uCrazy.Ru / Культовые Личности. Дэвид Финчер.

Культовые Личности. Дэвид Финчер.

Культовые Личности. Дэвид Финчер.

Дэвид Финчер родился 10 мая 1962 года в городе Денвер, штат Колорадо, но вырос он в Калифорнии. Возможно соседство с Голливудом объясняет его увлечённость кино с раннего детства. После просмотра вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969) Финчер решает связать свою судьбу с кинематографом и в восемь лет уже снимает собственные любительские фильмы.

Начало карьеры

В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных киносъёмках, Финчер трудоустраивается на студию Korty Films простым рабочим (в его обязанности входит перенос и установка камер). Вышедший на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса «Звёздные войны» «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back), производит сильное впечатление на Финчера. Он поступает в компанию по производству спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает участие в работе над картинами «Возвращение джедая» (Return of the Jedi, 1983) и «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984) и «Бесконечная история» (The NeverEnding Story, 1984).

В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться производством рекламы на телевидении и покидает ILM. На новом поприще его ждёт успех. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом (American Cancer Society), привлекает внимание к режиссёру. В этом мрачном видео он показывает младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать, Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.

В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films, где начинает снимать высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ режиссёра — видео «Janie's Got A Gun» Aerosmith, «Love Is Strong» The Rolling Stones, «Freedom» Джорджа Майкла. Но наибольшую известность получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создаёт видео на песни «Express Yourself», «Vogue». Многие считают, что эти клипы, и сегодня удивляющие своей открытой сексуальностью, одни из лучших в творчестве певицы.

Став известным режиссёром, Финчер, тем не менее, периодически продолжает снимать музыкальные и рекламные видео, одни из последих его работ такого рода — клип на композицию «Only» группы Nine Inch Nails, коммерческие ролики для Hewlett-Packard и Heineken. В своих видеоработах Финчер руководствуется теми же принципами, что и в кино. Появление новых технологий меняет изображение, стоит лишь сравнить первые его работы и последние. То, с помощью чего сделана та или иная работа зависит от совершенствования оборудования. Но всё же полёт визуальной мысли в рекламных и музыкальных клипах для Финчера значительно шире — в кино больше ограничений, накладываемых продюсерами, сценаристами и прочими участниками съёмочного процесса.

Культовые Личности. Дэвид Финчер.


1990-е

Дебютом Финчера в большом кино становится картина «Чужой 3» (1992), которая продолжает фантастическую историю о Чужом, начатую режиссёрами Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном. Во время работы над фильмом у Финчера возникают серьёзные разногласия с представителями студии-производителя «Двадцатый век Фокс», в частности, режиссёра не устраивает слабость предложенного сценария. Студию же не устраивали методы работы Финчера, слишком мрачное и бескомпромиссное видение истории Эллен Рипли, желание режиссёра придать саге религиозный, клерикальный смысл. В итоге под напором руководства Фокс, Финчер покидает студию на завершающей стадии съёмочного процесса. Студия доделывает картину без участия режиссёра. Лента выходит в прокат и едва отбивает средства, затраченные на производство. Фанаты сериала также прохладно принимают фильм. До последнего времени среди поклонников Финчера и саги о Чужих ходили слухи о том, что существует альтернативная режиссёрская версия картины. Но Финчер никогда не возвращался — этот факт подтвердился выходом специального DVD переиздания фильма Чужой. На нём представлена расширенная версия картины — из неё частично можно понять чего же хотел на самом деле добиться Финчер. Также в буклете к изданию Фокс опровергает существование режиссёрской версии и публично приносит извинения Финчеру. Тем не менее репутация не самого удобного для студий режиссёра сохраняется за Финчером и по сей день.

После некоторой паузы, заполненной съёмками музыкальных и рекламных видео, Финчер триумфально возращается на большие экраны с триллером о серийном убийце «Семь» (1995). В этом фильме впервые в творчестве Финчера возникает образ большого американского города, в котором почти всё время идёт дождь и очень редко светит солнце, — в таком пространстве действуют герои этой и последующих картин режиссёра. Лента получает прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров кассовых сборов 1995 года, и это несмотря на отсутствие так любимого американскими зрителями хэппи-энда. Финчер ещё раз демонстрирует, что нетривиальные финалы картин — один из его излюбленных режиссёрских приёмов. Многие критики называют фильм «Семь» в числе лучших триллеров в истории кино, отмечая прекрасную игру актёров Кевина Спейси, Моргана Фримена и Брэда Питта. С последним у Финчера складываются тёплые отношения на съёмочной площадке и с тех пор они являются близкими друзьями.

Кафкианский триллер «Игра» (1997) стилистически продолжает предыдущую ленту. Рассказанная Финчером история преуспевающего банкира, чья жизнь вдруг резко меняется после полученного на 48-летие необычного подарка, воспринимается некоторыми критиками как современная версия фильма нуар. В «Игру» же мечтает поиграть теперь каждый зритель, а концовка заставляет зрителей сомневаться и пересматривать фильм на видео неоднократно.

Самый громкий фильм Финчера — картина 1999 года «Бойцовский клуб», поставленная по мотивам одноимённой книги Чака Паланика. В съёмках этой ленты снова участвует Брэд Питт, его герой Тайлер Дёрден ведёт непримиримую борьбу с обществом потребления, зачастую прибегая к террористическим методам. В «Бойцовском клубе» раскрывается сатирический талант Финчера, картина высмеивает мужские комплексы, некоторые реалии американской жизни (например, клубы взаимопомощи), современное искусство и многое другое. Странная политика компании-дистрибьютора и резко негативная реакция большинства американских критиков, обвинивших режиссёра в пропаганде насилия и вандализма, способствуют провалу фильма во внутреннем прокате. И снова разногласия со студий Фокс — на этот раз по поводу главной проблемы Финчера — невозможности уложиться в бюджетные рамки. По этой причине Финчер так ни разу и не получает права окончательного монтажа. Какими были бы «Бойцовский Клуб» и другие картины Финчера на самом деле, зрителю остаётся только догадываться. В мире «Бойцовский клуб» делает неплохие сборы, кроме того, лента становится одним из лидеров видеопроката, так что, в целом, картина приносит неплохую прибыль. Фильм приобретает статус культового, извращённая философия саморазрушения Тайлера Дёрдена приходится по вкусу многим зрителям. После событий 11 сентября 2001 года финал «Бойцовского клуба» получает новое звучание. А Финчер заслуженно приобретает славу поэта своего поколения, главного режиссёра поколения — того что описано в бойцовском клубе — человека способного на киноманифесты.

2000-е

Подвергшийся за картину «Бойцовский клуб» всевозможным нападкам, свой следующий фильм «Комната страха» (2002) с Джоди Фостер в главной роли Финчер снимает не выходя за рамки жанра традиционного триллера. Режиссёр разыгрывает ситуацию «женщина, попавшая в ловушку в собственном доме» по всем правилам голливудского кино. Лента делает хорошие кассовые сборы, но разочаровывает бо́льшую часть поклонников Финчера. Финчера ругают за непоследовательность и за то, что он отворачивается от тех кому посвятил Бойцовский Клуб.

Тем не менее, именно «Комната Страха» показывает то, на что способны современные технологии и способность Финчера довести картинку до совершенства с их помощью. Именно здесь присутсвует тот самый знаменитый большой проезд, в котором камера залетает в замочную скважину, стены не представляют собой препятствия, а стёкла полностью нарисованы на компьютере. Именно здесь становится важным не то, что снято, а как это снято. И нарушая порой законы реальности, Финчер ставит перед собой целью создать безупречную картинку и заставить зрителя погрузиться в происходящее и верить каждому кадру и движению героев.

В очередной раз Финчер поднимает главную тему своих картин — в современном мире можно расчитывать только на свои силы и никто тебе не поможет.

Позже Том Круз приглашает Финчера для съёмок фильма «Миссия невыполнима-3», но вскоре увольняет его из-за разногласий, убеждая всех при этом, что он очень хочет поработать с Дэвидом.

С 2001 года Финчер начинает выступать в качестве исполнительного продюсера в проектах других режиссёров. Самый известный из них — «Короли Догтауна» (Lords of Dogtown, 2005) Кэтрин Хардвик — меланхоличный фильм о скейтерах семидесятых, рисующий картину целого поколения. Желание рассказать о немного другом поколении появляется у протеже Финчера — Фреда Дёрста (солиста и фронтмена группы Limp Bizkit). И именно его Финчер приглашает в качестве режиссёра. Фред Дёрст восхваляет Дэвида в своих произведениях, а в режиссёрских работах чётко следует за его стилем, при том что Финчер постоянно учит Дёрста режиссуре. В интервью они нахваливают друг друга и мечтают наконец поработать вместе. Тем не менее планы Фреда меняются и Финчер уже и сам готов снимать это кино, как вдруг на горизонте появляется Кэтрин Хардвик с её дебютной картиной «Тринадцать» о трудной жизни подростков. Финчер восхищается её особым визуальным стилем, который Кэтрин и привносит в «Догтаун». Фильм ждёт полный провал в прокате — при том, что отзывы достаточно положительны.



