uCrazy.Ru / Никита Богословский - самый юморной композитор

Никита Богословский - самый юморной композитор

Никита Богословский - самый юморной композитор

Родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге. Окончил совтрудшколу в Ленинграде (1920–1929). Еще школьником брал уроки у классика русской музыки А.К. Глазунова (1926–1928). В 1930 году поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции (экстернат), которую успешно окончил в 1934 году.
Никита Владимирович Богословский – один из выдающихся отечественных композиторов, дирижеров, пианистов и литераторов. Первым его сочинением был вальс, написанный им в 8-летнем возрасте и посвященный дню рождения дочери Л.О. Утесова. В 15-летнем возрасте в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты «Ночь перед Рождеством», написанная юным композитором. Самого Никиту Богословского на премьеру не пустили, билетерша заявила: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».
В списке произведений Н.В. Богословского – симфоническая и камерная музыка, сочинения для музыкального театра, песни и музыка к кинофильмам и мультфильмам. Он автор 8 симфоний, написанных в период с 1940 по 1991 год, симфонической повести «Василий Теркин» (1950–1963), двух струнных квартетов (1931, 1988), музыкальных драм по А. Блоку: «Незнакомка» (1972) и «Балаганчик» (1976), балета «Королевство кривых зеркал» (1953), одноактной оперы «Соль» (1932–1980), 17 оперетт и музыкальных комедий, в том числе «Одиннадцать неизвестных» (1946), «Весна в Москве» (1972), «Раскинулось море широко» (1943), «Алло, Варшава!» (1967) и др.
Композитор сочинил музыку к 52 драматическим спектаклям (в том числе «Факир на час», «Свадебное путешествие», «В сиреневом саду»); 58 художественным фильмам: «Остров сокровищ» (1937), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939), «Таинственный остров» (1941), «Ночь над Белградом» (1941), «Александр Пархоменко» (1942), «Два бойца» (1942), «Пятнадцатилетний капитан» (1945), «Безумный день» (1956), «Разные судьбы» (1956), «Олеко Дундич» (1958), «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1961), «Всадник без головы» (1973), «Жили три холостяка» (1967) и др.; к 49 мультфильмам: «Кто в сапогах» (1938), «Айболит» (1939), «Бармалей» (1941), «Кораблик» (1956), «Кошкин дом» (1958), «Дюймовочка» (1964), «Мой зеленый крокодил» (1966), «Скамейка» (1967) и др.
Никита Богословский написал около 200 песен, среди которых такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды», «Три года ты мне снилась», «Лизавета», «Старый извозчик», «Днем и ночью», «Почему ж ты мне не встретилась», «Уходит бригантина», «Звезда моих полей», «Аленушка», «Солдатский вальс», а также музыкальную картинку «Старая Одесса», две увертюры в классическом стиле, музыку для многочисленных эстрадных спектаклей и радиопостановок.
Как дирижер Н.В. Богословский выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами объездил весь мир.
Н.В. Богословский опубликовал множество статей, заметок, критических материалов в центральной и московской прессе, а также книги: «Божества и убожества» (1964), «Музей муз» (1968), «Тысяча мелочей» (1973), «Очевидное, но вероятное» (1981), «Интересное кино» (повесть-гипербола, 1990), «Завещание Глинки» (роман-сатира, 1993), «Заметки на полях шляпы и кое-что еще» (1997). Известен он и как автор юмористических и сатирических произведений, часто публиковавшихся во многих газетных и журнальных изданиях. Вел авторские передачи на телевидении и радио.
Н.В. Богословскому присвоены почетные звания народного артиста СССР (1983), народного артиста РСФСР (1978) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968). Он награжден орденами «За заслуги перед Отчеством» IV степени (1998), Трудового Красного Знамени (1971), Красной Звезды (1946), французским орденом «За артистическую деятельность» (1978), болгарским орденом «Кирилл и Мефодий» I степени (1986), медалью имени А.В. Александрова (1986), а также 17 военными и гражданскими медалями. Полный кавалер знака «Шахтерская слава» (1966, 1968, 1973).
В 1976–1980 годах Н.В. Богословский являлся членом Правления Союза композиторов СССР, а с 1981 по 1985 год – членом Правления Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов (1938), Союза кинематографистов (1958), Союза театральных деятелей (1984). С 1965 года был членом и Союза журналистов, однако вышел из него по собственной инициативе в 1984 году. Являлся Почетным президентом Ассоциации друзей Франции (1974).
В разные годы увлекался разведением экзотических рыбок, содержал 3 огромных аквариума. Еще одной признанной «специальностью» Н.В. Богословского считался розыгрыш друзей, который иногда строился по сложным законам драматургии.


Афоризмы:


• Нос негра, красный от пьянства
• Умной женщине столько лет, сколько на самом деле
• Совесть у него была. Но у нее не было зазрения.
• Моя заветная мечта: увидеть хоть кого-нибудь из телеведущих в профиль
• К старости он не поседел: в этом ему любезно помогла лысина.
• В кривом зеркале многие выглядят красавицами
• Проснулся в холодном поту: видел во сне сон Веры Павловны
• Как хорошо быть интеллигентом… Наверное…
• …Когда в детстве я был мальчиком…
• Руководство кушает, народ ест.
• Изысканную жизнь вел Геня Уткин. Целыми днями изыскивал деньги на бутылку.
• Не верьте слухам, пока их официально не опровергнут.
• Все поняли: нельзя больше жить так, как жили прошедшие 80 лет. И стали жить еще хуже.
• Я не вижу в политике нынешнего правительства ничего прогрессивного, кроме налога
• Еще такой молодой композитор, а уже без бороды.
• Самые неудобные места в зрительном зале - это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе.
• Хорошо воспитанные люди уходят с презентаций голодными.
• Про пьяниц и гуляк в некрологах обычно пишут: << Покойник был большой жизнелюб >>
• - << Волга >> ? - << Вольво >>. - Мать родная!
• Ему везло в карты чаще, чем полагается порядочному человеку
• Когда нет денег, то лучше еще, чем хуже.
• Лучше быть больным, но богатым, чем бедным, но больным.
• Она была красива до безобразия.
• Чем выше уровень безработицы, тем чаще возникают новые государственные праздники.
• - Не такие же у нас в министерстве дураки, чтобы...
- Такие! Такие!
• Самые популярные словосочетания в нашей прессе: << ... остается напряженным >> и << ... удалось скрыться >>.
• Белую рубашку следует надевать два раза. Затем она делается серой, и ее еще долго можно носить
• Ввиду отсутствия всего остального иностранцы обычно говорят, что у нас им больше всего понравились люди.
• В гостях хорошо, а дома... лучше и не вспоминать.



Проделки


Меня зовут Сигизмунд Кац

Вместе с моим другом и коллегой Сигизмундом Кацем мы гастролировали в Донбассе. Концерты шли одновременно на двух площадках. На одной первое отделение отрабатывал он, на другой — я. В антракте нас быстренько на машинах меняли. Гастроли затянулись, мы смертельно надоели друг другу, и я решил положить конец нашим выступлениям. В первом отделении я вышел на сцену и сказал: «Здравствуйте, меня зовут Сигизмунд Кац». И отыграл и спел весь его репертуар. После «рокировки» на ту же сцену вышел другой человек, представился Сигизмундом Кацем и заиграл уже слышанные зрителями мелодии… Что тут началось: скандал, из обкома звонят в Москву, гастроли прервали, Кац обиделся. А я был на три месяца исключен из Союза композиторов.

За пьесу «Павлик Морозов» — ни х…

У писателя Виталия Губарева была такая манера: позвонит и обрадует — вечером приеду. И бросает трубку — его вовсе не волновало, свободен я вечером или занят. К одному его визиту я подготовился: поехал в Радиокомитет к Юрию Левитану, попросил его наговорить текст. И гостей на вечер назвал побольше. Съехались гости, прибыл и Губарев. Сидим, пьем, я сделал вид, что включаю радио, а на самом деле врубил магнитофон. Узнаваемый голос Левитана вещает: «…В области драматургии присудить: Лавреневу Борису Андреевичу — Сталинскую премию первой степени… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — Сталинскую премию третьей степени…» Шум, гам, поздравления… Счастливый Губарев бежит в магазин за шампанским, фруктами, пир продолжается. Кто-то предложил послушать «Последние известия» целиком. Включаю вторую пленку. Левитан перечисляет фамилии лауреатов и заканчивает выступление словами: «…Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов» — ни х…».

Первый розыгрыш

ПЕРВЫЙ свой розыгрыш Никита Богословский устроил, еще учась в школе. Зимой по пожарной лестнице он забрался на пятый этаж школы, прижался носом к окну и постучал. Учительница, увидев его физиономию, упала в обморок…

Подлинный Левитан…

ОДНАЖДЫ Богословский попросил знаменитого диктора Левитана нарисовать что-нибудь на листке бумаги. Тот отпирался, говорил, что никогда не умел рисовать, но Никита Владимирович его все-таки уломал. Левитан нарисовал домик с идущим из трубы дымком. Этот детский рисунок Богословский вставил в рамку, повесил у себя дома и с каждым, кто приходил к нему в гости, спорил, что это подлинный Левитан…

А я так ждал!!!

НИКИТА Богословский и Марк Бернес делили на двоих номер в киевской гостинице. Никите Владимировичу срочно потребовалось улететь на несколько дней в Москву, а когда он вернулся, то первым делом позвонил от портье в их шикарный номер и сказал женским голосом: «Ах, дорогой мой! Я уже вернулась, раздевайся, я сейчас к тебе зайду…» Вот тут-то портье и сообщил, что, пока Богословского не было, Бернес из экономии переехал в более скромный номер, а в «люкс» поселили министра внутренних дел Украины Серова.
…Лет через десять Богословский встретил Серова на приеме в американском посольстве и напомнил ему ту давнюю историю. На что министр ответил: «А я так ждал!!!»

Капиталисты-бракоделы

КАК-ТО Богословский привез из-за границы ручку, которая заправлялась специальными чернилами. Брызнешь кому-нибудь на костюм — жуткие чернильные кляксы, человек в шоке, но… проходит несколько минут и кляксы испарялись, не оставляя никаких следов. На приеме в «Метрополе» Никита Владимирович решил испытать чудо-ручку на разных знаменитостях. Реагировали по-разному: Евгений Евтушенко рассмеялся, Сергей Михалков рассердился… А Марк Донской был от ручки в восторге и в конце концов упросил композитора одолжить ему ее напрокат. И вот приходит радостный Донской в ресторан и брызгает на официанта чернилами, предвкушая, как через пару минут они оба весело посмеются. Откуда ему было знать, что коварный Богословский заправил ручку настоящими чернилами? Чтобы успокоить бедного официанта, Донскому пришлось выложить кругленькую сумму. А Никита Владимирович сделал вид, что не менее Донского возмущен «капиталистами-бракоделами».

Бюсгалтеры для нимф

ДОСТАВАЛОСЬ от Богословского не только друзьям, но и предметам неодушевленным: голые алебастровые нимфы в фонтане дома отдыха на следующий день после приезда композитора обзавелись бюстгальтерами с ценниками из соседнего магазина.
16 января 2008 15:28
Вернуться назад