Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Автор:
Дибенко
Печать
дата:
17 октября 2018 13:19
Просмотров:
2660
Комментариев:
1
Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Для таких целей и придумали бронетранспортеры, получившие широкое распространение в послевоенное время, на которое пришлись годы боевой молодости нашего сегодняшнего героя.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.




Изначально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего – пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.

Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 – бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.

Снаружи


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

На фото: White M3A1 Scout Car


Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

На фото: ГАЗ-63


В отличие от своего штатского «коллеги», «сороковой» не имел рамы. Вместо неё несущую основу играет сварная бронекапсула, призванная защитить экипаж от попадания пуль и осколков.


САМАЯ ТОЛСТАЯ БРОНЯ СПЕРЕДИ – ТАМ ТОЛЩИНА ЛОБОВОГО ЛИСТА ДОСТИГАЕТ 12 ММ, А ПО БОКАМ – УЖЕ НЕ БОЛЕЕ 6-8 ММ.
Правда, вся эта защита кажется ненужной после того, как узнаешь, что этот БТР – кабриолет. Крыши как таковой у автомобиля нет – ее роль заменяет брезентовый тент, способный укрыть бойцов разве что от непогоды.


Сделано это было после того, как оказалось, что получившаяся машина оказалась перетяжеленной для «газоновского» движка.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Однако военных бронетранспортер удовлетворил. На испытаниях он преодолевал брод глубиной до 0,9 метра, подъемы крутизной под 30 градусов и рвы шириной до 0,75 метра, ведь дорожный просвет машины составляет весьма впечатляющие 276 мм, а для пущего повышения проходимости БТР оснастили 18-дюймовыми шинами с протектором в виде «косой елки», характерной для большинства отечественных внедорожных автомобилей. При этом максимальная скорость машины по пересеченной местности достигала 35 км/ч, а на хороших дорогах этот показатель можно было увеличить вдвое. Добавьте к этому двухтонный прицеп на буксире – и вы получите вполне удобную и многоцелевую машину для нужд разнообразных войск.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


И еще одна деталь, сразу заметная при беглом взгляде на переднюю часть машины – это мощная цепь передней лебедки. Оказывается, она здесь механическая и имеет привод от коробки отбора мощности, причем трос, разматывающийся аж на 75 метров, вполне легко вытягивает машину из «плена».


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Внутри

Чтобы пробраться в салон, нужны навыки эквилибриста: узкая бронедверь открывается под острым углом, прикрывая седоков от возможного обстрела. Чтобы забраться внутрь, нужно влезть в неудобный лаз, ужом ввертываясь за гигантскую «баранку» рулевого колеса. Впрочем, при наличии навыка посадка на обитую кожзамом табуретку – процедура не самая сложная.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Несмотря на высоту, на которую приходится забираться, посадка на этой табуретке очень низкая. Кажется, что это спорткар и что до земли – всего несколько сантиметров клиренса. Сложно отсюда и вылезти – чтобы не удариться о притолоку корпуса, нужно исполнить пару гимнастических элементов. Передние амбразуры оборудованы откидными бронекрышками, оснащенными пулестойкими «триплексами», прикрыв которые вы сводите обзорность машины до нуля. Форточек и боковых зеркал тут тоже нет – зато имеются смотровые щели, которые расположены на «скулах» корпуса слева и справа, они при необходимости блокируются наглухо, при этом обеспечивая хоть какой-то боковой обзор и вентиляцию водителю и командиру.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.





Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Еще сложнее приходится бойцам: ведь помимо мехвода и командира, БТР может принять на борт до восьми бойцов в полном вооружении. Сидеть на откидных десантных страпонтенах и табуретках с притороченной к броне мягкой обивкой некомфортно, но больше всего задаешься вопросом – как бойцы в полном обмундировании с «калашниковыми» наперевес быстро запрыгивали и выскакивали из машины? Оказывается, все просто: для спешивания бойцов предназначена двустворчатая дверь в корме корпуса.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


