Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
16
2
2
Armenin_256
На uCrazy 17 лет 4 месяца
Фотоподборки

Арцах (Нагорный Карабах)

Нагорный Карабах (историческое название – Арцах) занимает восточные и юго-восточные горные и предгорные районы Малого Кавказа, составляющего северо-восточную часть Армянского нагорья. Он дугообразно тянется от гор, окружающих с востока бассейн озера Севан, к юго-востоку - до реки Ерасх (Аракс). В разные периоды истории первоисточники называли край различными именами: Уртехе-Уртехини, Орхистена, Арцах, Цавдек, Хачен, Карабах.

Арцах (Нагорный Карабах)







Арцах (Нагорный Карабах)














































КУЛЬТУРНОЕ И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА (НАГОРНОГО КАРАБАХА).
Исторически Карабах является северо-восточной провинцией Армении. Распространение по всему Армянскому нагорью одинаковых форм хозяйственной деятельности, обычаев и верований, а также единый менталитет его обитателей стали основой того, что Нагорный Карабах (Арцах), как и в древности, сегодня составляет с другими областями Армении одно неразрывное целое в культурном, экономическом и лингвистическом отношениях. Многочисленные археологические данные, относящиеся к эпохам энеолита, бронзы и железа свидетельствуют о том, что культура Нагорного Карабаха по существу является ветвью единой армянской культуры и имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода. Далее рассматриваются памятники культуры, сохранившиеся на территории княжества Арцах. Предки нынешних карабахских армян, несмотря на непрерывные в прошлом войны, оставили удивительно богатое культурное наследие. Только на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) площадью в 4.5 тысячи кв.км (чуть более трети территории Нагорного Карабаха в целом) сохранилось по меньшей мере 1700 историко-архитектурных памятников: крепостей, монастырских комплексов, церквей и часовен, мостов, дворцовых сооружений, большое количество хачкаров (надгробные или памятные стелы, название которых в переводе с армянского буквально означает "крест-камень", так как в основе их композиции лежит христианский крест, выполненный в традиционной для Армении манере церковного искусства, причем ни на одном из дошедших до наших дней хачкаров орнамент не повторяется), свыше 1000 единиц настенных и надгробных надписей на древнеармянском языке. Основная масса сохранившихся на территории Арцаха памятников - христианские культовые сооружения, хронологически охватывающие, начиная с IV века - времени принятия в Армении христианства как государственной религии, - все этапы средневековой истории. Среди них около 60 монастырских комплексов и более 500 церквей. Из памятников дохристианского периода на территории Арцаха сохранились первобытные стоянки, руины древних армянских поселений, в том числе и относящиеся к периоду Араратского царства (Урарту) и сменившего его армянского царства Ервандидов, гробницы, культовые статуэтки раннеармянской эпохи, межевые камни времен армянской династии Арташесидов, а также капители, разнообразная домашняя утварь и монеты. Так, на территории современного поселка Истису (Кельбаджар) в далеком прошлом располагалась летняя резиденция араратского царя Руса I (I тыс. до Р.Х.). Самым крупным и знаменитым поселением дохристианского периода на территории Арцаха являлся основанный в 90-е годы до Р.Х. армянским царем Тиграном II город Тигранакерт. Любопытно, что это первый из четырех городов, основанных впоследствии Тиграном II в разных частях Армянского нагорья, названных его именем. Остатки этого поселения были обнаружены на территории современного Агдамского района вблизи границы НКР.

