Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Автор:
Landskneht
Печать
дата:
27 августа 2022 00:16
Просмотров:
3141
Комментариев:
1
Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ


Представьте себе мальчика 14 лет в начале 1980-х, едущего через всю Москву вечером на троллейбусе, читающего эту книгу издания Маркса начала века с великолепным переводом поэмы Джона Мильтона 1665 года о Мятеже Ангелов и Грехопадении с великолепными гравюрами, иллюстрирующими эти Тайные Знания… В этом посте я представляю Вам 50 гравюр Гюстава Дорэ и основное содержание книги, так поразившей меня тогда…




ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Песнь 1-я

В первой песне сначала вкратце излагается всё содержание: ослушание Человека и потеря вследствие этого Рая, бывшего его жилищем; далее рассказывается о первоначальной причине его падения, о Змее или Сатане в виде змея, который восстал против Бога и, возмутив многие легионы Ангелов, был, по повелению Божию, со всем своим войском низвержен с небес в бездну. Далее, вкратце упомянув об этом, поэма повествует о Сатане с его Ангелами, низверженными теперь в Ад. Описание Ада, но не в центре мира (так как предполагается, что Небо и Земля не были ещё созданы, следовательно, на них и не лежало проклятия), а в области полной тьмы или, вернее сказать, Хаоса. Здесь Сатана лежит со своими Ангелами на огненном озере, уничтоженный, поражённый; через некоторое время он приходит в себя, как бы от смутного сна, зовёт того, кто первый по чину лежит возле него; они рассуждают о своём позорном падении. Сатана будит все свои легионы, которые лежали до сих пор, точно поражённые громом: они поднимаются; число их несметно; они строятся в боевом порядке; главные вожди их называются именами идолов, известных впоследствии в Ханаане и соседних землях. К ним обращается Сатана с речью, утешает их надеждой ещё вернуть Небо и говорит им в конце о новом мире, о новых существах, которые должны быть созданы, согласно древнему пророчеству или преданию на Небе; Ангелы же, по мнению многих древних Отцов, были созданы гораздо раньше видимого мира. Чтобы обсудить истину этого пророчества и сообразно с этим решить свой образ действий. Сатана созывает весь совет. На таком решении останавливаются его товарищи. Из преисподней вдруг поднимается Пандемониум – дворец Сатаны; адские власти сидят там и держат совет.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Всемогущий сбросил его с небесных эфирных пространств в кромешную бездну гибели
Песнь 1, стр. 2



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Вдруг он подымается из озера во весь свой гигантский рост
Песнь 1, стр. 5



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Они слышат его голос, сгорая от стыда, воспрянули они на своих крыльях
Песнь 1, стр. 6



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Так же бесчисленны были падшие Ангелы, парившие под адскими сводами
Песнь 1, стр. 6



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

По повелению державного вождя крылатые герольды с ужасающим церемониалом, с трубными звуками объявляют всему войску, что торжественный совет должен немедленно собраться в Пандемониуме.
Песнь 1, стр. 16


Песнь 2-я

Совещание открыто. Сатана предлагает отважиться на новую войну с целью захвата Неба; одни стоят за войну, другие против неё. Останавливаются на третьем предложении, ещё ранее высказанном Сатаной: исследовать истину пророчества или предания на Небе о другом мире, который должен быть вскорости создан, и о другой породе существ, равных или немного уступающих Ангелам. Возникает затруднение: кому доверить такое трудное поручение. Сатана один предпринимает это путешествие: ему рукоплещут, прославляют его; этим заканчивается совет. Духи рассыпаются в разные стороны, и, смотря по склонности каждого, проводят время до возвращения Сатаны. Полёт Сатаны к воротам Ада. Он находит их запертыми. Наконец открывает их; виднеется необъятная пучина между Адом и Небом; с трудом Сатана переносится через неё – ему указывает путь Хаос, властитель тех стран. Наконец, вдали виден новый мир, куда стремится Сатана.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Высоко на пышном царском троне, далеко затмевавшем богатства Ормуза и Индии, или трёх стран, где роскошный Восток щедрой рукой осыпает своих варварских царей жемчугом и золотом, надменно восседал Сатана
Песнь 2, стр. 17