При первом взгляде на переднюю консоль (если эту железяку вообще можно сравнить с панелями современных автомобилей) глаза разбегаются – ведь такое количество тумблеров и рычажков наверняка вводило в ступор солдат- срочников.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Ан нет: специально для пользователей конструкторы оставили «руководство по эксплуатации» – спереди разместился целый иконостас из табличек, информирующих всех несведущих о схеме переключения передач, правильности подключения переднего моста или работы систем охлаждения. На панели приборов множество стрелочных шкал, среди которых оказались спидометр и аж два датчика температуры – системы охлаждения двигателя и температуры масла.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
На ранних броневиках специально для лучшей читаемости приборов ночью шкалы и указатели покрывались тонким слоем соли радия. Разумеется, радиоактивный металл ощутимо «фонил»: местами счетчик Гейгера зашкаливал на отметке 8 000 микрорентген в час (для сравнения, природный фон радиации обычно составляет 30 мкР/ч!). Однако ничего ужасного в этом не было – по крайней мере для тех, кто не намеревался нюхать или лизать эти приборы: благодаря высокому рассеиванию гамма-лучей на дистанции в один метр радиоактивный фон падал до естественного. К тому же соли радия активно применялись и в других советских приборах военного комплекса, пока не были найдены более безопасные заменители. Нет радиоактивных элементов и у нашего героя – в процессе реставрации он получил приборы, которые для лучшей читаемости покрыли безвредным люминофором.


Для связи с войсками командиру полагается радиостанция Р-113, короб которой разместился перед командирским сиденьем. Штатно БТР комплектовался пулеметом Горюнова калибром 7,62 мм, которым экипаж мог успешно отбиваться как от низколетящих воздушных целей, так и вести огонь по живой силе противника, а также – прикрывающий огонь для десантирующихся пехотинцев. Наша машина – разумеется, демилитаризованная, то есть пулемет с неё демонтирован, но хранится совсем рядом – в гараже у хозяина. Ну а в реальных боевых условиях и сами бойцы могли вести огонь прямо на ходу – через четыре лючка-бойницы в бортах машины.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


За рулем

Чтобы оживить «газоновское» сердце нашего броневика, потребуется целая процедура. Забудьте о простом повороте ключа зажигания! Сначала тумблером надо включить «массу», без этого на военных автомобилях никак – отключив рычажок, мы полностью обесточиваем машину, а не выключаем мотор. Ищу следующий тумблер на панели приборов: зажигание. Щелчок – и выжимаем напольную педаль стартера, предварительно не забыв вытянуть ручку подсоса на себя (вы ведь не забыли, что наша машина карбюраторная?). Вот теперь можно и трогаться – правда, появилась новая задача: сдать назад.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Обзора назад тут нет, ориентируюсь только по вынесенным далеко вперед зеркалам заднего вида, установленных владельцем и хоть как-то облегчающим маневрирование. Ни на одной машине их не было, а для помощи неопытному водителю в осознании габаритов БТР-а на передних крыльях примостились кругляши белого цвета. Зад на табуретке без каких-либо ремней безопасности (а зачем?), руки обнимают обод руля, размерами превосходящий колесные диски этих ваших кредитных Фокусов, ноги на педалях, взгляд – в триплексы лобового стекла, и в голове уже звучит гагаринское: «Поехали!».


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Помните про усилители руля, которые имели вполне широкое распространение за рубежом в те годы? Забудьте и про них! Назовите меня сексистом, но БТР – машина для настоящих мужиков, ведь чтобы повернуть рулевое колесо, нужно приложить недюжинную силу. Выжимаю длинноходную педаль сцепления, немного раскручиваю нижневальную «шестерку», почти неслышно работающую на холостых оборотах, и пятитонная махина начинает движение, издавая ласкающий слух низкочастотный гул, создающий впечатление монументальности и прочности. Если вы ожидали от БТР какой-то динамики в разгоне с места до максимальной скорости в 60 км/ч, то я вас огорчу. Разгон – как у груженого грузовика, уверенный и нерасторопный. И это недалеко от истины – ведь мы уже усвоили, что основные агрегаты тут позаимствованы от полноприводного брата ГАЗ-51, модели ГАЗ-63.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Но самое интересное начинает происходить при переключении передач – ведь коробка тут несинхронизированная, и для правильного включения нужной передачи нужно осваивать хитрую науку переключения с двойным выжимом. Хотя это для нас сегодняшних это экзотика, пережиток прошлого, а в годы молодости этой машины владение этой техникой было обязательным для водителя, чтобы он быстро не вывел из строя трансмиссию.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Даже остановить броневик не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Я плавно выжимаю педаль тормоза, а машина… не тормозит. Что такое? Ласкового отношения БТР не любит – на педаль нужно давить, словно давишь кованым сапогом капиталистическую гидру, и только после этого пятиметровая махина соизволит остановиться. Да-а, а ведь на нем служили – успели «сороковые» и повоевать в локальных конфликтах по миру.

