Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
68
13
13
NikoniX
На uCrazy 17 лет 6 месяцев
Авто / Мото

Уникальные советские автомобили ч.1

Все мы "очень любим" наш автопром, прямо души в нем не чаем. Но многие из нас при этом не в курсе тех возможностей, которыми были наделены советские инженеры и конструкторы.


ГАЗ-62 – наш ответ американцам



ГАЗ-62 (1952г) – прототип армейского внедорожника, создававшийся на замену хорошо зарекомендовавшего себя в войсках во время войны Dodge 3/4 (который поставлялся в СССР по лендлизу).
Автомобиль имел габаритные размеры 5000х2100х1800 мм и колесную базу размера 2850 мм, был рассчитан на перевозку 12 человек или 1200 кг груза, максимальная скрость вездехода составляла 85 км/ч. В качестве силового агрегата применялся 6-цилиндровый 76-сильный двигатель.


В конструкции этого автомобиля был применен ряд прогрессивных для того времени решений: для предотвращения попадания воды, грязи и песка барабанные колесные тормозные механизмы были герметизированы, резиновые подушки в заделках рессор снизили объем техобслуживания.
Вездеход отличался комфортабельностью: имелся мощный отопитель с обдувом ветрового стекла, а задние рессоры обладали переменной жесткостью, обеспечивая высокую плавность хода.
Кроме основного легкового варианта, была разработана также грузовая модификация машины – ГАЗ-62А с кузовом увеличенного обхема и горизонтальным расположением запасного колеса.
ГАЗ-62 прошел всенеобходимые испытания и в 1958 году был продемонстрирован в качестве перспективной модели Горьковского автозавода на Всесоюзной промышленной выставке в Москве (позднее – ВДНХ), однако в производство по непонятным причинам запущен не был.



ЗИС-Э134 макет №1



Летом 1954 г. перед только что сформированным СКВ ЗИС, первоначально насчитывавшем всего 20 человек, была поставлена задача: в короткий срок создать принципиально новый средний многоцелевой четырехосный (8×8) автомобиль сверхвысокой проходимости (он же быстроходный артиллерийский тягач АТК-6) грузоподъемностью 5-6 т.
Поскольку опыта разработки таких машин не было, то для изучения вопросов повышения проходимости колесных автомобилей, а также для оценки влияния отдельных конструктивных параметров на проходимость в течение июля-августа 1955 г. был построен опытный четырехосный (8×8) грузовой автомобиль ЗИС-Э134 макет №1.


Опытный ЗИЛ-Э134 доказал свою состоятельность. Практически не уступая гусеничному тягачу по проходимости и силе тяги, он обладал рядом существенных преимуществ - выше скорости движения по шоссе и ресурс ходовой части, дешевле эксплуатация.
Проведенные испытания позволили выявить направления дальнейших исследований. И разработчику, и заказчику хотелось видеть более совершенную машину. Согласно требованиям военных, ее грузоподъемность должна была быть не менее 6 т, вес буксируемого орудия вырос вдвое.
Тем не менее бесценный опыт, полученный при проектировании, постройке и в ходе испытании ЗИЛ-Э134 макет №1, давал уверенность в успешном выполнении нового задания на высоком техническом уровне.



ЗИС-Э134 макет №2



С целью определения параметров и конструктивных решений водоплавающего автомобиля 9 апреля 1956 г. был построен опытный образец 8×8 ЗИС-Э134 макет №2.
Он отличался от своего предшественника водоизмещающим корпусом, отсутствием упругой подвески колес (на основании опыта испытаний ЗИС-Э134 макет №1), наличием водомета (установлен не сразу) с поворотным насадком, выполняющим функции водяного руля.
Рабочее колесо водомета заимствовали от танка ПТ-76. По силовой установке, трансмиссии, движителю и по системе управления новая машина не отличалась от ЗИС-Э134 макет №1.

Уникальные советские автомобили ч.1




МАЗ-505 (1962) – опытный полноприводный грузовик с бортовой платформой, создававшийся для армии.



В серийное производство эта модель не пошла, скорее всего уступив другой новинке тех лет – ГАЗ-66.

Машина, созданная под руководством ведущего конструктора А. И. Филиппова в отделе главного конструктора ЗИЛ, возглавляемого В. А. Грачевым, обладала рядом интересных особенностей.
Шасси имело равномерное размещение трех (2100 + 2100 мм) осей по базе, силовой агрегат (двигатель ЗИЛ-130, форсированный до 165 л.с.) со сцеплением и коробкой передач расположили между первой и второй осями, а стеклопластиковую кабину со стальными дверями — перед двигателем.
Трансмиссию выполнили по н-образной схеме, то есть с бортовой раздачей потока мощности так, чтобы колеса каждого борта имели жесткую (бездифференциальную) кинематическую связь между собой.
Двухдисковое сцепление снабжалось гидравлическим приводом, а механическая 5-ступенчатая коробка передач — дистанционным управлением. Цилиндрический дифференциал межбортовой раздаточной коробки оснастили механизмом блокировки.
На коробку передач монтировался механизм отбора мощности с гидронасосом для привода самосвального кузова или оборудования для внесения удобрений.
Изменение направления движения обеспечивалось поворотом передних и задних управляемых колес за счет гидравлической системы без жесткой связи между передней и задней управляемыми осями.
На автомобиль устанавливались шины 16.00–20 диаметром около 1400 мм, что в сочетании с независимой подвеской обеспечивало дорожный просвет от 480 до 590 мм, централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и дисковые вентилируемые тормоза с двухконтурным гидроприводом, которые размещались не в ступицах колес, а на бортовых редукторах передних и задних управляемых колес.
Среди серийных грузовиков ЗИЛ-132 Р в то время не было равных. Более того, показатели проходимости у машины были столь высоки, что она свободно конкурировала, а во многих случаях и превосходила гусеничные тракторы, использовавшиеся на селе.
Но автомобиль построили в единственном экземпляре.



ЗиЛ-Э167 – снегоход повышенной проходимости



ЗиЛ-Э167 (1963) – экспериментальный колесный вездеход повышенной проходимости, разработанный для применения в условиях полного бездорожья при неблагоприятной климатической обстановке. Машина создавалась с применением узлов и агрегатов от практически готового к тому времени шасси «135Л», рама которого была дополнительно усилена.
В движение супервездеход приводился двумя двигателями ЗИЛ-375 по 118 л.с. каждый, мощность передавалась по бортовой схеме. Размещались двигатели сзади, для лучшего охлаждения были предусмотрены воздухозаборники по бокам кузова.
Огромные колеса, обутые в шины размерностью 21.00-28 и диаметром 1790мм на уникальных стеклопластиковых (!) сборных дисках с металлическими элементами, весили почти в три раза меньше металлических аналогов. Дорожный просвет машины с этими колесами составлял 852 мм, днище было закрыто стальными листами для защиты агрегатов и лучшего скольжения по снегу и грязи.


Кабина водителя и пассажиров была также изготовлена из стеклопластика, в салоне были установлены продольные сиденья. Кабина, позаимствованная у ЗиЛ-135Л, и салон отапливались независимыми отопителями. Кроме прочего на машину устанавливалась лебедка с тяговым усилием в 7 тонн.
Подвеска соответствовала таковой на 135Л, барабанные тормоза приводились в действие гидропневматической системой. Во время испытаний машина показала себя отлично, максимальная скорость зимой по шоссе составляла 75 км/ч, по снежной целине 10 км/ч.
Однако в серию вездеход не пошел, так как из-за сложности конструкции трансмиссии уступал в плане ремонтопригодности гусеничному тягачу ГТ-1.



ЗИЛ-49061



ЗиЛ-49061 — трехосный полноприводный плавающий автомобиль на базе вездехода ЗиЛ-4906. Входит в состав поисково-спасательного комплекса "Синяя птица".
На этих амфибиях установили двигатели ЗИЛ-131 с механическими коробками передач; применили независимую подвеску всех колес, два гребных винта; передние и задние колеса сделали управляемыми, причем связь между теми и другими обеспечивалась гидрообъемным следящим приводом, благодаря чему поворот задних колес начинается после поворота передних на угол больше 6°.
Очень нестандартным было решение по тормозным механизмам: они дисковые, но размещались не в колесах, а в корпусе машины.
Машины комплекса 490 успешно прошли испытания и выпускались серийно в течение многих лет. Эти "Синие птицы" и поныне несут службу в Военно-космических силах. Замены им нет.
Две машины 4906 были посланы в Германию во время охвативших ее наводнений летом 2002 г., где очень эффективно использовались для эвакуации жителей из районов затопления. В Европе не нашлось ничего подобного, что вызвало у немцев чувство восхищения и откровенной зависти.
Кроме того, в состав комплекса "Синяя птица" входил ЗИЛ-2906.




ЗИЛ-2906 — шнекороторный снегоболотоход, возимый на грузовом ЗИЛ-4906. После усовершенствования получил индекс 29061.



Болотоход оснащался двумя роторно-поршневыми двигателямми ВАЗ с бортовой схемой трансмиссии, корпус и шнеки - из алюминиевого сплава, кабина - из стеклопластика.
Столь уникальным комплексом, обладающим благодаря ЗИЛ-29061, практически абсолютной всепроходимостью, по сей день не обладает ни одна страна в мире.



ЗИЛ-4904



Шнекороторный снегоболотоход вездеход ЗИЛ-4904 построен в 1972 году, является самым большим в мире. Полезная нагрузка — 2,5 тонны. Однако он развивал очень небольшую скорость - 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.


Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника.
Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе.



ВАЗ-Э2121 "Крокодил" – ранний прототип легендарной Нивы



ВАЗ-Э2121 «Крокодил» (1971) - ранний прототип экспериментального ВАЗ-2121, с рамой и открытым кузовом, отключаемыми передним и задним мостами. В дальнейшем конструкция автомобиля была практически полностью изменена, всего было выпущена два опытных экземпляра этой модели.



АЗЛК-2150 – прототип внедорожного Москвича




АЗЛК-2150 - легкий внедорожник от АЗЛК, созданный в СССР в 1973 году, в рамках проекта по созданию компактного комфортабельного внедорожника. Агрегатная часть прототипа была унифицирована с моделью М-2140, планировавшейся в то время к производству. Всего было создано два прототипа М-2150 с брезентовым и жестким верхом.
Московский внедорожник получился отличным по концепции от «Нивы», более приближенным к «классическим» внедорожникам — с отдельной лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами.
В соревновании трех заводов (на АвтоВАЗе — будущий ВАЗ-2121 «Нива», а на ИЖ-маше — Иж-14) победил АвтоВАЗ, сумевший создать наиболее комфортабельную и конкурентоспособную на мировом рынке, хотя и менее «внедорожную», конструкцию.


Прототипом М-2150 заинтересовалось военное ведомство, формально от министерства обороны был получен заказ на выпуск 60 тысяч автомобилей в год на заводе в городе Кинешма, однако до производства дело так и не дошло.



ВАЗ-Э2122 – армейский внедорожник из Тольятти



ВАЗ-Э2122 (1976) – первый вариант опытного, плавающего внедорожника, разрабатывавшегося по заказу Министерства Обороны СССР (изначально проект создавался по собственной инициативе завода). Машина была сконструирована с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», который готовился к производству в то же время.
Э2122 отличалась от аналогов в первую очередь оригинальным дизайном, не выдававшим в ней амфибию, небольшими размерами и маневренностью (кпримеру радиус поворота на воде и суше практически не отличался).
Герметичный кузов позволял автомобилю при помощи вращения колес передвигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч. Двигатель объемом 1,6 литра, постоянный полный привод, способствовали неплохой маневренности автомобиля (на суше и на воде), который совершенно не уступал «старичку» УАЗ-469.
От УАЗа (в целях унификации) прототипу досталась лебедка и фаркоп, по просьбе военных бамперы были сделаны максимально плоскими, с утопленными в них фонарями, чтобы можно было толкнуть застрявший впереди автомобиль, лобовое стекло и рамки боковых дверей складывались.
Кроме того «джип» был оснащен двумя бензобаками, а конструкция кузова предусматривала установку носилок.


На первом варианте машины тент не имел боковых окон, однако при испытаниях стало ясно, что обзорности назад катастрофически не хватает и они были внесены в конструкцию.
Однако герметичность кузова плохо влияла температурный режим работы «нивовских» агрегатов, в результате чего они быстро выходили из строя, легкий кузов не выдерживал серьезных нагрузок. Но прототип заказчикам все равно понравился, было решено продолжать работу и конструировать второй вариант джипа.
ВАЗ-2Э2122 – второй вариант плавающего джипа


ВАЗ-2Э2122 (1977) – второй вариант плавающего внедорожника для армии, созданный на базе прототипа Э2122.
На этом прототипе конструкторы ВАЗа постарались учесть все пожелания военного ведомства и избавится от недостатков первой версии: перегрева двигателя и трансмиссии, поломок в выпускной системе, плохой обзорности, а также проработать несколько других важных моментов, вроде возможности запуска при низких температурах.



УАЗ-452К – трехосная буханка






УАЗ-452К (1973 г.) – экспериментальный шестнадцатиместный автобус с колесной формулой 6х4.



На базе этого автобуса были разработаны реанимационные автомобили «Медея» для нужд грузинских горноспасателей. Также существовал вариант с колесной формулой 6х6, позже в Грузии было налажено мелкосерийное пр-во реанемобилей с 1989 по 1994 примерно по 50 штук в год.
Но это проект не был похоронен – автомобиль выпускался с 1989 по 1994 кооперативом «Вездеход» из грузинского города Болниси.

все теги
Комментарии12
  1. LeeNCOLN
    На uCrazy 15 лет 9 месяцев
    Автор, есть есть возможность - поправь пост чтоб картинки соответствовали писанине.
  2. lechyv
    На uCrazy 13 лет 2 месяца
    а чё на этой базе умну был такой вездеход. правда чинить его часто приходилось. а так-норма. thumbup
  3. NikoniX
    На uCrazy 17 лет 6 месяцев
    Автор поста
    Цитата: LeeNCOLN
    Автор, есть есть возможность - поправь пост чтоб картинки соответствовали писанине.

    пост собирал в 4ре утра, мог допустить ошибки. Подскажите, какие фото не соответствуют?
  4. lechyv
    На uCrazy 13 лет 2 месяца
    Шнекороторный снегоболотоход вездеход ЗИЛ-4904 -канечно полное уёбище, но зато в болоте не встанет. bye
  5. vyaz1c
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Никто и не умаляет заслуг советских ученых, инженеров и т.д. Другое дело то, что мы имеем на сегодняшний день в рашке, всецело стараниями, единодушно любимым и поддерживаемым обыдленными дегенератами, правительством.
  6. Реактор
    На uCrazy 11 лет 6 месяцев
    Столь уникальным комплексом, обладающим благодаря ЗИЛ-29061, практически абсолютной всепроходимостью, по сей день не обладает ни одна страна в мире.

    а мы обладаем ! единственный экземпляр не разваливается от времени, только потому, что его птицы засрали
  7. Senjur
    На uCrazy 12 лет 4 месяца
    шнекороторный снегоболотоход)нишьяк


    шнекороторный снегоболотоход)нишьяк
  8. Cassel
    На uCrazy 15 лет 8 месяцев
    Все было бы на уровне, если бы не происки империализма.
  9. Иванчек
    На uCrazy 14 лет 7 месяцев
    Цитата: Реактор
    а мы обладаем !

    Обладали...
    ---
    Шнекоболотоход был придуман давн, но ток шнекоход, для катания по снегу... Задолго до власти советов.
    Поищи на тьюбике ролик про их развитие. :)
  10. StrazM
    На uCrazy 11 лет 11 месяцев
    Москвич 2150 построен на агрегатах 412-го Москвича, 2140 с 1976 года выпускаться стал. На 2150 стоял опытный дефорсированный 412-й мотор 70 л.с.
    А ведь Москвич единственный завод в СССР, на агрегатах которого внедорожники серийно не выпускали! Зажмотили деньги видимо

    62-й газик позже перерос в 66-й газон

    Как говорят, военные хотели москвич 2150 для себя делать, но когда показали плавающий луаз 967, от москвича отказались и от ваз 2122 тоже
  11. DarkPrizrak
    На uCrazy 13 лет 4 месяца
    vyaz1c,
    я с тобой соглашусь что, правительство некогда не будет хорошим, даже если его сменить на 100% всё равно там останется дегидеративная быдлятина. ВАЗ 2110 разработали ещё в 1980 году а хули толку.
  12. prapor721
    На uCrazy 12 лет 3 месяца
    Цитата: StrazM
    Москвич 2150 построен на агрегатах 412-го Москвича, 2140 с 1976 года выпускаться стал. На 2150 стоял опытный дефорсированный 412-й мотор 70 л.с.
    А ведь Москвич единственный завод в СССР, на агрегатах которого внедорожники серийно не выпускали! Зажмотили деньги видимо

    62-й газик позже перерос в 66-й газон

    Как говорят, военные хотели москвич 2150 для себя делать, но когда показали плавающий луаз 967, от москвича отказались и от ваз 2122 тоже
    -все гораздо проще!!!АЗЛК и ВАЗ параллельно разрабатывали внедорожники.в 1976 году был какойто съезд партии.к нему и готовили подарок партии.но так совпало что еще и была какая то годовщина "товарища Тольятти" и Брежнев выбрал ниву только по политическим мотивам.дабы рвануть попу перед итальянскими коммунистами.хотя машина была очень сырой на тот момент а москвич был готов к производству на 97%.что касается газ-62он никуда не переростал.газ-66 самостоятельная разработка. З.Ы во время ВОВ мой дед ездил на Додже 3/4.даже фотка сохранилась.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}