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Горгоны, Гидры, эти ужасные Химеры
Песнь 2, стр. 26



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

По обе стороны их сидело два грозных призрака
Песнь 2, стр. 26



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Пробиваясь вперёд руками, ногами, крыльями, головой, он плывёт, пускается вброд, ползает, летит
Песнь 2, стр. 32



Песнь 3-я

Господь, восседая на Своём троне, видит, как Сатана летит к новосозданному миру: Он показывает его Сыну, восседающему одесную Его; предсказывает успех Сатане в совращении человеческого рода; Господь оправдывает Своё правосудие и мудрость от всякого нарекания тем, что создал Человека свободным и, следовательно, способным противостоять искусителю. Однако Он объявляет своё намерение помиловать Человека, потому что он пал не от собственной испорченности, как Сатана, но будучи соблазнён своим врагом. Сын Божий воздаёт хвалу Отцу за изъявление Его милости к Человеку; но Господь объявляет, что милость Его не может быть дарована без того, чтобы не было удовлетворено небесное правосудие: покушаясь на Божество, Человек оскорбил величие Божие; за то он, со всем его потомством, обречён на смерть, и должен умереть, если не найдётся кого-либо достойного ответить за его вину и принять на себя его наказание. Сын Божий добровольно предлагает Себя искупительной жертвой за Человека; Отец принимает эту жертву Сына и превозносит Его славу превыше всех имён на Небе и на Земле. Он повелевает всем Ангелам славословить Его; они повинуются и дивными хорами воспевают гимны и прославляют на арфах Отца и Сына. Между тем, Сатана опускается к крайней планете нашего мира; блуждая по ней, он прежде всего находит место, названное впоследствии Преддверием Тщеславия. Оттуда враг достигает врат Небес; описание лестницы, ведущей к ним, и вод, протекающим вокруг Небес. Далее Сатана летит к шару Солнца; здесь он встречает Уриила, правителя этой планеты, но прежде чем заговорить с ним, Сатана принимает на себя вид Ангела нижнего чина; притворяясь, будто он горячо желает увидеть новый мир и Человека, которого поместил в нём Господь, он выведывает, где находится жилище Человека. Уриил указывает ему дорогу: Сатана летит и опускается на вершину Нифата.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Небеса наполнились восторгом и громкое “Осанна!” торжественно разнеслось по всему небесному пространству
Песнь 3, стр. 41



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Не слишком долго было бы исчислить всех этих безумцев, неразвитых зародышей, идиотов, отшельников, монахов…
Песнь 3, стр. 42



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Он ринулся с Солнца вниз, к земному шару
Песнь 3, стр. 48



Песнь 4-я

Сатана вблизи Эдема, того места, где он должен привести в исполнение дерзкое предприятие против Бога и Человека – предприятие, которое он один взял на себя. Им овладевают различные страсти: страх, зависть, отчаяние; наконец он утверждается в своём злом намерении и направляется к Раю. Сатана преступает его пределы; садится в виде морского ворона на Древо Жизни, как на самое высокое в саду, с целью осмотреться кругом. Описание Сада: Сатана в первый раз видит Адама и Еву; его удивление при виде совершенства их форм и счастливого состояния, но это не изменяет его решения погубить их; он подслушивает их разговор, потом узнаёт, что им запрещено под страхом смерти вкушать от Древа Познания; на этом намеревается он основать своё искушение, склонив их на ослушание; потом оставляет их на некоторое время, чтобы какими-либо средствами ещё больше разузнать об их состоянии. Между тем Уриил, спустясь на солнечном луче, предостерегает Гавриила, в обязанности которого входило охранение райских врат, что какой-то злой дух бежал из бездны и в полдень пролетал через его сферу в виде доброго Ангела, вниз, к Раю, но потом выдал себя на горе дикими своими движениями. Гавриил обещает разыскать его до восхода солнца. С наступлением ночи Адам и Ева говорят о том, что им надо идти на покой; описание их шалаша; их вечерняя молитва. Гавриил выводит отряды своей ночной стражи для обхода вокруг Рая, посылает двух сильных Ангелов к шалашу Адама из опасения, чтобы злой дух не причинил вреда Адаму и Еве во время их сна; там Ангелы застают над ухом Евы Сатану, соблазняющего её во сне, и насильно ведут его к Гавриилу; Архангел допрашивает его, он даёт презрительный ответ, готовится к сопротивлению, но знак с Неба останавливает его, и он бежит из Рая.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