Весной 2007 года на экраны после многочисленных задержек наконец выходит новый фильм Дэвида Финчера «Зодиак» — история о расследовании дела серийного убийцы Зодиака, совершившего в Сан-Франциско 37 преступлений за двенадцать лет. В основе картины лежат реальные события конца шестидесятых. Одну из главных ролей исполняет восходящая звезда американского кино Джейк Гилленхол. «Зодиак» — первая картина в истории голливудского кинематографа, полностью снятая на цифровую камеру Thompson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. В США фильм получает прекрасную прессу, однако оглушительно проваливается в национальном прокате, не собрав и половины из вложенных в производство средств. Однако, успех ленты среди кинопрофессионалов несомненен — «Зодиак» отобран для участия в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2007 года.

На май 2008 года запланирована премьера следующей картины Финчера — драмы «Бенджамин Баттон» по одноимённому рассказу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда с Брэдом Питтом и Кейт Бланшетт в главных ролях. Картина также будет снята на Thompson Viper и продемонстрирует зрителю возможности современных технологий. В картине главный герой, которого играет Брэд Питт, будет проживать жизнь наоборот — то есть с возрастом молодеть. Снять подобное возможно только сегодня — Финчер делает дубли как с Бредом Питтом, так и с другими, более молодыми актёрами, на лица которых затем будет наложено лицо Бреда Питта. Возможности подобной технологии Финчер уже опробовал, сняв рекламный ролик для популярного в Америке брэнда попкорна.

Возможные, озвученные самим Финчером, планы на будущее следующие:

* сделать анимационный полнометражный фильм, только при помощи компьютерной графики;
* экранизировать комикс «Торсо» про серийного убийцу, времен Аль Капоне;
* сделать римейк картины «Реинкарнация Питера Прауда» (1975)
* экранизировать роман Артура С. Кларка «Рандеву С Рамой»

Режиссёрский стиль

В картинах Финчера прослеживается влияние Стивена Спилберга. И восхищение этим режиссёром видно во всём творчестве Дэвида. Достаточно сказать, что именно Финчеру принадлежит знаменитая фраза — про челюсти.

Финчер очень дружен со Стивеном Содербергом и Спайком Джонсом — другими неординарными современными режиссёрами. Финчер сыграл камео у обоих из них — у Содерберга в «Во всей красе», а у Спайка Джонса в фильме «Быть Джоном Малковичем».

Визуальный стиль Финчера всех удивляет и вызывает восхищение. Он самобытен настолько, что кто бы не пытался копировать даже самые простые приёмы Финчера (примеры существуют и в российском кино), терпят неудачу. У всех выходит безвкусно и нелепо. Поэтому в серьёзном кино никто и не берётся подражать одному из самых оригинальных режиссёров современного кино. Хотя его влияние, как и влияние Спилберга, нельзя недооценивать.

Фильмография
Режиcсер
1. Забавный случай с Бенджамином Баттоном (2008)
Curious Case of Benjamin Button, The
2. Зодиак (2007)
Zodiac
3. Video Hits: Paula Abdul (видео) (2005)
4. Комната страха (2002)
Panic Room
5. Madonna: The Video Collection 93:99 (видео) (1999)
6. Бойцовский клуб (1999)
Fight Club
7. Игра (1997)
Game, The
8. Семь (1995)
Se7en
9. Aerosmith: Big Ones You Can Look at (видео) (1994)
10. Dangerous: The Short Films (видео) (1993)
11. Чужой 3 (1992)
Alien³
12. Madonna: The Immaculate Collection (видео) (1990)
13. Beat of the Live Drum, The (1985)

Продюсер
1. Любовь и другие катастрофы (2006)
Love and Other Disasters
2. Короли Догтауна (2005)
Lords of Dogtown
3. Ticker (2002)
4. Powder Keg (2001)
5. Звезда (2001)
Star
6. Угонщик машин и киллер (2001)
Car Thief and the Hit Man, The
7. Follow, The (2001)
8. Chosen (2001)
9. Ambush (2001)

Актер
1. Во всей красе (2002) ... Film Director
Full Frontal
2. Быть Джоном Малковичем (1999) ... Christopher Bing, в титрах не указан
Being John Malkovich
29 декабря 2007 08:53
Вернуться назад