uCrazy.Ru / Cheap Trick. История.

Cheap Trick. История.


С мейнстримом рок-квартет Cheap Trick флиртовал недолго - каких-то пять-шесть лет, еще на стыке 70-х и 80-х. Этого было достаточно, чтобы создать репутацию первоклассной команды, одну из ударных сил нового направления, получившего название power pop. Сладкая мелодичность, отсылающая к Beach Boys и Beatles, несколько крикливый хард-рок в духе The Who, звонкие гитары на манер Byrds - взятые в правильных пропорциях, эти ингредиенты превратили Cheap Trick в силу, с которой нужно было считаться, а главное, на которую можно было равняться. "Мы звучим, как Cheap Trick, только гитары у нас громче", - заявлял лидер Nirvana Курт Кобейн в интервью журналу "Rolling Stone". Не одно поколение альт-рокеров могло бы подписаться под этими словами, не одна хард-рок-команда училась сценическому мастерству и студийной сноровке у Cheap Trick, которых сегодня смело можно назвать первыми поп-панками, скрестившими в своей музыке скорость, энергию, юмор, драйв, мелодичность и эффектность.

Первое имя, которое приходит на ум при упоминании Cheap Trick, - это имя лид-гитариста и основного автора команды Ричарда Нильсена (Richard Nielsen), который родился 22 декабря 1946 года в Рокфорде, Иллинойс. Гитара была для него не просто рабочим инструментом, а идолом, вещью, которую он чувствовал и знал досконально, так что со временем сам начал совершенствовать этот инструмент и создавать собственные модели.


Richard Nielsen


Но в конце 60-х, когда разворачивалась предыстория Cheap Trick, Рик Нильсен был обычным подростком, который заболел рок-н-роллом, успел поиграть в нескольких молодых рок-командах, пока наконец вместе с приятелем Томом Питерссоном (Tom Petersson) не собрал собственную рок-группу Fuse. Том Питерссон (родился 9 мая 1950 года) играл на бас-гитаре и тоже пробовал сочинять музыку (а в будущем, как и Нильсен, приложится к усовершенствованию своего любимого инструмента).


Tom Petersson


В 1969 году группа Fuse представила дебютную пластинку, которая благополучно канула в Лету. А музыканты решили попытать счастья в другом месте. Они перебрались из Рокфорда в Филадельфию, где собрали новый коллектив, окрестив его Sick Man of Europe. Несмотря на европейские аллюзии в названии, да и в саунде, гастрольный тур по Европе в 1972 году вряд ли можно было назвать удачным. Вернуться героями в родной Рокфорд не получилось, но Рик и Том не опустили руки, а бросили клич по друзьям и знакомым и собрали новый состав. Еще раз переименованная команда - теперь они представлялись как Cheap Trick - включала, кроме Нильсена и Питерссона, барабанщика Бана И. Карлоса (Bun E. Carlos) и лид-вокалиста Рэнди "Ксено" Хогана (Randy "Xeno" Hogan).


Bun E. Carlos


Дело было в конце 1973 года. До начала полноценной карьеры Cheap Trick оставались считанные месяцы. За это время участникам предстояло убедиться, что Хоган далеко не самая удачная кандидатура на пост вокалиста и подыскать ему замену. С приходом в команду Робина Зандера (Robin Zander), бывшего фольк-певца, а по совместительству ритм-гитариста, Cheap Trick приобрели тот спаянный, уверенный вид, в котором проживут с небольшими вариациями до начала третьего тысячелетия.


Robin Zander


Репетиции шли полным ходом, концертные площадки гудели с каждым разом все более одобрительным гулом, музыканты без передышки объезжали Америку, знакомясь с самой разной публикой. В 1975-77 годах они давали в среднем по 200 концертов в год, включая и памятные выступления на разогреве у Kinks, Kiss, Карлоса Сантаны, AC/DC и Queen. Совершенствуя до блеска живые шоу (благо, было у кого поучиться), выверяя по реакции слушателей качество своих песен, команда мало-помалу накапливала материал для первых студийных альбомов. Между тем Рик Нильсен, все еще пребывавший в поиске собственного стиля игры, нередко записывался как сессионный музыкант, в том числе вместе с KISS, Элисом Купером (Alice Cooper) и Hall & Oats.