О, горе мне, несчастному! Куда бежать мне от вечного гнева, от беспредельного отчаяния!
Песнь 4, стр. 50



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

В раздумье, медленно поднялся Сатана на крутую дикую гору
Песнь 4, стр. 52



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ





Так прекрасен был этот сельский вид, приют счастья, где одна чудная картина сменялась другой
Песнь 4, стр. 54



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Мякоть душистых плодов служила им пищей, а твёрдой кожурой черпали они воду из светлого ручья
Песнь 4, стр. 56



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Так обещал Ангел, и Уриил возвратился к своему посту
Песнь 4, стр. 62



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Два Ангела направляются искать врага прямо к куще
Песнь 4, стр. 64



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Он ничего не сказал, но с ропотом отступил, и с ним отошли ночные тени
Песнь 4, стр. 94



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Адам с любовью склонился над своей женой, восторженно любуясь её красотой
Песнь 4, стр. 70



Песнь 5-я

Настаёт утро; Ева рассказывает Адаму свой тревожный сон; сон огорчает его, но он успокаивает её. Они выходят на свою ежедневную работу; у дверей кущи они воспевают утренний гимн. Бог, желая предупредить всякое оправдание со стороны человека, посылает Рафаила напомнить ему о долге послушания перед Богом и о его свободной воле, и, вместе с тем, предупредить его о близости врага, кто он, почему сделался его врагом, и обо всём, что полезно было знать Адаму. Рафаил спускается в Рай. Адам, сидя у входа своей кущи, издали видит приближение его; он идёт навстречу Ангелу, приводит его в свою беседку, угощает его самыми лучшими райскими плодами, сорванными Евою; их разговор за столом. Рафаил исполняет данное поручение, напоминает Адаму о его состоянии и о враге; рассказывает по просьбе Адама, кто этот враг, что побудило его к вражде, начиная с первого возмущения его в Небе; как мятежный дух увлёк свои легионы на северную сторону Неба, как призывал их там вместе с ним восстать против Бога, убедив всех, кроме серафима Авдиила, который не поддался его доводам, оспаривал их и оставил мятежника.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Взгляни, там на востоке, между деревьями, какое чудное существо приближается сюда!
Песнь 5, стр. 75



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

На это крылатый Иерарх отвечает: “О, Адам! Есть один только Всемогущий Создатель; От него всё происходит….”
Песнь 5, стр. 78



Песнь 6-я

Рафаил продолжает рассказывать, как Михаил и Гавриил были посланы сражаться с Сатаной и его Ангелами. Описание первой битвы. Сатана и его Силы удаляются с наступлением ночи; Сатана созывает совет, изобретает адские машины, которые на другой день битвы приводят в некоторое смятение Михаила и его Ангелов; но они вырывают горы и подавляют ими сатанинские силы и машины. Однако, так как возмущение не прекращалось, Бог на третий день посылает Мессию, Своего Сына, Которому Он предоставил славу этой победы. Сын Божий, облечённый могуществом Отца, приближается к месту битвы. Он повелевает своим легионам стоять спокойно по ту и другую сторону, а Сам громом преследует их до небесной стены; последняя разверзается, и мятежники в смятении и ужасе низвергаются в место, уготованное в бездне для наказания их. Мессия с торжеством возвращается к Отцу.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Прими этот привет на твою нечестивую главу
Песнь 6, стр. 87



