн лет назад. Самые крупные из них вырастали до 10 метров в длину. Эти животные принадлежали к группе так называемых круротарзов - предков современных крокодилов. Но, в отличие от крокодилов, они не были ограничены водоемами - круротарзы доминировали по всей территории суши.

Охотились они на первых динозавров, которые были меньше хорошо известных нам гигантов. Первый вид динозавров - ставрикозавр. По динозавренным меркам небольной: в длину 2,3 метра, в высоту - около метра. А весили 30-40 кг.

Для сравнения, самые крупные современные крокодилы – гребнистые. В среднем вырастают до 5,2 метров в длину. Самый гигантский из них вырос до 6,4 метров.

Круротарз на фоне человека

Вымер этот вид гигантских хищников 200 млн лет назад. И это событие сильно изменилось расстановку сил в доисторической фауне. Именно вымирание круротарзов освободило нишу плотоядных гигантов и привело к расцвету огромных ящеров-хищников. Именно после их вымирания ученые фиксируют резкое увеличение популяции тероподов – тех самых двуногих хищных динозавров, которых так любят снимать в голливудских блокбастерах.

199,6 млн лет назад произошло так называемое триасовое вымирание. Примерно половина видов животных вымерли в этот период. В отличие от вымирания динозавров 65 млн назад, причины триасового вымирания до конца неясны.

Триасовое вымирание случилось прямо накануне распада единого огромного материка – Пангеи – на несколько частей, которые и стали отдельными материками, какими мы их знаем сейчас. В это время на планете шла бурная вулканическая деятельность. Она и стала причиной вымирания всех крупных животных, включая круротарзов.

Круротарзы вымерли, осталось только два вида небольших хищников (длина метр-полтора), которые и стали предками современных крокодилов. Динозавры вытеснили их из лесов и равнин в водоемы. Там свою скромную экологическую нишу и заняли крокодилы. Ниша крупных хищников освободилась и ее заняли крупные тероподы. Началась эпоха динозавров.

Интересно устроена природа. Смерть одних живых организмов запускает рост других. Кроме хищных динозавров в это время появились первые млекопитающие. Которые, спустя 197,5 млн лет эволюционировали в человека.