Наиболее удачливой в попытке заманить команду в свои сети оказалась звукозаписывающая компания Epic Records. В начале 1977 года она опубликовала дебютную пластинку группы "Cheap Trick". "Взрывная смесь увлекательных мелодий в духе Beatles, наступательной энергии на манер The Who и слегка извращенного юмора в стиле Move", - писали рецензенты о релизе, особенно подчеркивая драйв и динамизм записи. Этот немного жесткий, приземистый альбом пользовался определенной популярностью в Америке, которая однако не шла ни в какое сравнение с успехом группы в Японии, где "Cheap Trick" уже через несколько недель стал золотым.



Накопленного за три гастрольных года материала оказалось достаточно, чтобы еще до конца 1977-го выпустить второй лонг-плей "In Color". Поклонники команды оценили контраст с первым релизом. Спродюсированный мягче и приглаженней, "In Color" позволял насладиться прежде всего мелодичностью и обаянием их музыки. Наградой команде стал еще один золотой сертификат в Японии и убедительные тиражи на родине. Американские рок-фаны радовали группу традиционно хорошим приемом, но японские меломаны давали им сто очков вперед. Когда в начале 1978 года квартет приехал в Страну Восходящего Солнца, они почувствовали себя настоящими суперзвездами. Такого ажиотажа они не могли себе даже представить: билеты на все концерты тура были распроданы за два часа, а огромный стадион "Бадокан" заполнен до отказа.



Шоу на этом стадионе, еле вместившем всех желающих, дало отличный материал для следующего альбома "Heaven Tonight", выпущенного в 1978 году. Он занимал промежуточное положение между двумя первыми релизами, скрестив громогласность и жесткую энергию дебюта с интересными композиционными приемами и яркими песенными идеями, которыми порадовал "In Color". Группа умело балансировала между мощным роком стадионного размаха и гладким продюсированием, опирающимся на синтезаторы и студийные эффекты. В 1978 году в активе команды появился первый хит-сингл "Surrender".



Концертный альбом "At Budokan", в 1979 году изданный специально в Штатах и объединивший лучшие моменты японского турне, завербовал на сторону Cheap Trick еще несколько десятков тысяч американских рок-фанов. Оригинальные варианты композиций, уже известные меломанам, казались бледной тенью на фоне драйвовых, захватывающих версий, которые команда исполняла со сцены. Ушераздирающие гитары и сладкие мелодии, характерные для Cheap Trick, - это те краеугольные камни, на которых основывался уже зарождающийся хард-рок и грядущий альтернативный рок. "At Budokan" совершил настоящий коммерческий прорыв: альбом больше года оставался в поп-чарте, добравшись до четвертой позиции американского хит-парада, и разошелся трехмиллионным тиражом. Концертная версия трека "I Want You to Want Me", изданная отдельным синглом, до сих пор остается одной их самых известных песен в каталоге Cheap Trick. В 1979 году она стала первым поп-хитом группы, финишировавшим в Тор 10 США.



Четвертая пластинка "Dream Police" (1979) тоже основывалась прежде всего на концертных материалах и имела не меньший успех, чем "Heaven Tonight". Альбом "Dream Police" засветился в первой десятке хитов, нашел свыше миллиона покупателей и катапультировал два отличных сингла - "Voices" и "Dream Police".

При всей плотности рекордингового графика в закромах у команды оставались еще десятки треков, которым не нашлось места на основным альбомах. Часть этих сокровищ попала на мини-диск 1980 года "Found All the Parts".

Саунд альбома "All Shook Up" (1980) музыканты доверили продюсеру Beatles Джорджу Мартину (George Martin). И, в общем-то, не прогадали. Релиз уверенно продавался, хотя и не повторил достижений "Dream Police". Винить в этом можно было отсутствие настоящих хитов, поскольку сингл "Stop This Game" на эту роль явно не тянул.