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Загорелся яростный бой; такого дикого шума ещё никогда не слышало Небо
Песнь 6, стр. 88



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Впервые узнал Сатана боль; в судорогах метался он туда и сюда
Песнь 6, стр. 90



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Уже ночь наступила
Песнь 6, стр. 92



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Михаил со своими победоносными Ангелами расположился станом на поле битвы и поставил кругом стражу из пламенных Херувимов
Песнь 6, стр. 92



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Девять дней низвергались они…
Песнь 6, стр. 102



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Наконец Ад принял их в свою развёрстую пасть и, поглотив добычу, закрылся
Песнь 6, стр. 102



Песнь 7-я

Рафаил по просьбе Адама рассказывает, как и для чего был создан мир: Бог, изгнав с Неба Сатану и его Ангелов, изъявляет желание создать другой мир и других существ, чтобы населить его. Он со славой посылает Сына Своего, окружённого многочисленными Ангелами, совершить дело творения в шесть дней; Ангелы в гимнах прославляют дела рук Его и возвращение Его на Небеса.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Стекатся водяные толпы, катя вал за валом, как находили дорогу, то бурными стремнинами низвергаясь с крутых обрывов, то тихо разливаясь по равнинам
Песнь 7, стр. 108



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

И Бог сказал: “Да произведут воды пресмыкающихся, обильных зародышами, душу живую; и птицы на крыльях да полетят над землёю по открытой тверди небесной”
Песнь 7, стр. 110



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Левиафан, величайший из всех живых тварей, распростёрся на морской глуби, точно мыс; спит он или плывёт, он кажется движущейся землёй; жабрами он вбирает в себя целое море и опять выбрасывает его из пасти
Песнь 7, стр. 112



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Между тем в тёплых пещерах, в болотах, на берегах морей и рек готово выйти такое же многочисленное племя, получившее жизнь из яйца
Песнь 7, стр. 112



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

На земле седьмой вечер восходил над Эдемом
Песнь 7, стр. 116



Песнь 8-я

Адам спрашивает о движении небесных тел; Ангел отвечает ему неопределённо и советует заниматься тем, что может быть ему полезнее; Адам соглашается с этим и, желая удержать Рафаила, рассказывает ему всё, что он помнит со времени собственного сотворения: перенесение его в Рай, беседу с Богом об одиночестве и необходимости общества; первую встречу и брачный союз с Евою; разговор его об этом с Ангелом, который, повторив ему свои наставления, возвращается на Небо.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Так расстались они; из густолиственной тени Ангел вознёсся на Небо, Адам вернулся в свою кущу
Песнь 8, стр. 128



Песнь 9-я

Сатана, со своей коварной целью обойдя землю, ночью в виде тумана возвращается в Рай и вселяется в спящего змея. Адам и Ева с восхождением солнца приступают к своим трудам; Ева предлагает разделить их так, чтобы работать в разных местах, отдельно друг от друга. Адам не соглашается, представляя опасность этого; он боится, чтобы враг, насчёт которого их предостерегали, не соблазнил Еву, встретив её одну. Ева обижается таким недоверием к её благоразумию и твёрдости и настаивает на том, чтобы идти одной, желая испытать свою силу. Адам наконец соглашается. Змей встречает Еву одну; его хитрое приближение к ней; сначала он смотрит на Еву, потом заговаривает с нею, в льстивых похвалах превознося её выше всех созданий. Ева, услышав змея говорящим, спрашивает его, как достиг он человеческой речи и разума, чего не имел до тех пор. Змей отвечает, что вкусив от плода одного дерева в саду, достиг он дара слова и разума, не владея до тех пор ни тем, ни другим. Ева просит привести её к тому дереву и узнаёт в нём запрещённое древо познания. Змей, став смелее, убеждает и хитро уговаривает её вкусить. Ева, восхищённая вкусом плода, колеблется – поделиться им с Адамом или нет; наконец несёт ему плод и рассказывает, что убедило её вкусить его. Адам сначала поражён ужасом, но, видя, что Ева погибла, решается из любви к ней погибнуть с ней вместе; он также вкушает плод. Последствия преступления; оба ищут, чем прикрыть свою наготу, и кончается всё раздором и упрёками.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Сатана низвергается вместе с рекою и вместе с нею выходит, окутанный вечерним туманом
Песнь 9, стр. 130



