Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
51
7
7
L.E.V.
На uCrazy 18 лет 22 дня
Авто / Мото

УАЗ-450: Незнакомый УАЗ

В прошлом году исполнилось 50 лет с начала полномасштабного
производства ульяновской «буханки» – УАЗ-450.
Интересно, что на ее базе был создан ряд оригинальных опытных образцов.

70-е годы. Один из поздних вариантов экспериментального вездехода-амфибии.

Ульяновский автомобильный завод начал свою деятельность в мае 1942 года как филиал ЗИС. Предприятие в Ульяновске получило название «УльЗИС» и занималось производством легендарного «Захара» – ЗИС-5В, а в конце 1943 года освоило сборку из «ленд-лизовских» машинокомплектов американских грузовиков Studebaker. В послевоенное время здесь развернули сборку ГАЗ-ММ, а с 1954 года параллельно с «ГАЗом» наладили выпуск внедорожников ГАЗ-69. Недостатки последнего – отсутствие закрытой версии и малая грузоподъемность. Стоит отметить, что в то время набирала обороты «холодная война» между Советским Союзом и бывшими союзниками по антифашистскому блоку. Едва оправившись от тяжелейших потрясений, страна наращивала военное могущество, поэтому вся автомобильная техника проектировалась с учетом ее возможного армейского применения.

1956 год. За оригинальную двухцветную окраску и необычное решение облицовки радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, метко прозвали «сорокой».

Опытные образцы УАЗ-450 сразу же примерили «медицинский костюм».

Задача создать автомобиль с закрытым кузовом и грузоподьемностью 0,8–1,0 т была поставлена перед инженерами Ульяновского завода в 1954 году. Чтобы решить ее как можно быстрее и экономически эффективнее, рекомендовалось максимально унифицировать будущую модель с узлами и агрегатами ГАЗ-69.

В отделе главного конструктора приступили к работе одновременно по всем направлениям. Специалисты прорабатывали два варианта: модернизация машины на базе ГАЗ-69 или создание принципиально иной модели на его платформе. Ульяновцы пошли революционным путем, построив первый советский грузовой автомобиль бескапотной компоновки с кабиной над двигателем. Благодаря этому существенно вырос объем кузова при неизменной длине машины. За счет новой подвески и шин размерностью 8,40-15 грузоподьемность удалось увеличить до 750-800 кг.
1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В (сверху) отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше (фотография ниже).

Первые прототипы разрабатывались по проекту известного советского художника-конструктора Владимира Арямова. Машину отличали два ветровых стекла и ниспадающая в задней части линия крыши. За необычную облицовку передка с большой хромированной буквой «у» машину метко прозвали «сорокой».

При разработке базовой модели фургона, получившего индекс 450, предусматривалось создание на его базе нескольких модификаций, в том числе санитарной 450А, грузовой 450Д и микроавтобуса 450В. Так, например, грузовичок получил двухместную цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым воздухом.
1959 год. Опытный образец автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П и полуприцепом УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.

1959 год. Опытный образец автопоезда с седельным тягачом УАЗ-452П с полуприцепом УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.

Начало 60-х. Вся масса этого опытного снегохода АС-1 приходится на специальные лыжи, а колесный движитель полностью разгружен.

К осени 1957 года различные опытные образцы перспективного семейства прошли заводские и межведомственные испытания. УАЗ-450 пересек Каракумы, побывал на Памире, в Казахстане и за Полярным кругом. В процессе испытаний оценивались многие характеристики машин, в том числе комфортабельность. Во время дорожных тестов «санитарной» версии в салоне на носилках уложили условно больных. Автомобиль двигался по самой разбитой и ухабистой дороге на протяжении многих километров. По окончании пробега члены приемной комиссии собрались расспросить «больных», удобно ли им было ехать. Однако, подойдя к автомобилю, они услышали храп в кузове: все спали крепким сном.

Несмотря на то, что заказчиками нового семейства выступало Министерство обороны, фургону нашлось применение и в других областях. Например, торговые работники быстро оценили его возможности для доставки товаров за пределы крупных населенных пунктов, причем в любую погоду и на любом бездорожье. Испытания показали высокую проходимость автомобиля на пересеченной местности, а также подтвердили его способность преодолевать броды и покорять гористую местность.Естественно, что в процессе тестов проявились и недостатки. Так, например, нагрузка на переднюю ось оказалась очень высокой, а при движении задним ходом водителю требовалось открывать дверь для контроля движения, что было крайне неудобно.

1962 год. Полугусеничный УАЗ-451С . Вместо передних колес - лыжи.

Экспериментальный вездеход УАЗ-492 имел четыре гусеницы.

Опытный образец УАЗ-450, с внесенными в него по результатам межведомственных испытаний изменениями, представили в министерстве и утвердили в апреле 1957 года. В автомобиле содержалось 1026 оригинальных деталей и сборочных узлов, в том числе 491 – шасси и 535 – кузова. Теперь необходимо было наладить серийное производство в соответствии с требованиями Приказа министра автомобильной промышленности, датированного 16-м января 1957 года. В частности, директору УАЗа Федченко и главному инженеру Алтухову вменялось в обязанность создать к 1 января 1958 года мощности на выпуск 4 тысяч УАЗ-450 в год. Ульяновцы делали все возможное, чтобы в установленные сроки обеспечить старт производства новинки. К маю 57-го закончилась разработка технологических процессов. Самым узким местом в подготовке к производству стало изготовление крупных холодных штампов, поэтому полноценная сборка модели на главном конвейере началась лишь в 1958 году.

Начало 70-х. Экспериментальный образец трехосного полноприводного УАЗа. Грузоподъемность – 2 т.

1973 год. Еще одна опытная, 16-местная модификация с колесной формулой 6х6.

Познакомиться с новыми моделями семейства УАЗ-450 советские граждане смогли на Всесоюзной промышленной выставке, которая проходила в Москве на территории ВДНХ. Спустя некоторое время модельную линейку расширили за счет 10-местного микроавтобуса, «санитарного» автомобиля, машины для коммунальных служб и даже передвижной телевизионной станции. В КБ разрабатывались и другие оригинальные версии, например, снегоходы и седельные тягачи.

8 мая 1959 года подписан первый приказ об изготовлении на экспорт 35 санитарных модификаций. 24 экземпляра отправились в Албанию, 10 – в Индонезию, а одна – в Сирию. Встав на конвейерную ленту, семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. За это время произведено 55319 автомобилей разных модификаций, после чего 450-й уступил свое место новой модели – УАЗ-452. Она стала отправной точкой для последующей модернизации семейства и создания различных экспериментальных моделей, в том числе трехосных и даже амфибии.
Использованы материалы с сайта autocentre.ua

все теги
Комментарии21
  1. dimka_3000
    На uCrazy 15 лет 4 месяца
    я первый
  2. si133
    На uCrazy 15 лет 5 месяцев
    В прошлом году исполнилось 50 лет с начала полномасштабного
    производства ульяновской «буханки» – УАЗ-450.

    ничего не изменилось.Грустно no
  3. opachki
    На uCrazy 17 лет 10 месяцев
    эх ностальгия аж напала ..я год на грузопассажирской "таблетке" отьездил - отличная техника.
  4. Flexis
    На uCrazy 16 лет 8 месяцев
    Гусинички такие клёвые thumbup
  5. DemonOni
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    УАЗик клёвый мотор!!! thumbup Люблю УАЗики)
  6. P.I.M.P.
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    уазик хороший только для бездорожья а так всю душу вытряхнет нахер biggrin
  7. ShelbyMustang
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    да,буханка это мегааппарат!
  8. ПряНькО
    На uCrazy 15 лет 7 месяцев
    щас каждый утро и каждое вечер...сморею как сосед париться завести не может :)) а вообще нравиться он мне...:)
  9. LeeNCOLN
    На uCrazy 15 лет 9 месяцев
    Отличный пост про отличный автомобиль! thumbup
  10. Elek
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Самое грустное, что в выпускаемой до сих пор буханке, принципиальных отличий не произошло.
    По работе часто езжу пассажиром на дальние расстояния, так без поллитры тяжко что то, а в мороз и не выживешь в салоне, без сала и водки.
    После своего микроавтобуса с содроганием сажусь в новый уаз - буханка
  11. Pip_boy
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    Цитата: LeeNCOLN
    Отличный пост про отличный автомобиль!

  12. neodim
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    не пойму че в нем хорошего? hmm
  13. ZZVVSS
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    neodim,
    надёжность, раньше была.
  14. Киноман
    На uCrazy 15 лет 4 месяца
    Отличный агрегат.Простота конструкции-залог безотказной работы thumbup
  15. ilya
    На uCrazy 18 лет 17 дней
    Про комфортабельность смешно.
  16. spyker
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    ого
    редкие экземпляры
  17. Хаммерон
    На uCrazy 15 лет 8 месяцев
    нифига себе вездеходы!
  18. Nuno Gomes
    На uCrazy 15 лет 10 месяцев
    как всегда отличный пост....
  19. GrandM
    На uCrazy 15 лет 2 месяца
    Ребяты, машинка для работы. Не для города. По зимникам, с грузом - "иностранцам" не заменить.
  20. Xzibitt
    На uCrazy 15 лет 3 месяца
    Уаз хорош но!! только по бездорожю а по мне так иномарочка получше а за пост +5
  21. marriagemeaning
    На uCrazy --
    Предлагаю открыть клуб по теме! Я могу сделать сайтик с форумом, галлерей и т.п. нужно будет только скинуться на хостинг, ну что думаете?

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}