Разонравилась роль бас-гитариста группы и Тому Питерссону, который ретировался сразу после публикации "All Shook Up". Его жизненные планы изменились - он собирался создать новую рок-команду вместе с женой Дагмар (Dagmar).

А в планы Cheap Trick входили прежде всего поиски нового басиста (им стал Джон Брант (Jon Brant)), обкатка нового материала и подготовка следующего лонг-плея. Брант дебютировал в составе Cheap Trick во время студийных сессий, пополнивших их дискографию альбомом "One on One" (1982). Инаугурация прошла успешно, лонг-плей получил платиновый сертификат, а группа еще раз подтвердила свое реноме крепкой, качественной рок-команды.



Однако за восемь лет поступательного движения что-то во внутренней кухне Cheap Trick разладилось, какая-то искра исчезла из творческого процесса. Придавая записям все более приглаженный и, казалось бы, коммерческий вид, команда получала обратный результат - снижение интереса к их новым работам, вялый прием у меломанов, колкости на страницах прессы. Лонг-плей "Next Position Please" 1983 года, отданный на откуп звездному продюсеру Тодду Рандгрену (Todd Rundgren), не подарил фанам ни одного стоящего сингла и уже через 11 недель исчез из поп-чарта. Именно этим отсутствием эффектных "приманок" можно объяснить тот факт, что этот очень неплохой и качественно сделанный альбом был настолько обделен вниманием публики. Еще более печальная участь постигла следующие релизы - "Standing on the Edge" (1985) и "The Doctor" (1986), которым действительно очень не хватало внутреннего задора. огонька, свежести звучания.



Попытку возродить этот гаснущий огонек группа предприняла в 1988 году, когда в ряды Сheap Trick вернулся Питерссон, успевший за годы отсутствия записать сольный альбом "Tom Peterson аnd Another Language". В поисках оптимального саунда команда обратилась за помощью к нескольким профессиональным композиторам и поэтам-песенникам. Это сработало. Изданный в 1988 году лонг-плей "Lap of Luxury" для поклонников квартета прозвучал как оглушительный выстрел. Причем попавший прямо в десятку. Команда пополнила свою копилку платиновых дисков, завладев вниманием слушателей, во-первых, отличной кавер-версией хита Элвиса Пресли "Don't Be Cruel", а во-вторых, еще более удачной собственной балладой "The Flame" - первым хитом номер один в их карьере.



К сожалению, это был кратковременный выброс созидательной энергии, правильно рассчитанной и умело нацеленной. Следующая пластинка "Busted" (1990) успела только мелькнуть в первой сотне бестселлеров, не порадовав ни одним сколько-нибудь заметным хитом. Дальше пошло еще хуже.

Истек рекординговый контракт, поредел концертный график. Как-то ослабел былой энтузиазм. На четыре года группа почти полностью исчезла из поля зрения. Период безвременья закончился в 1994-м году, когда коллектив провел успешные переговоры с компанией Warner Brothers и вернулся в строй с новой записью "Woke Up With a Monster". Ничего действительно монструозного в этой работе не было. Разве что полный провал релиза - две недели в чарте (с кульминацией на 123-й позиции) не проводил еще ни один альбом Cheap Trick. Завладеть вниманием рок-фанов не помогло даже вмешательство продюсера Теда Темплмена (Ted Templeman), известного по работе с Van Halen, который пытался помочь команде нащупать баланс между хард-роком и приятным поп-саундом.

В середине 90-х группа ничем не могла удивить современных рок-фанов. А вот о том, чем эта команда была двадцать лет назад, напомнил концертный альбом "Budokan II", в основу которого легли памятные шоу в Японии, сыгранные в 1978-79 годах.

Между тем, как бы ни складывалась внешняя судьба команды, не было силы, которая заставила бы музыкантов разбежаться в разные стороны. В годы относительного затишья они находили занятия "по интересам". Бан И. Карлос взял на себя обязанности архивариуса команды, сохраняя все студийные и концертные материалы, которые иногда появлялись в продаже с подзаголовком "Bun E's Bootlegs". Робин Зандер провел несколько самостоятельных туров и в 1993 году выпустил сольный альбом "Zander".