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

“О, Земля, как ты похожа на Небо, если ещё не превосходнее его!”
Песнь 9, стр. 130



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Он крепко спал, свёрнутый в лабиринт колец
Песнь 9, стр. 132



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Много прополз он тропинок под тенью статных кедров, пальм, сосен
Песнь 9, стр. 138



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Виновный Змей скрылся в чащу
Песнь 9, стр. 143



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Не только потоки слёз лились из их глаз, но в сердцах их поднялась страшная буря
Песнь 9, стр. 148



Песнь 10-я

Преступление человека известно; Ангелы, охранявшие Рай, покидают его и возвращаются на Небо, чтобы оправдать свою бдительность. Господь оправдывает их, вещая, что не в их власти было воспрепятствовать Сатане. Он посылает Своего Сына судить виновных. Сын нисходит на Землю и произносит заслуженный приговор; сострадая падшим, Он одевает их и возносится к Отцу. Грех и Смерть, до тех пор сидевшие у врат Ада, предчувствуя успех Сатаны в новом мире и грехопадение Человека, решаются не быть больше затворницами, а по следам Сатаны, своего владыки, проникнуть в жилище Человека. Для более удобного сообщения между Адом и нашим миром они создают широкий путь или мост через Хаос, по следам, проложенным Сатаною. На пути к Земле они встречаются с Сатаною, который с торжеством возвращается в Ад. Их взаимные поздравления. Сатана является в Пандемониум и гордо на собрании рассказывает о своём успехе; вместо рукоплесканий в ответ ему раздаётся шипение: по приговору, произнесённому в Раю, все его сообщники, равно как и он сам, мгновенно превращаются в змей; потом, обольщённые призраком запретного дерева, внезапно выросшего перед ними, жадно бросаются на плоды, и пожирают одну пыль, горькую золу. Действия Греха и Смерти: Бог предрекает блестящую победу над ними, которая совершится Его Сыном, и возрождение мира. Но теперь Он повелевает Ангелам произвести различные перемены в небесах и стихиях. Адам, более и более убеждаясь в своём падении, горько сетует; он отвергает утешения Евы; она настаивает и наконец успокаивает его; потом, в надежде отклонить проклятие, которое должно пасть на их потомство, предлагает Адаму жестокие меры; он не одобряет их. Напротив, питая надежду, он напоминает ей данное им обетование, что Семя жены сотрёт некогда главу Змея; он увещевает её вместе с ним раскаянием и молитвой снискать прощение прогневанного ими Бога.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Услышав его, оба, муж и жена, скрываются от взора Всевышнего в глубочайшей чаще дерев
Песнь 10, стр. 152



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Теперь они с часу на час ожидали возвращения великого искателя неведомых миров
Песнь 10, стр. 157



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Ужасными звуками, пронзительным шипением наполнился чертог
Песнь 10, стр. 158



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Они расстаются и идут разными путями
Песнь 10, стр. 162



Песнь 11-я

Сын Божий представляет Отцу молитвы наших кающихся прародителей и ходатайствует за них: Господь принимает их молитву, но объявляет, что они не будут жить в Раю. Он посылает Михаила с сонмом херувимов, чтобы вывести их оттуда, но прежде повелевает открыть Адаму события грядущих времён. Сошествие Михаила. Адам указывает Еве на некоторые зловещие признаки. Он видит приблжение Михаила и идёт к нему навстречу; Ангел возвещает об их изгнании из Рая. Рыдания Евы; просьбы Адама; его покорность. Ангел возводит его на высокую гору и в видении представляет ему всё, что произойдёт до потопа.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

