Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
12 ноября 2019 20:50
Просмотров:
1432
Комментариев:
1
Мотороллеры были весьма популярной техникой в советские годы, но особым разнообразием их ассортимент не отличался. Тульский мотозавод предлагал потребителям свои "Тулы", "Туристы" "Тулицы" и "Муравьи", а Вятско-Полянские машиностроители давали стране "Вятки" да "Электроны". Лишь в первой половине 60-х годов в СССР официально поставляли чехословацкие мотороллеры Cezeta, которые за характерную внешность сразу же получили народное прозвище "свинья".

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР




Cezeta 502/05 образца 1964 года

Выпуском компактных "Чезет" занималось предприятие CZ Strakonice A.S, которое в послевоенные годы стало частью объединения Jawa. Конструкцию этих необычных машин создал инженер Ярослав Кох, который в свое время прославился как создатель довоенных мотоциклов Praga. Однако, еще в 1940-м им был не только разработан, но и запатентован мотороллер оригинальной конструкции с несущим кузовом.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



На протяжении последующих лет Ярослав Кох продолжал работать над созданием мотороллеров, и в 1957-м году наконец-то были выпущены первые серийные образцы — 300 экземпляров модели Cezeta 501.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



После реставрации показания одометра обнулили

Аппарат с несущим кузовом был длиннее своих аналогов, его передняя часть кузова напоминала торпеду, а под вынесенной вперед фарой оказалось нечто, напоминающее бампер. Топливный бак расположился в верхней части кузова вместе с фарой, в результате чего под водительским сиденьем освободилось достаточно места для хранения багажа и инструментов. На мотороллер Cezeta установили трубчатый мотоциклетный руль, кикстартер и 1-цилиндровый 2-тактный двигатель мощностью 8 л. с., аналогичный мотору легкого мотоцикла CZ-175.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 501 оснастили круглым спидометром и довольно большими 12-дюймовыми колесами, что было не очень характерно для скутеров. Силовой агрегат кстати тоже размещен не по-мотороллерному – на качающемся рычаге подвески, а по-мотоциклетному – на несущей конструкции аппарата. Через год над бензобаком установили багажник, а замок зажигания перенесли на верхнюю часть щитка ближе к спидометру.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Благодаря большим колесам чехословацкий мотороллер отличался устойчивостью и хорошей проходимостью, к тому же была возможность использовать для него детали мотоциклов Cezet, что упрощало техническое обслуживание. Мотороллер Cezeta 501 неоднократно подвергался модернизации, и ко всем последующим модификациям к «501» добавлялось их цифровое обозначение.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Новая модель Cezeta 501/01 отличалась довольно несовершенной системой воздушного охлаждения, тогда как на других европейских аналогах уже использовалась принудительная система охлаждения. Конструкторы завода «Чезет» это учли, и третье поколение мотороллера Cezeta 501/03 оснастили вентилятором, а также гидравлическими амортизаторами и 12-вольтовым электрооборудованием. На мотороллер Cezeta 501/05 установили динамостартер и рычажную подвеску заднего колеса.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



В 60-х годах «Чезета» стала экспортироваться в 20 стран мира, в том числе и в СССР, где составила конкуренцию отечественным «Вяткам» и «Тулам». Появление 172-кубового мотороллера на фоне «Вятки» с объемом двигателя 150 куб.см, и «Тулы» с объемом 200 куб.см сыграло свою роль в том, что специалисты отечественного мотостроения не стали разрабатывать собственные мотороллеры аналогичной кубатуры. В общей сложности чешский завод CZ выпустил 43 тысячи мотороллеров Cezeta 501.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Конструкторы завода продолжали работать над увеличением мощности мотороллеров, что требовало и изменений ходовой части. Так, в декабре 1960-го года появился новый 172-кубовый мотороллер Cezeta 502. Мощность двигателя новой модели удалось довести до 9,5 л.с., улучшить систему охлаждения и сбалансировать тепловое напряжение, что позволило избежать перегрева мотора на подъеме.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР







Мотороллер Cezeta 502, разгоняющийся до 90 км/час, оснастили повторителями поворотов, световой сигнализацией и глушителем измененной конструкции, а звуковой сигнал перенесли с ветрового щитка под кузов. Мотороллеры Cezeta 502 были двухцветными и предлагались в шести вариантах сочетания цветов. Как и мотороллер Cezeta 501, модель Cezeta 502 также имела свои модификации, среди которых наиболее заметными стали 502/05 и 502/06 — Cezeta DeLuxe. Эти мотороллеры отличались довольно стильным внешним видом благодаря фигурному литому рулю с встроенным в него овальным спидометром на манер Jawa. За все время существования мотороллера Cezeta 502 было выпущено 72 тысячи единиц.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



В 1960-м мотороллеры «Чезет» стали выпускать по лицензии в других странах, включая Новую Зеландию, где они получили обозначение N-Zeta. Несмотря на то, что в нашей стране достаточно большую популярность приобрела модель Cezeta 501, мотороллер Cezeta 502 был представлен на отечественном рынке в довольно ограниченном количестве.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



В 60-х годах в СССР чешские мотороллеры «Чезета» считались дефицитом и, наряду с «Явой», были пределом мечтаний наших мотолюбителей. Чешские мотороллеры стоили дороже, чем отечественные, что было вполне объяснимо, так как по качеству изготовления и основным характеристикам они оставляли далеко позади «Тулу» и «Вятку».

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



На чехословацком заводе CZ производились также грузовые трехколесные мотороллеры Cezeta 505. Небольшим тиражом был выпущен и боковой прицеп Druzeta, который стал последней разработкой инженера Ярослава Коха. Для мотороллеров «Чезет» можно было использовать на только прицеп, но и мобильный багажник на одном колесе, прицепив его сзади. В 1964-м году завод был вынужден свернуть производство мотороллера «Чезета» как бесперспективное и убыточное, так и не выпустив модель Cezeta 503, которая была почти готова.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



На фото представлена модификация 502/05 образца 1964 года. Одноцилиндровый двухтактный (9,5 л.с. при 5 000 об/мин) мотор Cezeta запускается династартером – генератором, совмещающим в себе функцию стартера. На случай севшего аккумулятора можно воспользоваться съемной педалью кикстартера, которая спрятана в багажнике под сиденьем.

Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР



Cezeta 502: самый желанный мотороллер в СССР

0 не понравился
21 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх