uCrazy.Ru / Роланд Эммерих: режиссёр-катастрофа

Роланд Эммерих: режиссёр-катастрофа

Когда королём пафоса и взрывов называют Майкла Бэя, в мире грустит один Роланд Эммерих. На экране Роланд уничтожил наш мир много раз: заморозил, утопил, разбомбил с инопланетных тарелочек и растоптал лапами Годзиллы.

Роланд Эммерих: режиссёр-катастрофа

Роланд Эммерих родился 10 ноября 1955 года в Штутгарте (Германия) в семье богатых предпринимателей. Окончив гимназию, он поступил в мюнхенскую Школу кино и телевидения, где начал изучать кинорежиссуру. В 24 года, будучи студентом, он снял свой дебютный фильм — черно-белую короткометражку «Француз». В 1984 году, выпускная работа Эммериха, научно-фантастическая картина «Принцип Ноева ковчега» стала самым высокобюджетным студенческим фильмом в истории кинематографа, на неё было истрачено более 1 млн немецких марок. Уже первая картина Эммериха показала его интерес к фантастике, спецэффектам и глобальным разрушениям.

Роланд Эммерих: режиссёр-катастрофа



«Принципа» разворачивается в 1997 году на борту космической станции, способной управлять погодой. На Земле вроде как наступил мир, и космонавты занимаются исключительно наукой. Но когда в Саудовской Аравии происходит переворот, американские военные вопреки воле космонавтов пытаются использовать станцию как оружие. «Принцип» открывал конкурсный показ Берлинского кинофестиваля 1984 года и назывался в числе претендентов на главный приз фестиваля — «Золотого медведя». Успех дебютного фильма Эммериха, права на который купили кинопрокатчики 20 стран мира, позволил режиссёру основать собственную продюсерскую компанию «Centropolis Films».




Уже в следующем году Роланд Эммерих представляет на суд публики фантастический боевик «Вступая в контакт». Главным героем картины становится мальчик-подросток, у которого получается наладить связь с духом умершего отца посредством игрушечного телефона. Картина «Луна 44», снятая режиссером в 1989 году, переносит зрителей в мир будущего, где есть место для роботов и межгалактических приключений. Этой картиной завершился немецкий период Эммериха.




Фильм сыграл в жизни Роланда двоякую роль. Он окончательно поссорил Эммериха с немецкими критиками, ругавшими его голливудскую манеру. Зато на съёмках Эммерих встретил друга. Одну из ролей в «Луне 44» сыграл посредственный актёр Дин Девлин, который переквалифицировался в неплохие сценаристы и стал напарником Роланда. С тех пор Эммерих и Девлин вставляют в свои фильмы пасхалки с цифрой «44».




А ещё после этого фильма режиссёра заметили в самом Голливуде. Продюсер Марио Кассар, основатель студии Carolco, пригласил Роланда в США.

Первой американской работой Эммериха должен был стать фантастический фильм «Изобар» с Сильвестром Сталлоне и Ким Бейсингер. Но помешал этому как раз Дин Девлин. Эммерих попросил Дина переработать сценарий, а когда студия отвергла версию Девлина, Роланд хлопнул дверью. Проект так и не увидел свет, но сам Эммерих недолго сидел без работы — ему предложили заменить режиссёра Эндрю Дэвиса на съёмках «Универсального солдата».




Сюжет картины разворачивается вокруг солдат элитного подразделения армии США, чьи тела были похищены с поля боя во время войны во Вьетнаме. Спустя десятилетия их с помощью новейших биотехнологий превращают в киборгов. Carolco возлагала на «Солдата» огромные надежды. Студия, подарившая миру «Рэмбо» и «Терминатора 2», могла вот-вот пойти по миру, и кассовый успех «Солдата» должен был спасти её. Тем более что главные роли исполнили звёзды боевиков Жан-Клод Ван Дамм (хороший солдат) и Дольф Лундгрен (плохой). Фильм «Универсальный солдат» оказался весьма успешным и породил целую серию фильмов-продолжений.




«Звёздные врата»

Первым крупным совместным проектом Эммериха и Девлина стала лента «Звёздные врата» (1994) — фильм, навеянный американскими макулатурными фантастическими романами, костюмными историческими эпосами 1950-х, передовыми работами современных египтологов. По сюжету фильма археологи, ведущие раскопки в Египете, обнаруживают некие «Звёздные врата» через которые можно попасть в параллельный мир. В параллельный мир (напоминающий по Эммериху Древний Египет, а заодно и весь Ближний Восток) снаряжается экспедиция из учёных и военных, которая обнаруживает, что миром по другую сторону «звёздных врат» заправляет коварный инопланетянин-паразит.




«Звёздные врата» породили целую франшизу, куда входят три телесериала, несколько книг и комиксов. Эммерих и Девлин и сами планируют скоро вернуться в этот мир. Поначалу речь шла о двух новых фильмах с героями старой картины, но теперь соавторы склоняются к перезапуску — слишком уж постарели актёры за двадцать лет.Дорогие спецэффекты и хорошо продуманная рекламная кампания сделали своё дело — фильм принёс многомиллионные прибыли и позволил Эммериху приступить к следующей работе — «Дню независимости».