На яшмовом облаке небесное воинство спустилось в Рай и расположилось на вершине холма
Песнь 11, стр. 172



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Срубив на горе высокие дерева, они начали строить громадный корабль
Песнь 11, стр. 179



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Все другие жилища были потоплены, разнесены водами и со всей пышностью глубоко погребены под ними
Песнь 11, стр. 180



Песнь 12-я

Ангел, продолжая повествование, рассказывает, что произойдёт после потопа. Упомянув об Аврааме, он постепенно объясняет значение обетования, данного Адаму и Еве после их падения, что Семя Жены поразит Змея; открывает им таинства воплощения, смерти, воскресения и вознесения на небо Сына Божия, и состояние церкви до Его второго пришествия. Адам, утешанный этими откровениями и обетами, спускается с горы вместе с Михаилом, будит Еву, которая всё это время была погружена в сон; отрадные сновидения возвращают и ей спокойствие духа и вселяют в неё покорность. Михаил берёт их за руки и выводит из Рая; он взмахивает пламенным мечом, и херувимы занимают свои места для охранения Рая.



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Народ станет просить, чтобы воля Господня была передана ему устами Моисея, и страх прекратится
Песнь 12, стр. 188



Джон Мильтон “Потерянный и возвращённый рай” в иллюстрациях Гюстава Дорэ

Прародители не могли удержать невольных слёз, но скоро отёрли их
Песнь 12, стр. 195



ВОЗВРАЩЁННЫЙ РАЙ

Песнь 1-я

Изложение предмета. Воззвание к Святому Духу. Поэма начинается крещением Иоанна на реке Иордан. Иисус приходит туда и получает крещение. Сошествие Святого Духа, и голос с Неба свидетельствует о том, что Он есть Сын Божий. Присутствовавший при этом Сатана, услышав это свидетельство, немедленно улетает в воздушные страны: там, созвав адский совет, он высказывает перед ним свои опасения, что Иисус есть то Семя Жены, которому предназначено уничтожить всю их силу; он указывает на необходимость предотвратить опасность, попытаться хитростью противодействовать Иисусу, Который для них так страшен. Он предлагает взять на себя это дело; его предложение принято, и он пускается в путь для исполнения. Между тем, Бог-Отец в собрании Святых Ангелов объявляет, что Он предоставляет Своего Сына на искушение Сатаны, но при этом предсказывает, что все козни искусителя будут побеждены Сыном. Ангелы поют победный гимн. Иисус побуждением Божественного Духа идёт в пустыню, помышляя о начале Своего великого назначения быть Спасителем человечества. В размышлениях об этом Он припоминает, каким Божественным чувством любви к человечеству был Он проникнут с самого детства, и как Мать Его, Мария, заметив в нём такие чувства, передала Ему обстоятельства Его рождения, сообщив, что Он никто иной, как Сын Божий. Собственные размышления подтверждают справедливость этой великой истины; особенно убеждает Его в том только что совершившееся на реке Иордан провозглашение Его Сыном Божиим. Спаситель наш сорок дней постится в пустыне; дикие звери в Его присутствии становятся кротки и безвредны. Сатана является к Нему в образе престарелого земледельца и вступает с ним в разговор, удивляясь, что могло привести Его, одного, в такое опасное место, в то же время он говорит, что узнаёт в Нём Того Самого, Кого недавно, на реке Иордан, Иоанн признал за Сына Божия. Иисус отвечает коротко. Сатана продолжает разговор, распространяясь о трудности жизни в пустыне, и предлагает Иисусу, если Он подлинно Сын Божий, проявить Свою Божественную силу, превратив камни в хлеб. Иисус порицает его и вместе с тем говорит, что знает, кто он. Сатана не скрывается и искусно защищает себя и свои поступки. Сын Божий строго порицает его и опровергает все его оправдания. Сатана, принимая смиренный вид, снова старается оправдать себя; он изъявляет своё удовольствие перед Иисусом и Его взглядами на добродетель и просит позволения и на будущее не отказать ему в беседе, но получает ответ, что на это должно быть позволение свыше. Тогда Сатана исчезает; песнь заканчивается кратким описанием наступающей ночи.



Песнь 2-я

Ученики Иисуса, беспокоясь о его долгом отсутствии, рассуждают между собой об этом. Материнское беспокойство Марии, выражая которое, Она напоминает многие обстоятельства, касающиеся рождения и первых лет жизни её Сына. Сатана опять собирает совет, передаёт ему о неудаче первого искушения нашего божественного Спасителя, просит совета и помощи. Велиал предлагает искушение Иисуса женскою красотою. Сатана укоряет Велиала за его развратные помыслы, обвиняя его во всех подобного рода распутствах, приписываемых поэтами языческим богам, и отвергает его предложение как не могущее ни в коем случае иметь успеха. Потом Сатана придумывает другого рода искушение, предполагая, главным образом, воспользоваться голодом Спасителя; он берёт с собой отборное полчище Духов и возвращается на Землю для исполнения своего предприятия. Иисус постится в пустыне. Наступление ночи; как проводит её наш Спаситель, описание утра. Сатана опять предстаёт перед Иисусом, выражает удивление, что Он так покинут в пустыне, тогда как другие были питаемы в ней чудесным образом, и искушает Его роскошным пиром со всевозможными изысканными яствами. Иисус отвергает пир, Сатана исчезает, видя, что Иисуса нельзя соблазнить яствами. Сатана снова искушает Его, предлагая Ему богатства и средства приобрести власть: Иисус отвергает и это, приводя многие примеры великих деяний, совершённых людьми, которые всю жизнь оставались в добродетельной бедности, отвергая власть и богатства, которые непременно сопряжены заботой, суетой и огорчением.



Песнь 3-я

Сатана хитрой, льстивой речью старается пробудить в Иисусе жажду славы, приводя примеры великих побед и подвигов, совершённых разными героями в юную пору жизни. Господь отвечает на это, указывая на тщету мирской славы и на предосудительные средства, какими обыкновенно достигается она; в противоположность этой ложной славе, Он приводит великую истину, заключающуюся в терпеливой вере и добродетельной мудрости, высокий пример чего являет Иов. Сатана оправдывает любовь к славе, приведя в пример Самого Бога, Который требует её от всех Своих созданий. Иисус доказывает ложность этого довода. Затем Сатана напоминает Христу Его права на престол Давидов и говорит, что, так как царство иудейское является в настоящее время провинцией Рима, то для того, чтобы завладеть им, потребуется много усилий с Его стороны, убеждает не терять времени и скорее приступить к царствованию. Иисус отвечает, что для этого определено своё время, как и для всего другого; потом, припомнив Сатане его прошлые страдания, вопрошает, почему заботится он о славе Того, Чьё возвышение предназначено служить его падению. Сатана возражает, что собственное его отчаянное положение, исключающее всякую надежду, вместе с тем, исключает и всякий страх, и так как его кара остаётся всё та же, то ему нет расчёта препятствовать царству Того, чьё видимое благоволение, он надеется, может доставить ему ходатайство в его пользу. Сатана продолжает искушение; предполагая, что кажущееся равнодушие Иисуса к величию происходит от Его незнания мира и мирской славы, возводит Его на вершину высокой горы и показывает оттуда главные царства Азии; он обращает особенное внимание Иисуса на военные приготовления парфян для отражения скифов и говорит, что нарочно показывает это, чтобы Он видел, как необходимо военное искусство для удержания в своей власти царств, а равно и для покорения их вначале; убеждает в невозможности для Иудеи держаться против двух столь могущественных соседей, как римляне и парфяне, и в том, как необходимо заключить союз с тем или другим из них, советуя обеспечить за собой дружбу парфян; он развивает мысль, что при таком союзе могущество Его будет защищено от всех попыток против Него со стороны Рима или Цезаря, что это даст Ему возможность далеко распространить Свою славу и, что всего важнее, сделать престол Иудеи истинным престолом Давидовым, - избавить и восстановить десять племён израильских, всё ещё находящихся в рабстве. Иисус, кратко упомянув о тщетности военных усилий и слабости земных орудий, говорит, что, когда настанет время вступить Ему на предначертанный Ему престол, Он не станет медлить; потом делает замечание о необыкновенном его рвении к освобождению израильтян, которым он всегда был врагом, и объясняет, что их рабство есть следствие их идолопоклонства, но прибавляет, что в будущем Господу, быть может, угодно будет призвать их к Себе и возвратить им свободу и родную землю.