Впервые проверку на прочность в боевых условиях «сороковой» прошел в конфликте в Венгрии в 1956 году. Использовали его и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, а в ряде стран эти машины даже состояли на вооружении и даже получали собственные модификации. Так, в Индонезии нашему герою сварили закрытый бронекорпус, на который водрузили башню с пулеметом. После обновления парка мотострелковых войск более современными бронетранспортерами «сороковые» передавались в другие роды войск, где использовались для учебных целей или в качестве машин войскового обеспечения. С вооружения России последние БТР-40 были сняты в 1993 году.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


История покупки

Как вы думаете, где можно купить такой БТР? Съездить на один из военных полигонов, где, возможно, вам повезет найти остатки броневика, тихо ржавеющие на задворках и ожидающие своей участи быть сданными в ближайший пункт металлолома? Все гораздо проще. Алексей, будущий владелец, нашел его по объявлению на Авито (в очередной раз удивимся – чего же там только нельзя приобрести!), где продавался корпус с документами. Выкупив броню, Алексей привез его в Москву, где и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. Фактически, от оригинальной машины Алексею достался только бронекорпус, который впоследствии отпескоструили и привели в форму. Силовым агрегатом, «раздаткой», карданами и мостами поделился донорский ГАЗ-63, а все детали были отмыты, перебраны и заново окрашены.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


Очень многие вещи Алексею пришлось создавать с нуля по сохранившимся историческим документам и фотографиям, но после завершения процесса восстановления машина почти полностью идентична оригиналу. Поскольку документы на автомобиль уже были оформлены заранее, Алексею пришлось лишь съездить в Гостехнадзор и зарегистрировать машину на свое имя. Кстати, для регистрации подобного авто необходимы права тракториста. Получив номерные знаки, БТР имеет полное право передвигаться по дорогам общего пользования. Впрочем, активная эксплуатация машины – явление нечастое, обычно БТР участвует во всевозможных праздничных мероприятиях и военно-исторических слетах.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.


История модели

Впервые широкой публике новый бронетранспортер был показан на военном параде 1951 года, когда несколько машин проехало по брусчатке Красной площади в день годовщины Великой Октябрьской революции. На базе бронетранспортера появилось множество модификаций, несших свою службу не только в мотострелковых, но и в пограничных или внутренних войсках. На его базе были построены тягачи противотанковых гаубиц и зенитные самоходные установки, оснащенные спаренным крупнокалиберным пулеметом КПВ. Использовали их и для командирских и штабных автомобилей.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

На фото: ГАЗ 40 Опытный (БТР 40) '1948


В 1956 году для защиты от ядерного оружия был создан бронетранспортер БТР-40Б, получивший закрытый бронекорпус, в котором размещалось только шесть десантников и два члена экипажа. Модификация была принята на вооружение в 1958 году. Также в те годы появилась и машина радиационной и химической разведки, получившая индекс РХ – она имела дополнительную систему очистки забортного воздуха, а также набор для взятия проб и измерения уровней радиации. Экипаж разведывательного бронетранспортера состоял из четырех человек.


Тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40.

На фото: ГАЗ 40 (БТР 40) ‘1950–60


Самым необычным вариантом стало переоборудование броневиков в железнодорожные бронедрезины. БТР-40ЖД мог перемещаться как по обычным дорогам, так и по рельсам с помощью стальных катков, размещенных на откидных консолях с пружинными амортизаторами. На железнодорожных путях дрезина могла разогнаться до скорости в 65 км/ч. С помощью двух переносных аппарелей два человека за 10 минут могли установить и снять машину с путей. Рельсовые БТР получили широкое распространение и несут службу в составе бронепоездов и по сей день, в качестве машин дозора.

Массовое производство БТР-40 было прекращено в 1960 году, когда его заменили более современными и проходимыми БРДМ-1 и ГАЗ-40П. Но это уже были совсем другие машины.



0 не понравился
19 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Kopcap_Tomsk
Дата:
(17 октября 2018 15:43)
#1
Хорошая подборка фотографий !!! Как раз в тему ))) Собираю модель БТР-40 от трампа и уже сейчас вижу что надо переделать в модели ...

Томская область > Северск [ссылка]
8 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх