Кулиндадромеус: Маленький русский динозавр, заставивший учёных перессориться друг с другом. Что с ним было не так?

aptoc
5 сентября 2022 00:20
Брутальные не оперённые динозавры из «Парка юрского периода» в своё время так прижились в сознании, что сложно представить доисторических ящеров с перьями. До сих пор идут баталии о том, чем именно были покрыты те или иные виды. Но для любителей «голеньких» ящеров у меня плохие новости. Эти новости пришли к нам из Забайкальского края России, где ещё в 2010 году нашли кулиндадромеуса забайкальского.

Леса России были прекрасны ещё в юрском периоде!

Название «Кулиндадромеус» переводится как «бегун из Кулинды». Кулинда — место обнаружения окаменелых остатков нашего героя. Бегун был совсем небольшим — около 1.5 метров в длину. Короткая голова, передние лапки маленькие, задние — большие, хвост длинный — всё способствовало бегу. Казалось бы, ничего примечательного. Но кулиндадромеус сходу накидал столько проблем учёным, что те умудрились даже перессориться.

Говорят, что все проблемы от женщин. Сегодня мы узнаем, что ещё и от кулиндадромеусов.

Первая проблема возникла между российскими и иностранными палеонтологами. Российские учёные, изучая останки, определили минимум два новых вида динозавров. Приехавшие по их просьбе иностранные коллеги заявили, что косточки принадлежат одному виду. Начались соревнования: кто быстрее напишет и опубликует научную статью по этим находкам. Работы вышли почти одновременно, после чего и началась перепалка. Отечественные палеонтологи настаивали на двух видах динозавров, иностранные — на одном. По итогу в обиход пошёл один вид, кулиндадромеус.

Единственный и неповторимый. Но это не точно.

Вторая проблема заключалась вот в чём. На окаменелостях отчётливо виднелись протоперьевые структуры, причём сразу 3 вида. Также обнаружили 3 вида чешуек. Ну и что в этом такого, спросите вы. Мало ли, у кого из динозавров ещё протоперья находили? Так-то оно так, только вот прикол в том, что «пернатыми» находили только теропод.

Я не в курсе, знал ли тогдашний губернатор Забайкалья, Константин Ильковский, об этих перипетиях с перьями и спорах учёных, но он сделал кулиндадромеуса символом Чернышевского района Забайкалья, где и нашли динозавра.

Тероподы — это хищные динозавры. Или те динозавры, которые раньше были хищными, но потом перешли на травоедение. Исходя из этого палеонтологи сделали вывод, что именно от них произошли птицы. Проблема в том, что наш герой относился к динозаврам, которые изначально выбрали путь веганства, кулиндадромеус был орнитоподом. Более того, он был старше многих оперённых динозавров — его возраст датирован 168 млн. лет (юрский период). Значит, он был оперён раньше многих теропод.

Сзади проснулся вулкан. Примерно также горела пятая точка учёных, которые меня открыли.

Как будто этого было мало, 3 вида пера, которые обнаружили на тушке кулиндадромеуса, были абсолютно разными! Первый вид напоминал шерсть. Большую часть тела покрывали именно они. Такая «растительность» за полноценные перья даже не считается — их находили и у других орнитопод. Редко, но всё же.

Это пситтакозавр — ещё один орнитопод с перьями. Один вид этого динозавра, кстати, тоже жил в России.

Второй вид состоял из стебля и 6-7 волосков, росших от него. Это уже более чем близко походило на то, что мы видим у современных птиц. Такие находили у поздних теропод. А третий вид напоминал ленточки из 10 волосков в каждой. Эти ленточки были собраны в пучки по 6-7 штук. Такой тип протоперьев уникален — его не находили ни у кого до этого. Так стройная теория о возникновении птиц посыпалась как карточный домик. Чёртов русский динозавр всё испортил!

Разные типы перьевых структур у кулиндадромеуса.

Прикинув, что к чему, палеонтологи пришли к таким выводам. Если кулиндадромеус одевался сразу в 3 вида перьев ещё в лохматые юрские годы, значит, кто-то одевался в протоперья ещё раньше него. Вывод напрашивается сам собой — у всех динозавров могли быть общие предки, которые уже имели протоперьевой покров. Значит, очень многие древние ящеры почти наверняка ходили в перьях.

Какой-то странный петух.

Но не спешите расстраиваться, среди учёных тоже есть любители «лысых ящеров», поэтому параллельно первой версии появилась и вторая. Зачем общий предок, зачем все в перьях? Нет, просто некоторые динозавры, вне зависимости от того, тероподы они или орнитоподы, обзавелись пёрышками в ходе конвергентной эволюции. То есть в схожих условиях разные динозавры приходили к одной и той же адаптации — перьям. А главная причина, по которой динозавры одевались в перья — холод. Так что по этой версии наш герой попросту был мерзлякой.