Том Питерссон долгое время вынашивал идею создания 8-струнной бас-гитары, а когда такая модель появилась и он ее освоил, он заказал для себя 12-струнную гитару. В его коллекции есть уже несколько 12-струнных монстров, сделанных для него разными фирмами, а также впечатляющая экспозиция, состоящая из редких 4, 5 и 8-струнных бас-гитар. Еще более фанатичным коллекционером оказался Рик Нильсен, собравший свыше 250 гитар, включая и эксклюзивные модели, к разработке которых он имел самое непосредственное отношение. По его заказу в разные годы было создано несколько десятков новых моделей, в том числе уникальная гитара с пятью деками. Нильсен прославился и как изобретательный дизайнер медиаторов, которые он во время концертов десятками выбрасывает в зал.

Группа, учениками которой называли себя Nirvana и Smashing Pumpkins, в 90-е годы оказалась не у дел. В очередной раз оставшись без контракта, музыканты, как уже бывало раньше, начали искать достойный выход из ситуации. На помощь им пришли молодые набирающие силу альт-рокеры, которые в свое время испытали влияние Cheap Trick. К примеру, Smashing Pumpkins пригласили команду Нильсена открывать их концерты в рамках американского турне 1995 года, а летом 96-го не сдающиеся ветераны очень неплохо выступили на передвижном фестивале Lollapalooza Tour.

Изданный по горячим гастрольным следам бокс-сет "Sex, America, Cheap Trick" сопровождался хвалебными отзывами в прессе и повлиял на удачный исход переговоров с инди-лейблом Red Ant-Alliance. Группа готовила очередной камбэк. Поначалу все шло как нельзя лучше. Успешный сингл "Say Goodbye" предшествовал публикации нового альбома "Cheap Trick" (1997), уверенной записи, финишировавшей в американском Тор 100. Однако насладиться успехом и тем более закрепить его группа не успела - буквально через несколько недель после релиза компания Red Ant-Alliance объявила себя банкротом.

Снова предоставленные сами себе, четверо музыкантов основали собственный лейбл Cheap Trick Unlimited. Пробой пера новой компании стал живой альбом "Music for Hangovers" (1999). В основу релиза легли четыре необычных концерта, сыгранные командой в Чикаго весной 1998 года, каждый из которых был посвящен одному из первых четырех альбомов группы.

В 2000-м четверка подготовила первый авторизованный сборник хитов, который так и назывался - "Authorized Greatest Hits". И продолжала поддерживать интерес рок-фанов неутомимыми гастролями. Изданный в 2001 году DVD "Silver" напоминал о событиях двухлетней давности - юбилейном шоу, разыгранном Cheap Trick в родном Рокфорде в честь 25-летия творческого пути. Программа этого памятного шоу включала как минимум по одной песне с каждого альбома, а несколько треков были исполнены в сопровождении струнного оркестра.

После длительного перерыва каталог группы пополнился и новым студийным альбомом "Special One" (2003), который создавался необычным для группы образом - в написании и доработке песен участвовали все без исключения музыканты, так что авторские права можно было распределять между всеми поровну. Питерссон подчеркивал, что, в отличие от большинства остальных попыток группы, "Special One" звучал как целостное произведение, а не подборка разрозненных песен.

Через три года четверка представила свежий лонг-плей "Rockford". Первым синглом вышла симпатичная песня "Perfect Stranger", соавтором и продюсером которой выступила Линда Перри (Linda Perry). Присутствие еще двух продюсеров - Стива Альбини (Steve Albini) и Джека Дугласа (Jack Douglas) - помогло раскрыть разные грани творческого почерка Cheap Trick, причем раскрыть на удивление убедительно. Подчеркнутая мелодичность, красивые вокальные гармонии и нетривиальные гитарные ходы - такой отличной форме на 33-м году существования можно было только позавидовать.

---

































---
Cheap Trick - Surrender
---
P.S. Фото собраны не лучшие, но других найти не смог.
18 декабря 2007 13:55
Вернуться назад