uCrazy.Ru / Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С».

Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С».


Минобороны России после прихода нового министра стало всё больше открываться людям. Это проявляется и в том, что на военные объекты начали пускать не только военных. А после не очень длительных согласований на один из самых закрытых танковых полигонов Западного военного округа (ЗВО) допустили и нас, журналистов вполне мирного интернет-издания. Точки пересекающихся интересов нашлись быстро: у армии есть самоходная техника, которая интересна и нам как журналистам-транспортникам, и читателям, которые перед любым самодвижущимся экипажем готовы снять шляпу. Особенно если он украшен пушкой или пулеметом.

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Не каждый день с той стороны трубки ты слышишь: «Привет, тут есть возможность посмотреть бронетехнику и даже покататься на ней, хочешь?» Конечно, о чем речь?! Щенячья радость сменяется томительным многодневным ожиданием. Спустя несколько дней все подтверждено: впереди ворота полигона Головеньки и суровые военные парни. Под их сопровождением двигаемся через лес по бетонным плитам и въезжаем в рай для танкистов: изрытая гусеницами целина, полосы препятствий, рвы, огневые позиции и танки, большое количество бронетехники. В итоге перед нами громила 2С19М1, а точнее, самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С»: 42 тонны абсолютного превосходства и огневой мощи почти в три с половиной метра высотой. Внушает….




Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.





САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.
Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.
Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!







Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.








В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.
Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.
Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.












Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С небольшим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая – так и должно быть. Включение передачи – с лязгом. Педаль газа – отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Единственное – чтобы запарковать «саушку», нужен помощник. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. В плане управления в «Мста-С» все должно быть грубо, жестко и максимально честно, все-таки это военная техника. После такой поездки от мандража трясутся руки.


Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.




Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.
В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.







Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.
Достаточно извалявшись в грязи и наигравшись в войнушку, надо отдавать «саушку» тем ребятам в камуфляжной форме – похоже, они уже заждались. Они знают, что надо делать с этой машиной, но хочется надеяться, что экипаж «Мста-С» будет использовать весь ее огневой потенциал только на учениях и в мирное время. Тем временем, держим путь в солдатскую столовую, все-таки война – войной, а обед по расписанию.


Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.



«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.
Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.
Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.



Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.
А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.
Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.






Угол вертикальной наводки орудия составляет колоссальные 68 градусов. Два снаряда, выпущенных в кратчайший промежуток времени с разных углов вертикальной наводки, способны подорваться в одном месте и в одно время. Вес осколочно-фугасного снаряда – 46 килограммов, а дальность выстрела почти 25 километров. Скорострельность орудия 7-8 выстрелов в минуту: почти 350 килограммов доводов в минуту, для не особо понятливых. Страшно представить, что может «объяснить» взвод из трех САУ «Мста-С»?
Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.



Андрей Минеев

[media=https://www.youtube.com/watch?v=
vEoh_hY45Mk]


Источник.
3 апреля 2016 20:28
Вернуться назад