«День независимости»

В фильме «День независимости» (1996) Эммериху удалось переплавить элементы трэш-фильмов 1950-х годов о пришельцах и фильмов-катастроф 1970-х в широкомасштабное поп-зрелище 1990-х. Эммерих и Девлин решили выпустить «День независимости» накануне 4 июля 1996 года — это дата, когда начинают разворачиваться основные события фильма: безжалостное уничтожение инопланетянами Земли. Гигантские — размером с город — летающие тарелки зловеще зависают над столицами мира. По невидимому сигналу пришельцы начинают свою атаку — один за другим испепелены небесным огнем Париж, Москва, Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Вашингтон.




Первая половина фильма наполнена апокалиптическими сценами мировой катастрофы, режиссёр нагнетает атмосферу страха. Но впечатляющее мрачное начало сменяется радостными картинами спасения: чудом оставшиеся в живых персонажи Джеффа Голдблюма, белый президент США Билла Пулмана, Уилла Смита спасают человечество от неминуемой гибели. Несмотря на то, что в фильме не было больших голливудских звёзд, успех фильма был феноменальным. Fox вложила в «День независимости» немалые для тех лет 70 миллионов, и не прогадала. Фильм заработал в прокате свыше 800 миллионов долларов. Он по сей день остаётся самым кассовым в карьере Эммериха. «День независимости» породил тренд: вскоре на зрителей обрушился целый поток высокобюджетных фильмов-катастроф.




«Годзилла»

В 1998 году Эммерих попытался повторить успех «Дня независимости», перенеся на американскую почву культовую японскую историю о радиоактивном монстре Годзилле. В японской версии монстр появляется после бомбардировки американцами Хиросимы, но Годзилла Эммериха — это порождение плохой экологической обстановки в мирового океана.




Годзилла выходит из океана и торопится в Нью-Йорк, где его, конечно, совсем не ждут. На борьбу с диковинным чудовищем поднимаются зоолог (Мэтью Бродерик), французский разведчик (Жан Рено) и Военно-воздушные силы США. Рекламная кампания фильма началась за полтора года до премьеры, но фильм провалился в прокате, едва окупив свой бюджет.




«Патриот»

Летом 2000 года, в очередную годовщину Дня независимости, Эммерих и Девлин выпускают на американские экраны батальную драму «Патриот». Главную роль в фильме из времён борьбы США за независимость от Британской короны сыграл Мел Гибсон. Сценаристом фильма выступил Роберт Родент, незадолго до «Патриота» прогремевший сценарием к фильму Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».




«Патриот» вдохновлён фильмом Гибсона «Храброе сердце» и основан на биографии американского героя Фрэнсиса Мэриона (Francis Marion). Точность воссоздания исторических деталей должны были гарантировать университетские историки, приглашённые на съёмки в качестве консультантов. При бюджете в 110 млн. долларов, фильм еле-еле отбил свой бюджет, собрав по миру 215 млн. долларов, не принеся своим никаких создателям прибылей.




«Послезавтра»

Фильм Эммериха «Послезавтра» (2004) вновь варьирует излюбленные темы режиссёра. Фильм представляет собой квинтэссенцию эммериховской манеры, в нём есть всё то, что так полюбилось зрителям: грандиозные картины разрушения Америки («День независимости», «Годзилла») соединяются с темой потери и обретения отца («Патриот», «Джоуи»), а мелодраматические сюжетные ходы — с политической злободневностью и заботой об экологической обстановке. Фильм был вдохновлён многочисленными научными и научно-популярными публикациями в американских журналах, посвящёнными опасности наступления нового ледникового периода в результате нарушения озонового слоя Земли. После событий 11 сентября 2001 года Эммерих опасался, что весьма подробные сцены разрушения американских городов природной стихией вызовут отторжение у чувствительной публики, но он ошибался: фильм был с восторгом принят публикой (но в очередной раз разгромлен критикой) и, кроме прочего, использовался, благодаря своей «научной основе» и правдоподобному, по мнению специалистов, изображению последствий экологической катастрофы — глобального потепления, экологическими активистами, а так же демократической партией США в качестве аргумента в борьбе за присоединение США к Киотскому протоколу. Фильм имел гигантский кассовый успех, собрав по всему миру свыше полумиллиарда долларов.




«Послезавтра» вызвал волну споров в научных и околонаучных кругах. Мнения учёных разделились. Одни считали, что описанный в картине сценарий может произойти, хоть и не в такие сжатые сроки. Другие возражали, что новый ледниковый период — полный бред. Но даже ярые критики фильма вынуждены признать: какими бы неправдоподобными ни были сцены разрушения, сняты они эффектно и зрелищно. Снег и вода — самые сложные стихии для кинематографистов, но Эммерих не отступил перед трудностями. Особенно хороша сцена с гигантским цунами, которое обрушивается на остров Манхэттен. Никаких причин для цунами не было, но город затопили красиво.




В 2008-м Эммерих снял фантастическую ленту «10 000 лет до н.э.» о суровой жизни людей каменного века, но она не стала особо удачной, несмотря на уже ставший нормой для режиссера 100-миллионный бюджет. Одну из главных ролей играет восходящая голливудская звездаКамилла Белль. Это эпическое фэнтази про охотников на мамонтов с Урала. Правда, с историей Эммерих обошёлся так же вольно, как с климатологией в «Послезавтра». Родню наших пращуров похищают работорговцы. Преследуя их, герои попадают в жаркую страну с пирамидами, похожую на Египет. Это что же, они перешли пешком континент и попали в будущее?




На самом деле Эммерих имел в виду не Египет, а вымышленную исчезнувшую цивилизацию. Эту идею он почерпнул в псевдонаучном труде «Следы богов», утверждавшем, что на Земле жили «люди-боги», намного превосходившие по развитию своих современников. Эммерих часто брал идеи из эзотерических и квазинаучных книг, и если наука идею не подтверждала — что ж, на то и есть фантастика.




«2012»

12 ноября 2009 года состоялась премьера очередного фильма-катастрофы от Роланда Эммериха - «2012». Сюжетом к нему послужила очередная вариация на тему глобальной катастрофы. В основу названия фильма заложена дата 21 декабря или 23 декабря 2012 года, игравшая определённую роль в календаре майя, согласно которому в этот период должен был случиться Конец Света.

Наученный опытом критики, Роланд нанял научных консультантов и попросил описать, как должен выглядеть потоп. «Это невозможно, — ответили геологи. — На Земле нет столько воды». «А вы опишите, как это случилось бы, будь оно возможным», — настоял режиссёр. «Покажите моё кино учёному — и он обхохочется», — признаёт Эммерих. Но, чтобы история работала, ей не надо быть научной. Достаточно быть убедительной. И все равно, специалисты НАСА за наибольшее количество научных неточностей и откровенных выдумок признали этот фильм самым антинаучным за последние годы.




«2012» стал самым масштабным фильмом-катастрофой в карьере Эммериха, а то и в истории жанра. Роланд разнёс планету, как сам выразился, «в говно», разрушил мировые достопримечательности и убил миллиарды людей. При этом «2012» вышел ещё и злободневным. Наряду с отвагой перед лицом смерти Эммерих показал и трусость, и подлость. Богачи скупают места на ковчегах, и русский олигарх улетает к спасению на самолёте с элитными машинами, оставляя простых людей гибнуть. А власти США скрывают сведения о катастрофе, пока не становится слишком поздно для эвакуации… Фильм прошел с оглушительным успехом, собрав во всем мире почти 800 млн. долларов.




ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ (2016)

За два десятилетия, прошедших с момента первого нападения инопланетян на Землю, люди смогли освоить технологии, оставленные космическими захватчиками. Это позволило подготовиться к потенциально возможным будущим нападениям – на Луне была создана космическая база раннего предупреждения. Но когда придёт новая угроза, человечество всё-таки не будет к ней готово.

Уилл Смит, сыгравший в 1996 году пилота Стиви Хиллера, к своей роли не вернулся. При этом одним из главных героев новой картины стал сын Хиллера – Дилан, ставший пилотом истребителя. В фильме появятся и многие другие персонажи, известные по первой части – постаревший Дэвид Левинсон, Джулиус Левинсон, а также бывший президент США Томас Уитмор.




После выхода в прокат фильма-катастрофы «2012», для которого были построены уменьшенные копии некоторых районов Лос-Анджелеса, которые были разрушены согласно сюжету фильма. Именно сцена разрушения мегаполиса вдохновила режиссера Роланда Эммериха на создание продолжения фильма «День независимости»: «Я сказал Дину и нашему специалисту по компьютерной графике, что пришло время для продолжения «Дня независимости», – вспоминает Эммерих. – Я сразу же начал думать о том, какая история могла бы завлечь людей в кинотеатры. Мне в голову пришла идея о том, что на Землю прилетает космический корабль – настолько огромный, что разрушает всю планету, просто приземлившись. Нам не хотелось делать очередной фильм про злых пришельцев». Создание сценария заняло около 6 лет, а сам сиквел получился очень масштабным.

Несмотря на ворчание критиков и старых фанатов, «Возрождение» в прокате кое-как окупилось. Так что шестидесятилетний Роланд Эммерих не унывает и всё ещё строит планы на сиквел, а заодно и на перезапуск «Звёздных врат». Берегись, жалкая планетка: «мастер катастроф» ещё не раз выбъет из тебя дух!




Роланд Эммерих считается одним из самых кассовых режиссеров в истории кинематографа, в общей сложности его фильмы собрали более $3 млрд в мировом прокате.

24 февраля 2017 01:07
Вернуться назад