Богатый материал по средневековой истории Арцаха содержится в трудах армянских, персидских, византийских, арабских историков, географов и путешественников, старинных картах Армении (IV-VIIвв. от Р.Х.), неизменно свидетельствующих об армянском этнокультурном облике края. При этом Арцах называется десятой по счету областью Армении. Древние эпические песни и сказки, до сих пор живущие в сознании современных карабахских армян, жанровые, сюжетные и художественно-выразительные средства фольклора Арцаха также свидетельствуют об их местном происхождении. В период арабского владычества армянские князья Арцаха продолжали свою энергичную созидательную деятельность. Под их покровительством развиваются и крепнут такие культурные центры, как Амарас, Цицернаванк (Кашатагский район НКР), Гтич (Гадрутский район НКР), монастыри Урек и Гандзасар (Мардакертский район НКР), монастыри Дади и Хада в Вайкунике и др. В начале IX в. вновь набирает силу княжеский род Араншахиков. Представители двух его ратных ветвей и другие арцахские князья для усиления обороноспособности своих владений проводили большие работы по укреплению монастырей, возводя вблизи многих из них неприступные крепости, где во время нашествий укрывалось гражданское население и хранились монастырские ценности. Наиболее известными крепостями Арцаха были Шикакар, Хаченаберд, Тигранаберд, Циранакар, Акнаберд, Левонаберд, Джраберд, крепости Гюлистана, Фарисоса, Дизапайт и многие другие. Более ста крепостей Арцаха-Карабаха, при всех их местных особенностях напоминают укрепления, сохранившиеся в других провинциях исторической Армении, и представляют собой крупные инженерные оборонительные сооружения, созданные по классическим образцам армянского военно-фортификационного строительного искусства.

В конце IX в. Арцах, сбросивший с себя арабское иго, стал одной из восточных провинций в составе утвердившегося в Армении царства Багратидов. Время краткой мирной передышки, когда арабы уже не представляли опасности, персы были разобщены, а турки-сельджуки еще не появились, - стало временем созидательной деятельности и бурного развития культуры. В этот период были построены знаменитый архитектурный комплекс края - монастырь Таргманчац (989г.) и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) Агарцина (1071г.).

Наиболее благодатными для развития культуры Арцаха оказались XII - XIIIвв. С Хв. доминирующую роль в политической и культурной жизни края начинает играть княжество Хачен, границы которого охватывали центральную часть древнего Арцаха. В отмеченный выше период здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Армянскую средневековую литературу и историографию в Арцахе достойно представляли Мовсес Каланкатваци, Мовсес Дасхуранци, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Акнеци, Степанос Орбелян и Мхитар Айриванеци. С Арцахом также связано имя выдающегося армянского правоведа, автора "Судебника", оказавшего влияние на развитие юридической мысли в странах Европы и Древней Руси, Мхитара Гоша. Особого прогресса достигло развитие архитектурных форм, позволивших специалистам по средневековой культуре Армении выделить наряду с Анийской, Сюникской, Васпураканской и Лорийской - Арцахскую архитектурную школу. Шедеврами Арцахской школы признаны такие сооружения монастырских комплексов, как церковь Сурб Аствацацин Макараванка (1198г.), храм Сурб Ншан Нор Варагаванка (1190-1200гг.), Соборная церковь Ованнеса Мкртича, придавшая особое величие Гандзасару (1216-1238гг.), Катогике Хоранашата (1211-1222гг.), церкви Гошаванка (1191-1241гг.), соборная церковь знаменитого монастыря Дадиванк (1214г.), главная церковь Гтчаванка (1241-1248гг.), великолепные хачкары комплекса Бри ехци (1230-1270гг.), Соборная церковь Хадаванка (1204г.) и многие другие.

Монастырские комплексы в Арцахе, как и повсюду в Армении, были не только религиозными очагами, но и влиятельными политическими, культурными и просветительскими центрами. Уже в раннем средневековье, несмотря на то, что территория Армении была поделена между христианской Византией (Западная Армения) и зороастрийской Персией (Восточная Армения), сфера влияния армянской церкви распространялась на всю административно-политическую территорию северо-восточных провинций страны. До начала IX в. духовный центр восточных армянских земель находился в Партаве (ныне город Барда на территории Азербайджана), а начиная с XIVв. духовным центром края становится монастырь Гандзасар с Гандзасарским католикосатом. Необходимо отметить, что в силу ряда политических обстоятельств в Армянской Апостольской Церкви, начиная с XVв., существовали четыре католикосата: Эчмиадзинский (Восточная Армения, Араратская долина), Киликийский (Западная Армения), Ахтамарский (Западная Армения, озеро Ван) и Гандзасарский. Последние два прекратили свое существование в XIX в. В 1836 году русскими властями Гандзасарский католикосат был разделен на три епархии - Арцах, Гандзак и Шемаха, которые, как всегда, подчинялись Эчмиадзинскому собору. Изучению Гандзасарского монастыря отдали свой талант многие исследователи, среди которых нельзя не упомянуть известного советского историка и специалиста по средневековой христианской архитектуре Анатолия Якобсона. В одной из работ, посвященных Гандзасару, он характеризует собор и придел как "два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII в." Высоко оценил творение арцахских зодчих и знаменитый византолог конца прошлого века профессор Сорбонны Шарль Диль. По его мнению, Гандзасар - третий из пяти дошедших до наших дней армянских памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры. Упоминание о Гандзасаре будет неполным, если не отметить его роль как одного из центров национально-освободительного движения, охватившего восточные армянские земли в конце XVII - начале XVIIIвв. Именно в этот период при непосредственном руководстве католикоса Гандзасара Есаи, в период царствования в России Петра I, велись переговоры с целью присоединения Арцаха-Карабаха к России. Да и сама политическая идея русской ориентации армян, прочно овладевшая умами армянских деятелей национально-освободительного движения в XIX и XX вв., родилась и сформировалась в армянском Арцахе-Карабахе в конце XVIIIв.

Длительные войны - в первой половине XIIIв. монголо-татары завоевали Закавказье, - многочисленные интриги внешних врагов и междоусобица привели Арцах к распаду. Важные северо-восточные и равнинные восточные провинции Хачена постепенно отторгаются от армянской среды и теряют свою этнографическую целостность. Положение еще более ухудшается в период владычества кочевых тюркских племен кара-коюнлу (черная овца) и ак-коюнлу (белая овца). Периодические набеги, разруха и грабежи привели к запустению некогда процветающих культурных центров и, как следствие, к падению уровня искусства: сегодня на территории Нагорного Карабаха нет ни одного памятника XV – XVIвв., который можно было бы поставить в один ряд с великолепными сооружениями предыдущих столетий.

С конца ХVIв. в Арцахе устанавливается своеобразное административно-политическое правление, получившее название "меликство". Активной политической деятельностью выделялись меликства Гюлистана (примерно соответствует территории Шаумянского района НКР), Джраберда (соответствует северной и центральной частям Мардакертского района НКР), Варанды (самое крупное меликство. Ныне на его территории расположены большая часть Аскеранского района, Шушинский и Мартунинский районы НКР), Хачена и Дизака. Этот период отмечен ростом строительства гражданских и военных сооружений. Местные владетельные князья - мелики - возводили собственные дворцы и сгнахи - резиденции стратегического назначения, укрепленные крепостями. Так, одна из крепостей меликов Варанды (Мелик-Шахназарянов) располагалась в их резиденции - селении Аветараноц, другая - Шошваберд - на месте нынешнего города Шуши. В крепости располагался также дворец меликов, ныне разрушенный. Одним из известных памятников на территории нынешнего Гадрутского района НКР является двухэтажный дворец мелика Дизака - Егана. Княжеские дворцы меликов Арцаха, несмотря на то, что далеко не все из них сохранились, представляют собой лучшие образцы армянских дворцовых сооружений и дают богатый материал для оценки позднесредневекового гражданского зодчества. В это время в Нагорном Карабахе сооружаются в основном лишь бескупольные церкви, преимущественно базиликального типа. Сохранились лишь шесть купольных церквей, датированных XVII веком, две из которых находятся в Северном Арцахе.

Новый социально-экономический подъем Арцаха начался с XIX в., когда край в 1805 году вошел в состав России. Быстрыми темпами развивались ремесла, шелковые промыслы, торговля. Были созданы крупные села и поселки городского типа с жилыми и административными зданиями, построены примечательные с архитектурной точки зрения церкви, школы, мосты и дороги. О духовной жизни того периода можно судить и по таким цифрам: к 1914г. Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви имела на территории края 222 действующие церкви и храмы; 188 священников окормляли 206768 прихожан из 224 армянских селений.

В XIX в. особую роль в общекавказской жизни начинает играть единственный город Карабаха - Шуши, который становится одним из центров армянской культурно-просветительской жизни.

С 1828г. здесь стали издаваться армянские книги и периодические издания (журналы и газеты), открываются армянская епархиальная школа (1838г.), армянский театр (1891 г.), больница Жамгаряна (1900г.), женская и мужская армянские гимназии, реальное училище, построены монастырь Кусанац (1818г.), здание Общественного собрания с зимним и летним клубами, пять купольных церквей, две мечети. Одним из самых величественных церковных сооружений Закавказья признан храм Казанчецоц (1868-1887гг.). Большого развития достигает в общеармянской культуре декоративно-прикладное искусство Арцаха. Образцы изделий из натурального местного шелка, ковры, гобелены, ювелирные и серебряные изделия, в том числе изготовленные в прошлые времена, неоднократно экспонировались и получали высокие оценки на международных выставках и ярмарках в Москве, Филадельфии, Париже.

В начале XX века в Карабахе уже имелся ряд крупных поселений и деревень (с общественными и жилыми зданиями городского типа), построены интересные в архитектурном отношении мосты, церкви, школы, особняки.

В мае 1920г. в Карабахе была установлена Советская власть, а в1923г. образована НКАО в составе Азербайджанской ССР. Реализуемая азербайджанскими властями в НКАО социально-экономическая политика являлась продолжением националистической политики ущемления интересов армянского населения и его вытеснения с территории своего постоянного проживания.

Почти все культурное наследие было сокрыто от народа, в вопросах истории и культуры НКАО действовал установившийся в то время негласный закон: "Все, что находится в Азербайджане - азербайджанское".

Вмешательство в вопросы духовной и культурной жизни края, оскорбление национального достоинства, грубая фальсификация истории - такова была политика Азербайджана в сфере культуры. Во всех справочниках Азербайджанской ССР коренным населением области стали называться азербайджанцы. Было наложено вето на прием теле- и радиопередач из Еревана. Культурно-духовная связь с Арменией фактически была прервана. Закрывались армянские школы, с 1960 года 46 из них в области было ликвидировано. Из школьных программ был изъят предмет "История армянского народа", а вместо нее введена "История Азербайджана". В Законе Азербайджанской ССР об НКАО не указывался язык автономной области.

Объектом антиармянской политики азербайджанских властей становились даже исторические памятники Нагорного Карабаха. По неполным данным, общее число историко-архитектурных памятников НКАО составляет по меньшей мере 1700. Они, большинство которых составляют церкви и монастырские комплексы, не только не вошли в утвержденный правительством Азербайджанской ССР список памятников, находящихся под охраной государства, но и специальной комиссией Академии наук АзССР были причислены к "опасным религиозным центрам прошлого".

Многие из этих памятников построены в средневековье и в истории армянского народа сыграли исключительную роль. Об их этнокультурной принадлежности говорят не только армянские нарративные источники разных эпох, но и высеченные на них армянские надписи, насчитывающие свыше 1000 единиц.

Игнорирование памятников материальной культуры армян, датируемых от античности до XIXв., служило одной цели - создать обманчивое мнение, будто до XVIIIв. Нагорный Карабах армянами не был заселен. Кроме того, стремясь культурно "исламизировать" край, азербайджанские власти причислили эти памятники к албанским, которые совершенно безосновательно относят к материальной культуре азербайджанского народа.

Массовый и планомерный характер в советский период приобрело разрушение армянских памятников. Только на территории края взорваны, уничтожены и полностью искоренены сотни церквей, монастырских комплексов, кладбищенских поселений. Разбиты и использованы в качестве стройматериала сотни хачкаров. Повреждены стоянки первобытного человека в пещерах Ццахач, в Мец Тагларе и Азохе, разрыт подземный склеп Св.Григориса (Vв.) в монастыре Амарас. Наглядным примером дискриминационной политики Азербайджана служит хотя бы тот факт, что начиная с середины 30-х годов в Нагорном Карабахе не было ни одной действующей церкви, в то время как для удовлетворения религиозных нужд проживавших в Шуши азербайджанцев свободно действовали мечети.

На данный момент Азербайджан всеми силами пытается вновь присоединить к себе Арцах, и грозит что если не удастся решить политически эту проблему то перейдёт к силовому методу решения проблемы.

все теги
Комментарии29
  1. Berry
    На uCrazy 17 лет 5 месяцев
    красиво )
  2. HаИвНая_СвоЛочb
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    эм...
    красиво
    biggrin
  3. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Моя родная земля! Автору песпект!
    Seni_Seviyorum
    Никто её не придумывал, ни один метр Нагорного Карабаха не принадлежал Азербайджану.
  4. Souron
    На uCrazy 18 лет 1 день
    интересные сведения!
  5. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    что ты мне рассказываешь. Примеры какие-то приводишь, они для меня ровным счётом ничего не значат. От человека, который минусы в рейтинг раздаёт только по националистическим соображениям, этого и следует ожидать! Вам эту землю во времена союза просто подарили те же советские власти. Только посмотрим как вы её теперь заберёте...
  6. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    "мухахахаха" ты ваще стегаеш. я думал у тебя хоть 5 грамм мозгов есть, оказалось - нет, весь череп опарыши проели! тупая история - это история твоего жалкого существования, а историю моего народа ты своим грязным языком не трогай.
  7. hrik
    На uCrazy 17 лет 27 дней
    Азербайджан раньше Албанией не назывался? У них уже опыт есть.
  8. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    это полностью взаимно...
  9. Северина
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    КРасота..
  10. Shushinec
    На uCrazy --
    Ты неграмотный выродок и жалкий ублюдок.
  11. hrik
    На uCrazy 17 лет 27 дней
    ругайтесь дома.
  12. leontomsk
    На uCrazy 17 лет 9 месяцев
    Ребята, не ругайтесь! В ближайшее время вас не помирить, потому давайте жить дружно, хотя бы в Сибири. Ваши народы равнозначно велики, историчны, культурны. То наследие, что осталось от первого наркомнаца давайте ПОТИХОНЬКУ разруливать вместе. Русский.
  13. Zl
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    красиво
  14. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    привела пример-кого-то там в ВУЗЕ...самый настоящий гнилой трёп. Твоя проблема: "ничего, кроме одного негатива". Решение данной проблемы: ЗАТКНИСЬ.
  15. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    обратись к психотерапевту!
  16. Caspian
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Apollo,
    Хаха.. срань господня.. выплыло говно млин и вы*бывается... конечно *п мальчику то девушке проще всего нагрубить.. и где же эта твоя "армянская человечность" и "мозги"?

    веришь нет, но я в глубине души срал на твою страну и на твою культуру... это просто "НИЧЕГО".. пустое место.. вы ничего не значете на этой земле.. то и дело умеете называть чужое своим.. все опять же сходится к тому что "нет мозгов!"

    вот доживете до того времени когда все отбирут у вас... и вас ваще никто не запомнит... ни в каких книжках ничего о вас не будет упоминаться... и все опять же сходится к одному.. "НЕТ МОЗГОВ!"

    следовательно вывод из данной теоремы.. У Армяней Сало в место Мозгов!!!!!!
  17. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Слышь обезьяна, ты то ваще откуда вылезла, чудо этакое? "мальчику то девушке проще всего нагрубить"- нихрена, ты ваще читал, что она пишет? мой разговор по сравнению с её, больше сходит на милую беседу... "я в глубине души срал на твою страну и на твою культуру" ты же никто, пустое место, обычное инернет-трепло (таких много), которому лишь бы на кнопочки понажимать! Влезь туда откуда вылез...
  18. Caspian
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Хаха.. ормянский гоп...
    Слышь обезьяна


    вот ты на самом деле погляди даже по этому сайту... Сперва пост про мою страну появился (для особо тупых поясняю, я про страны кавказа) а потом вы додумываетесь скопировать других и также сделать... вот также вы все крадете...

    тут можно целые книжки писать насколько армяне туппыыыее...
  19. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    с тобой разговаривают как с личностью, а ты всё возводишь в абсолют (хотя какая ты личность?!) говоря о народе в целом, ты наверно просто пытаешься спровоцировать меня на то, чтобы я облепил последними словами твой народ? "Сперва пост про мою срану появился..." ты переоцениваешь себя думая, что ты такой единственный и не повторимый, думая, что с тебя берут пример. может стоит задуматься над своими интелектуальными спобностями и ты найдёшь ответ на все интересующие тебя вопросы
  20. Caspian
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    над твоим интелектом только смейся да смейся..

    Вот в данный момент факт... дяже не я первым выпостил пост.. посмотри получше..

    и ваще мне апсолютно пофигу на твою страну...

    говори теперь все что хочешь, тебя всеравно никто не услышит...
  21. Apollo
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    пошёл ты, безмозглый азер. Услышал?
  22. Дочь_Кавказа
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    все дружно кричим:МИР:))) biggrin
  23. Caspian
    На uCrazy 18 лет 1 месяц
    Armenin_256,
    не не.. пост про Азербаджан и именно про баку появился почит пол года назад...

    а вот насчет того что азербаджанцы ворвались - откуда такая уверенность..

    Это армяне перерезали всех Азербаджан... изуродовали им лица, до того что аж не узнать... и потом вы осмелились их назвать своими... типа вот азребаджанцы такие жестокие..

    Apollo,
    поговори с моей рукой, она всеравно тебя не слушает...
  24. Armenin_256
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Автор поста
    Caspian,
    я не писал что азербайджанцы вырезали(вообще почитай истории пообщайся со своими братьями и они тебе расскажут что такой нации как азербайджанец не было до советской власти , вы были турками и назывались азери-турк, это с чем согласны все азербайджанцы и признают это как факт и оспорению не подлежит, если есть проблемы то в ТГУ на исторический факультет пареня зовут Джейхун, он вам всё по полочкам розложит кто вы есть и он сам), я писал про османскую империю и турков и часть курдов имел ввиду, которым османская империя пообещала территорию и жилье если они убьют армян. Нафиг мне посты про Баку и Азербайджан, я не равнялся на это когда выкладывал этот пост, просто посмотрел ещё раз архивное документальное видео и решил выложить вот и всё. короче сраться здесь можно до бесконечности и каждый будет при своем мнении, так что не пишите враждебные комментарии чтобы я под влиянием эмоции не писал ответку.

    Все свои предыдущие сообщения удалил, с связи с рассуждениями и выводами.
  25. agusya
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    Очень красиво!Люблю горы!Армяне-хороший народ,мне нравятся.
  26. Kavkazeц
    На uCrazy --
    Меня аш передёрнуло, т.к. Моя родина!!! и Прекратите ругаться ибо Кавказец кавказцу не враг!!!
  27. e-nara
    На uCrazy --
    Vas jivotnimi ne nazovesh, ibo jivotniye luchshe chem vi, Armani-ne lyudi ili ne lyudi-Armani. vibirayte kak bolshe nravitsya
  28. Zhanulya
    На uCrazy 15 лет 8 месяцев
    Моя любимая Армения,спасибо 5 thumbup biggrin tongue
  29. КЪУМУКЪ
    На uCrazy 13 лет 9 месяцев
    BU AZRBAICAN!!!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}