Песнь 4-я

Сатана, продолжая искушать нашего Господа, показывает Ему Рим во всей его пышности и великолепии, предполагая, что Он, вероятно, предпочтёт эту державу царству Парфянскому, говорит, что Ему легко изгнать Тиверия, возвратить римлянам свободу и Самому сделаться владыкой не только Рима, но через это и всего мира. Господь на это выражает Своё презрение к величию и мирской власти, указывает на роскошь, тщеславие и разврат римлян; говорит, что они не заслуживали свободы, которую потеряли через свою испорченность, и коротко упоминает о величии Своего будущего царства. Сатана в отчаянии объявляет, что может даровать их при единственном условии – чтобы Спаситель пал ниц перед ним и поклонился ему. Иисус с негодованием отвергает это предложение, укоряя искусителя именем “Сатаны, навеки проклятого”. Сатана, посрамлённый, пробует оправдаться, затем предпринимает новое искушение: предлагает Иисусу умственные наслаждения мудрости и знания, показывает Ему знаменитый город древней учёности, Афины, школы и разные другие места собрания учёных и их учеников; он сопровождает это зрелище напыщенной похвалой греческих артистов, поэтов, ораторов, философов, различных учений. Иисус отвечает, указывая на тщетность и несостоятельность его хвалёной языческой философии, говоря, что предпочитает музыке, поэзии, красноречию и философии греков – творения вдохновлённых еврейских писателей. Сатана, раздражённый неудачею всех своих попыток, укоряет Иисуса в безрассудстве за то, что Он отвергает его дары, и, в посмеяние над ожидаемым царством, предсказав Ему будущие Его страдания, отводит Его назад в пустыню и оставляет там. Наступает ночь. Сатана поднимает страшную бурю, потом пытается устрашить Иисуса ужасными сновидениями, чудовищными, угрожающими призраками; всё это, однако, не производит никакого действия на Иисуса. Спокойное, ясное, великолепное утро сменяет ужасы ночи. Сатана опять является нашему Господу, напоминает о ночной буре, говорит, что она назначалась, собственно, для Него, и пользуется случаем ещё раз оскорбить предсказанием страданий, какие Ему непременно предстоит перенести. Спаситель кротко возражает на это. Сатана, придя теперь в полное отчаяние, признаётся, что часто наблюдал за Иисусом от самого Его рождения, с намерением открыть – Мессия ли Он; и, после события на Иордане, уверившись, что, по всей вероятности, Он есть Мессия, стал ещё тщательнее следить за Ним, в надежде чем-нибудь прельстить Его, что послужило бы достоверным доказательством, что Он не есть тот Божественный Искупитель, Которому назначено быть его “роковым врагом”. Однако, он сознаётся, что до сих пор терпел полную неудачу: но он решается сделать ещё одну попытку. Он переносит Спасителя в Иерусалимский храм, ставит Его на кончик шпиля и требует, чтобы Он доказал Своё Божество стоя здесь или бросившись вниз. Иисус порицает искусителя и доказывает Своё Божество иначе. Сатана в смирении и ужасе падает вниз и возвращается к своим адским собратьям, чтобы передать им о неудаче своего предприятия. Между тем Ангелы сопровождают Сына Божия в великолепную долину, приготовляют Ему трапезу из небесной пищи и празднуют Его победу, воспевая торжественный гимн.

2 не понравился
17 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх