Мини-чат
Дибенко
На uCrazy 9 лет 4 месяца
Фотоподборки

Уксунйоки по большой воде.

Часть первая. "Мы все здесь сдохнем!". Порог Райконкоски.

В ночь с 30 апреля на 1 мая мы приехали на станцию Райконкоски. Чтобы добраться до места будущей стоянки, нам нужно было пройти по железнодорожным путям и пересечь мост. Было темно, но по звуку было слышно, что ниже моста - довольно серьезный порог. Это был порог Райконкоски, или Мостовой-1.
Нам нужно было спуститься с железнодорожной насыпи за мостом выше по течению. Надо сказать, что с нашим грузом это было довольно непросто, так как насыпь была очень крутая и наш склон был в глубоком снегу.
Удалось найти довольно неплохое место для стоянки. Разбили лагерь, поужинали и легли спать.
С утра погода была отличная. Это было очень кстати, ведь нам предстояло собирать лодки.

Наша с позволения сказать "группа" состояла из меня и экипажа катамарана-двушки - Саши и Володи. Сразу скажу, что с этими парнями я бы в разведку пошел. Хотя наши взгляды на "водный туризм" сильно различаются, но парни что надо. И справедливости ради надо заметить, что всю подготовку и организацию они вытянули почти без моего участия, так что я ехал "космическим туристом". Пользуясь случаем хочу сказать им спасибо.

Ни для кого не секрет, что катамаран собирается намного дольше надувного каяка. Этот раз не был исключением, что было для меня лишним поводом порадоваться тому, что я иду на собственной маленькой лодочке, а не на здоровой "сложносочиненной" пупындре.
Однако не все было так просто. За этим мостом нас ждал порог Райконкоски.

Его белые барашки начинались сразу под мостом, а заканчивались черт знает где. От начала и до конца - мощная струя, нонстоп.

Ниже железнодорожного моста - автомост. Это вид с автомоста вверх.

А это - вид с того же автомоста вниз. Ракурс не тот, но два стоячих вала за мостом - высотой метр-полтора, не меньше.

За поворотом веселуха тоже не заканчивается.

Хотя в принципе здесь порог становится постепенно не криминальной шиверкой, но эта шиверка - все-таки быстрая. И низколетящий мостик на такой скорости очень доставляет.

Все эти фотографии мы сделали, когда ходили с Володей в магазин в поселке. А собрались мы ближе к вечеру.
Я вообще не горел энтузиазмом лезть в этот порог - боялся лечь в самом верху. Там невысокий, но довольно мощный слив, основная струя внизу с двух сторон накрывается двумя обратными косыми валами, которые в принципе могли меня положить. В этом случае мне пришлось бы проходить весь этот длинный порог самосплавом. В принципе ничего особо страшного, но это все-таки паводок, да и под автомостом под правой опорой было довольно неприятное место, в которое очень не хотелось.

Была еще возможность не ходить в этот слив, а заехать в "тупик", который был справа него, и потом протащить лодку вниз по каменной горке длинной метра два. Но это было как-то уж совсем бесславно...
Конечно, это был довольно простой порог, если говорить объективно, но у меня была новая лодка и новое весло, с ними я еще пороги не катал. Плюс ко всему - первый порог всегда страшный, так как не раскатался еще толком, не понимаешь как весло держать и как лодку кренить. Да и об обносе вещей не могло быть и речи.
Первым должен был идти катамаран, он должен был тормознуть и подождать меня где-то в середине порога. Катамаран ушел, я зачалился перед железнодорожным мостом, вышел посмотреть где он остановился. Но катамарана я не увидел - на всем протяжении порога в пределах видимости его не было. Я понял, что остановка не получилась, их лодку просто пронесло до конца.

На самом деле я изначально не очень рассчитывал на страховку с воды и вообще сомневался что здесь она нужна. Поэтому решил идти, но заехать в правый "тупик" и стащить лодку вниз.
Едва я заехал в порог - меня подхватило и потащило очень быстро. Я заехал в правый тупик, но к тому времени уже залил лодку. Я хотел там остановиться, но не получилось - в лодке полной воды мощная струя бросила меня на камни, продавила вниз, по этим камням и бревнам, которые не смогли меня остановить, хотя я пытался. Меня снова подхватила основная струя.
В этот момент я почувствовал себя уже просто пассажиром. В лодке была вода. Я знал, что маневрировать теперь мне особо и не надо - надо просто ехать по основной струе. А главная задача сейчас - удержать лодку от переворота. Я упал на правую опору и на ней проехал автомост, высокие валы за ним и поворот. Потом вроде бы стало получше, я постепенно вернул себе контроль.
На повороте за автомостом на берегу я заметил Володю с морковкой. Нет, не пригодилась.

Потом я проехал последний мосток, очень низкий. Я в принципе давно и крепко дружу с низкими мостиками, но на такой скорости надо сказать было немного волнительно.
Не доезжая конца выходной шиверы меня ждал Саша у зачаленного катамарана.
Подошел Володя, мы обменялись впечатлениями и немного потупили. К этому моменту я осознал, что хочу другую лодку - меня очень не устраивала работа самоотлива. Надо с этим что-то делать - текущей мощности самоотлива на лодке Каньон-Спорт хватает от дождя и брызг, или для локальных порогов, где после основного мяса сразу идет лужа. Но для мощной струи с валами и бочками, длинных порогов и фоновых речек его явно мало. Я всегда это знал, но теперь убедился в этом на собственной шкуре. Раньше я не ездил таких длинных нонстопов.

Почти сразу за порогом начинается озеро. Мы немного проехали по нему и встали на стоянку в сосновом лесу на левом берегу.

Очень красивая стоянка и очень красивое озеро.

Ну и с погодой конечно очень повезло.

Часть вторая. Затертые во льдах.

Наутро с дальнего конца озера пригнало шугу. Вода поднялась и почти дошла до нашего костровища.

Пока готовили завтрак, к нам подъехали местные рыбачки на моторке. Пообщались немного, они рассказали что пока дальний конец озера заперт льдом. Но мы это итак знали.
На самом деле это не лед, а скорее шуга. По льду можно ходить и тащить лодку, и это было бы для нас очень хорошо.
Мы отчалили, и пройдя совсем немного, начали въезжать в шугу. Сначала она была довольно разреженной и плыть почти не мешала.

Но постепенно она становилась все плотнее.

Нам приходилось изобретать различные нестандартные способы передвижения по полутвердой воде. Такой способ наверное не удивит любителей проводить майские праздники в Карелии.

В таких условиях надувной каяк имеет огромное преимущество перед катамараном. Например, можно проехать вплотную к берегу, достаточно воды шириной полметра. Или проползти по трещине шириной в тридцать сантиметров.

Очередной выход на открытую воду. Ненадолго, скоро - опять зажмет.

У нас были все нужные карты и GPS, и это позволило нам оптимизировать движение - мы нашли дорогу, которая вела туда куда нам надо. Наличие глубокого снега в лесу очень упростило этот волок длиной в несколько километров.

Шли довольно долго, делали много остановок.

Финальная часть волока проходила по большой автодороге. Снега ни на ней, ни на обочинах уже не было, и все пришлось тащить на себе несколько километров. Мы смогли унести все в одну ходку. Надо сказать, это было жестковато.

Наконец-то мы дотащили лодки до стоянки. Со стоянкой опять повезло, как и с погодой.

Неплохой вид...

С утра погода тоже была неплохая. Это был третий день.

На этот раз - все точно также - с утра небольшая разминка на открытой воде, дальше - въезд в шугу, затем - жесткое рубилово.

Нам как-то удалось проскрестись по трещинам и разрывам льда, пришлось немного обнести катамаран, после чего была найдена "дорога жизни" - довольно короткий путь по небольшой трещине к открытой воде.

И мы наконец-то въехали в реку

Часть третья. Шиверы, плесы и завалы

Началось течение, и начались завалы.

На каяке они проходились довольно легко и быстро, катамаран требовал больше времени.

Задержавшись на озерах, мы не смогли вписаться на хорошую готовую стоянку, пришлось оборудовать свою собственную. Вроде бы получилось.

На следующий день с утра подъехал поздороваться рыбак на небольшой моторке, подарил нам небольшую щучку.

Течение немного начало появляться. Те же завалы.

В общем, ничего интересного, хотя виды красивые.

Встали на стоянку в месте, где активно поработали бобры. Благодаря им сухих ольховых дров было в достатке.

Закоптили щуку - как говорится, в лучших традициях...

На следующее утро пошел дождь, а я решил помыться. Взял мыло и пошел на берег плескаться в реке. Надо сказать, было волнительно. К моменту полного загидривания думал, что заболею, но обошлось.
Дождь шел весь день. Река однообразная, шивер мало, плесы, излучины, завалы. Кстати, завалы, встреченные нами на всей реке, для меня (как человека на маленькой и легкой одноместной лодке) не представляли сложности, не требовали много времени или сил, и проезжались быстро и легко. Особенно после Каширки. Их так много на фотографиях, потому что мне приходилось ждать катамаран и я развлекался при помощи фотоаппарата.

Начались шиверы. Шивер, надо сказать, было немеряно. На шиверах как правило - ледяные/снежные берега и очень холодно. Все проходили сходу и не снимали. Проблем на шиверах не было, хотя один раз была довольно веселая, которая, как я потом узнал, оказалась порогом "Тюфяк" аж "целых" 3КС :)

Вроде бы единственная избушка, которая нам попалась на всем маршруте.

Дальше - характерный многолетний завал у бывшего моста.

После очередной шиверы встали на стоянку. Утро шестого дня.

Джентельменский завтрак. Красиво жить не запретишь :)

И снова хорошая погода.

Уникальное для этой реки место - каменная осыпь.

Часть четвертая. Всероссийский водный фестиваль "Уксун на майские". Фестивалим и катаемся.

Это был уже седьмой ходовой день. До этого мы не встретили ни одной водной группы на маршруте.
Впереди был автомост, за которым - порог "Мостовой". Перед мостом я заметил катамаран. Гребу и думаю типа вот, сейчас подъедем, пообщаемся наконец с новыми людьми, а то все одни и те же рожи...
Подъезжаю ближе, вижу - еще один экипаж. И на другом берегу - еще несколько. В общем перед мостом было полно народу. Заехали за мост - там вообще какая-то смесь базового лагеря и стартовой поляны "Скитульца" :)
Парни прошли "Мостовой", я сходил посмотрел, и проехал его по более "халявной" протоке. Многочисленные зрители на берегу "экшена" не получили. Мы Мостовой не снимали.
Потом - "Блюдце". Обещали что типа порог, "целых 3КС", однако оказалось - шивера нулевой сложности с единственным небольшим выраженным вальчиком. Засняли на видео ради прикола (да и потому что вообще видео до этого почти не было).
Впереди нас ждал "Розовый слон". Мы сразу знали, что там народу будет как на фестивале "Нашествие". Встали на самую верхнюю стоянку, довольно далеко от порога, перед левым поворотом.
"Слон" - это первый падун. И в качестве мест для катания нас изначально интересовали именно падуны. Вечером я обнаружил, что на моей лодке вырвало стропу спинного упора.

Это происходит уже на второй моей лодке, первым был Соло. Крепление спинного упора должно быть переработано. - это явное слабое звено. Я конечно свои лодки никогда особо не жалел, но лодки и не надо жалеть, на них надо кататься.
С утра взялся за шитье. Схема уже отработана.

В этот день мы сделали дневку, чтобы покататься на Слоне. И покатались, и поснимали. Я правда не ездил по левому сливу, о чем сейчас жалею. Зато по правому раз десять проехал в разных вариантах. Он конечно простой, но очень удобный.

Вечером просто пошли потусоваться на пороге.

С погодой опять повезло. Красота.

Элементы фестиваля присутствуют.

Щука в левом сливе. Все-таки я не верю в многоместные надувные байдарки на таких сливах - жесткости не хватает. Хотя дуть надо, но все равно не хватает, продольной.

За сливом весь плес в пене.

День восьмой. Собрались, уезжаем со стоянки.

Опять проехали Слона, на этот раз с вещами. Подъехали к порогу "Мельница" он уже повеселее. На нем и надо кататься, а не на Слоне. Мельницу не фотографировали - только видео.
Я проехал Мельницу нормально, но по-тупому кильнулся при заходе в улово. Ну и ладно - лодку перевернул, залез назад и дальше поехал.

К слову, если перевернуть пустую лодку легко, то груженую - не так-то просто. Поэтому на Спорте я использую специальную переворотную стропу, которая выходит из отверстий самоотлива, образуя удобную ручку с каждой стороны дна. Этих ручек и бедренных упоров более чем хватает, чтобы удерживать лодку, поэтому я снял штатную обвязку и больше ее не использую.
Дальше был порог "Каньон". Перед порогом я встретил друзей, шедших в параллельной группе. Раньше мы вмести ходили на Красненькую-Кутсу.

Каньон - это такая длинная шивера, заканчивающаяся пологим сливом. Под сливом - бочка, справа - очень мощная, слева - небольшая. Я выбрал что-то среднее. Въехал на шиверу, проехал большую ее часть без особой работы, ближе к концу уехал левее и взял разгон до самой бочки. Поднял носик и задавил ее. Надо сказать, довольно ощутимо остановило, но скорости хватило с запасом.

Дальше - порог "Храмина". Раньше здесь была ГЭС, сейчас от нее остались лишь каменные развалины.

На пороге - куча народу.

В плане прохождения - похоже на "Каньон". Тоже - длинная заходная шивера, заканчивающаяся пологим сливом. Огромная бочка в правой части, в левой поспокойнее.

Очень многие обносятся, многие обносят вещи. Группа на полиэтиленовых каяках обнеслась. Вообще бочка в правой части конечно доставляет. Катамаран-четверку, вошедший в нее на нулевой скорости, кильнуло моментально. Но промыло, в общем без последствий.
Мы долго тупили, смотрели, снимали, тусовались. Потом проехал наш катамаран, за ним пошел я. Заехал на шиверу, влево сильно не жался, но контролировал возможность всегда уйти влево. Перед сливом принял левее, взял разгон до бочки. Не остановило вообще, проехал по инерции на корме почти до второго слива. Второй слив довольно простой. В общем проехал порог в точности как задумывал, и довольно уверенно.

До последнего падуна мы не поехали. Встали на Храмине и устроили шикарный антистапель. На следующий день прошли пешком несколько километров до автодороги, поймали "буханку" и уехали на вокзал в Питкяранту.

"Падуны Уксуна и надувной опендек"

[media=https://youtu.be/7wtD1PZMh8A]

"Уксун на майские"
просто склейка всех видеоматериалов, без особых художеств. Использованы также видео одной из параллельных групп