uCrazy.Ru / Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.

Русская история в картинах. Часть 5. Смутное время. Конец XVI века – 1613 год.



Пятый пост серии посвящён Смутному времени: Борис Годунов, два Лжедмитрия, Василий Шуйский, изгнание поляков ополчением Минина и Пожарского, воцарение династии Романовых.




Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера



Михаил Нестеров
Дмитрий – царевич убиенный
1899


На картине изображён царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, рождённый от его брака с Марией Нагой. После смерти отца царевич получил в удел город Углич, куда и был отпрвлен с матерью. Царём стал Фёдор Иванович: он “не отличался умом” и был слабым правителем. Царевичу Дмитрию к тому времени исполнилось всего полтора года.
В ходе жестокой дворцовой борьбы фактическим правителем государства при Фёдоре Ивановиче стал его “слуга и конюший боярин” Борис Годунов, опасавшийся усиления власти бояр Нагих.
Дмитрий Иванович погиб в восьмилетнем возрасте. По официальной версии тех лет, он будто бы нечаянно закололся ножиком. Однако многие были уверены: царевича закололи по приказу Бориса Годунова. Ходили слухи, что ещё раньше Годунов пытался отравить юного царевича.
При царе Василии Шуйском “невинноубиенный царевич Дмитрий Иванович” был причислен к лику святых. Именно в образе святого, с нимбом над головой и Спасом в небе, его изобразил художник Михаил Нестеров.





Алексей Кившенко
Борис Годунов и кудесники, представляющие ему царствование


В русских летописях есть упоминания о чародействе и о том, что люди верили в его силу. О Борисе Годунове, в частности, говорится, что он собирал волхвов и кудесников из многих городов и весей, чтобы с их помощью “привлечь к себе любовь” царя Фёдора Ивановича. Именно благодаря доверию царя и его вере в преданность своего шурина (царь был женат на Ирине, сестре Бориса) Годунов фактически правил страной.
Говорили, что кудесники будто бы предсказали Годунову его грядущее царствование. Однако предупредили: править ему недолго – всего семь лет.
К летописному преданию обращался Александр Пушкин, создавая образ царя Бориса Годунова в одноимённой трагедии. Вот как великий русский поэт словами одного из придворных описывает тягу Бориса Фёдоровича к предсказаниям:

Так, вот его любимая беседа:
Кудесники, гадатели, колдуньи.
Всё ворожит, что красная невеста.
Желал бы знать, о чём гадает он?





Алексей Кившенко
Царь Борис Годунов и дети
1880


Борис Годунов был образованным человеком и “поощрял учёных людей в их занятиях”. При нём с размахом шло городское и церковное строительство. Была построена крепость Воронеж, Ливны. Для обеспечения безопасности от Казани до Астрахани строились города на Волге: Самара, Царицын, Саратов. В правление Бориса была учреждена русская патриархия. Обезопасив тылы перемирием с Польшей, он начал войну со Швецией и вернул потерянные в Ливонской войне города, расширив выход к Балтийскому морю.
В 1601 году в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода шла из Москвы-реки на Конюшенный двор. Были возведены стены Белого города протяжённостью свыше 9 километров.
Годунов хотел, чтобы его дела во славу страны продолжили дети. На картине – Борис Годунов с детьми Фёдором и Ксенией. Наследник показывает отцу карту Московии: Фёдор был чертёжником и картографом.

Царь. Безвинная, зачем же ты страдаешь?
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Феодор. Чертёж земли Московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
(Отрывок из трагедии А,С, Пушкина “Борис Годунов”)








Борис Зворыкин
Иллюстрации к “Борису Годунову” А.С. Пушкина


Трагедию “Борис Годунов” А.С. Пушкин написал в 1825 году.
“Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждающего света, - вспоминал поэт, - трагедия сия доставила мне всё, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных”.
Поэт был убеждён: России необходима крепкая власть, не замешанная на крови. Это и стало основной мыслью трагедии.
Произведение создавалось по материалам труда Н.М. Карамзина “История государства Российского”.
В тяжёлую эпоху жизни Русского государства, которую мы называем “Смутой”, патриархом был Иов. Он был первым патриархом Московским и возглавлял Русскую православную церковь с 1589 по 1605 годы. Иов поддерживал Годунова в период его правления.
Иов отказался признать Лжедмитрия царём. Его арестовали во время богослужения, сорвали знаки высокого сана и отправили в ссылку.
При патриархе были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий, продолжилось распространение христианства в Поволжье и Сибири. Спустя полвека церковь причислила его к лику святых.









Борис Зворыкин
Иллюстрации к “Борису Годунову” А.С. Пушкина


Когда Борис узнал, что на Москву движется войско во главе с “царевичем Дмитрием”, он подумал: вдруг сын Грозного и правда выжил? Вдруг хочет отомстить за обиду и прогнать его, незаконного царя?
Возможно ли? Расстрига, беглый инок
На нас ведёт злодейские дружины,
Дерзает нам писать угрозы! Полно,
Пора смирить безумца!
Только наедине с собой Годунов может признаться в том, что совершил…
Так вот зачем тринадцать лет мне сряду
Всё снилося убитое дитя!
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Юродивые, блаженные – святые люди, получившие от Бога дар чудотворения. Смиряя гордость, они “напускным чудачеством” вразумляли людей, открывая им глаза на их пороки. Считалось: не дай Бог прогневать блаженного! Вот как поэт изобразил встречу царя с блаженным:
Юродивый.
Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Бояре.
Поди прочь, дурак! Схватите дурака!
Царь.
Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.








Борис Зворыкин
Иллюстрации к “Борису Годунову” А.С. Пушкина


Как князь Шуйский и предрекал, Борис Годунов “согласился” стать царём. И люди были рады такому решению. В пьесе Пушкина они радостно его приветствуют:
Венец за ним! Он царь! Он согласился!
Борис наш царь! Да здравствует Борис!
Борис.
Теперь пойдём, поклонимся гробам
Почиющих властителей России,
А там – сзывать весь наш народ на пир,
Всех от вельмож до нищего слепца.
Царь Борис впереди бояр идёт в Архангельский собор, где хоронили великих князей и русских царей. Этим он хотел сказать, что является родственником потомков Рюрика, занимает трон по праву и чтит древние традиции.

На Лобном месте стоит думный дворянин, посланный Лжедмитрием. Он говорит о том, что Годунов умер, а теперь трон незаконно занимает его сын Фёдор.
Обратимся к трагедии “Борис Годунов” А.С. Пушкина:

Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад – всё испытали вы.
Димитрий же вас жаловать намерен.
Целуйте крест законному владыке.
Народ (несётся толпою):
Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!





Григорий Мясоедов
Бегство Григория Отрепьева


Большинство историков сходятся на том, что Лжедмитрий был сыном рано погибшего стрелецкого сотника Богдана Отрепьева. Воспитание будущего авантюриста легло на плечи матери.
В 1590-х годах Отрепьев служил холопом у бояр Романовых, а затем у князя Черкасского. В 1600 году после ареста Романовых принял постриг под именем Григория (мирское имя Георгий). Он был принят келейником к своему деду, иноку Чудова монастыря, вошёл в окружение патриарха Иова. В его свите он посещал заседания Боярской думы.
В 1602 году он бежал из Москвы. На картине изображён эпизод из трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”, в котором беглый дьяк Григорий Отрепьев, стремящийся поскорее оказаться в Литве, узнаёт, что “кто-то бежал из Москвы, а велено всех задерживать да осматривать”. Входят приставы и сообщают, что из Москвы бежал “злой еретик” Гришка Отрепьев… А царь приказал беглого еретика повесить.
Приставы спрашивают: кто зачитает указ? Один из бродяг, Варлаам, говорит, что грамоту “смолоду знал, да разучился”.
Зачитать указ вызывается Отрепьев и описывает приметы и возраст Варлаама. Чернец ему не верит, выхватывает указ и сам начинает по слогам читать приметы еретика. “Григорий вдруг вынимает кинжал: все перед ним расступаются, он бросается в окно”.





Николай Неврев
Дмитрий Самозванец у Вишневецкого
1876


Григорий Отрепьев, реальный исторический персонаж, после побега из Чудова монастыря направился в Литву. Его спутников звали Мисаил и Варлаам. Было это в феврале 1602 года. Позже в Кракове Варлаам перед королём станет обличать Самозванца, на что Лжедмитрий заявит: тот подосланный Годуновым убийца. Варлаама бросят в тюрьму, из которой его вызволит… Марина Мнишек.
Когда беглый чернец очутился в Киеве, он пустил слух о том, что является не кем иным, как “чудом спасшимся царевичем Дмитрием Ивановичем”. Летом 1603 года, находясь в имении князя Вишневецкого, он провозгласил себя “законным наследником” престола.
На картине запечатлён момент, когда Григорий Отрепьев сообщает об этом хозяину имения и его родственнику, князю Константину Вишневецкому.
Последний познакомит его со свояком, будущим тестем Самозванца, богатым вельможей Юрием Мнишеком.





Николай Неврев
Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католичества
1874


На картине Григорий Отрепьев на аудиенции у польского короля Сигизмунда III в марте 1604 года. Он провозгласил себя законным наследником русского престола царевичем Дмитрием.
Поддерживал Самозванца польский вельможа Юрий Мнишек: он изыскивал необходимые для похода Лжедмитрия средства, привлекал наёмников в “отряд” Самозванца. Формально Речь Посполитая находилась в состоянии мира с Россией, но польский король добивался “полонизации Малороссии и Белоруссии”. Он проводил политику “скрытой интервенции” в Россию, и авантюрное намерение Отрепьева захватить русский трон хорошо вписывалось в его планы.
Также на аудиенции присутствовали архиепископ-примас и папский нунций. С воцарением в Москве Самозванец обязался ввести в России католицизм и передать Речи Посполитой Смоленщину и Чернигово-Северскую землю, вступить в войну со Швецией на стороне её бывшего короля Сигизмунда III. Обещал он компенсировать долги Мнишека, уплатив ему миллион злотых, жениться на дочери Мнишека Марине и передать ей “в удел” Новгород и Псков. Свои обещания Лжедмитрий подкрепил тем, что тайно перешёл в католическую веру.





Николай Шаховской
Последние минуты семьи Годуновых


Лжедмитрий подходил к Москве, и его армию, изначально состоящую из польско-литовских воинов, пополняли всё новые и новые сторонники “законного царя”. Число сомневающихся в законности его притязаний таяло на глазах. Росло и число бояр-заговорщиков.
Переметнулся на сторону Лжедмитрия и главный его противник, воевода Басманов. Сам нарушив клятву, он и войска убедил изменить присяге и целовать крест “истинному государю”.
Чтение с Лобного места грамоты Самозванца, сулящего поистине царские милости своим сторонникам, стало решающим: толпа ринулась в Кремль и свергла с престола шестнадцатилетнего Фёдора Годунова.
Художник изобразил комнату старого боярского дома Годуновых в роковой день 10 июня 1605 года. Здесь содержались под арестом свергнутый царь Фёдор, его мать и сестра.
В центре картины – вдова Бориса Годунова, царица Мария. Её отец, Григорий Скуратов-Бельский, вошёл в историю как “Малюта Скуратов”, и прозвище опричника стало именем нарицательным. Мария же была добрым и щедрым человеком.
На картине её руку обхватила царевна Ксения, а у двери стоит Фёдор Борисович, чьё правление длилось всего полтора месяца. Десять дней назад его свергла толпа, ворвавшаяся в Кремль после оглашения грамоты Самозванца Лжедмитрия I.





Константин Маковский
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова
1862


На картине Константина Маковского изображён трагический момент гибели семьи Годуновых. Вдова и сын Бориса Годунова будут задушены. Народу объявят, что они отравились.
Царевна Ксения получила своё имя в память преподобной Ксении. Она вместе с братом Фёдором получила хорошее образование: “писанию книжному” обучали её иностранные учителя. Царевну называли “красивейшей”.
По свидетельствам современников, она была принуждена стать наложницей Лжедмитрия. После гневного письма тестя, Юрия Мнишека, Самозванец заставил её насильно постричься в монахини.
В царствование Василия Шуйского Ксения принимала участие в перезахоронении тел родителей и брата в Троице-Сергиевой лавре, где позже пережила осаду 1608-1610 годов. Здесь же, рядом с родными, была похоронена и она сама.





Карл Вениг
Последние минуты Дмитрия Самозванца
1879


Царствование Самозванца продолжалось недолго – с 1605 по 1606 год. Пришедшие с ним поляки вели себя как захватчики, притесняя русский народ и глумясь над православной верой. Художник изобразил последние часы жизни Лжедмитрия.
Боярин Василий Шуйский во главе войска из двухсот человек въехал в Кремль и отдал приказ: “Идите на злого еретика”. Толпа народа и стрельцов ринулась к палатам, в которых обитал Лжедмитрий.
Боярин Пётр Басманов, поддержавший Самозванца в его притязаниях на русский престол, услышал шум за окном и спросил у толпы ворвавшихся: что, мол, за безобразие происходит перед царской опочивальней? Ему ответили: “Отдай нам твоего вора, тогда поговоришь с нами”. Когда Самозванец это услышал, он понял: пришёл его последний час.
Пытаясь спасти жизнь, Лжедмитрий выпрыгнул из окна. Однако ему не повезло: он сломал ногу, ушиб грудь и от боли потерял сознание. Тогда-то его и нашли стрельцы.
Когда Лжедмитрий пришёл в себя, боярский сын Григорий Валуев в упор выстрелил в него со словами: “Что толковать с еретиком: вот я благословляю польского свистуна!”. Самозванца добили мечами и алебардами. Его тело привезли на Лобное место – всем “на обозрение и в назидание”. Тут же бросили останки Петра Басманова.





Михаил Клодт
Марина Мнишек с отцом под стражей


На картине М. Клодта изображено “пребывание под стражей” в Ярославле Марины Мнишек и её отца. Сандомирский воевода, Юрий Мнишек, стал одним из организаторов “скрытой польской интервенции” в Россию. Брак его дочери Марины с Лжедмитрием I давал возможность польско-литовским магнатам и католическому духовенству контролировать своего ставленника, Самозванца Григория Отрепьева, тайно перешедшего в католическую веру.
После убийства Лжедмитрия I в 1606 году царь Василий Иванович Шуйский поселил Марину и её отца в Ярославле, где они пробыли до июля 1608 года. Мнишека допросили о его связях с Самозванцем и обстоятельствах появления Отрепьева в Польше. Мнишек рассказал об известных всем подробностях, прибавив, что “признал” в нём подлинного царевича Дмитрия. Он помогал ему, потому что русские люди встретили его как законного государя.
В июле 1608 года Марину Мнишек отпустили в Польшу, взяв с неё обещание отказаться от царского титула. Но скоро она объявилась в ставке Тушинского вора, где тайно с ним обвенчалась.





Сергей Иванов
В смутное время
1908


На картине художник изобразил лагерь Лжедмитрия II. По месту расположения его лагеря Самозванец вошёл в историю под прозвищем “Тушинский вор”.
Если Лжедмитрия I, выдававшего себя за “чудом спасшегося царевича Дмитрия”, считали беглым дьяконом Чудова монастыря Отрепьевым, то имя и происхождение Тушинского вора, выдававшего себя за “Чудом спасшегося Лжедмитрия”, неизвестно.
Основу его армии составляли польские отряды, часть южнорусского дворянства и казаки. Предприняв походы на Брянск и Тулу, разбив войско Василия Шуйского, Лжедмитрий II подступил к Москве и разбил лагерь в селе Тушине. Вскоре в лагерь Самозванца пожаловала Марина Мнишек. “Признав мужа”, вдова Лжедмитрия I тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.
Используя недовольство людей политикой Шуйского, ставшего царём, Самозванец скоро начал контролировать значительные территории к востоку и северу от Москвы.
Чтобы привлечь большее число сторонников из дворян, он щедро раздавал своим приверженцам земли и крестьян. Но огромные денежные и натуральные реквизиции в пользу польских войск привели к сокращению подконтрольных ему районов, а вторжение в Россию войск Сигизмунда III завершило распад Тушинского лагеря переходом поляков на сторону своего короля.





Василий Верещагин
Осада Троице-Сергиевой лавры
1891


Один из самых драматических эпизодов Смуты – осада поляками Троице-Сергиевой лавры. Случилось это в 1608-1610 годах.
25 сентября 1608 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, к Троице-Сергиевой лавре подошло польское войско.
Польские воеводы Сапега и Лисовский не ждали сильного сопротивления. Послав архимандриту и воеводам предложение сдаться добровольно, они грозили в случае отказа “истребить все и вся”.
Но им отвечали: “Надежда наша и упование – Пресвятая Живоначальная Троица, стена и покров наш – Пресвятая Богородица, помощники нам и молитвенники о нас к Господу – преподобные отцы наши Сергий и Никон. Да будет известно вашему тёмному царству, что напрасно прельщаете вы стадо Христово. Не изменим вере и царю, хотя бы предлагали нам сокровища всего мира”.
Твёрдость духа осаждённые черпали в молитвах. Регулярно совершались крестные ходы. Чудесные видения укрепляли веру защитников лавры во всесильное заступничество преподобных Сергия и Никона.





Сергей Милорадович
Оборона Троице-Сергиевой лавры
1894


В древности русские монастыри обносили высокими прочными стенами, чтобы их не могли захватить враги. Когда подступало вражеское войско, жители близлежащих селений спасались в монастырях.
Защита Троицкого монастыря – одно из значимых событий периода Смуты, случившейся в начале
XVII века.
После неудачной попытки захватить Москву “Тушинский вор” пытался заблокировать русскую столицу силами своих войск. Для этого было необходимо захватить Троице-Сергиев монастырь, перекрывавший дорогу из Москвы на север и в Поволжье.
Для осады, продлившейся свыше года, Лжедмитрий II отправил из Тушина 15-тысячное войско. Численность обороняющихся была в разы меньше, но на их стороне была не только прочность стен, но и стойкость духа. Отбив ряд штурмов, гарнизон отстоял святыню. Монахи и воины насмерть стояли на стенах Троице-Сергиева монастыря, защищая обитель от солдат польско-литовской армии.
Мы видим чернеца, который несёт к крепостной стене бочонок с кипящей смолой, защитники лавры заряжают пушку… Видны купола собора Успения Пресвятой Богородицы – Она не оставит защитников без небесной помощи…





Василий Демидов
Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского
1841


В 1610 году Лжедмитрию II, который вёл свои войска на Москву, было необходимо занять Боровск. И вскоре город был осаждён войском Яна Сапеги.
Воеводой Боровска в то время был князь Волконский. Защитники десять дней держали оборону в Пафнутьевском монастыре, который считался неприступным. Таким бы он и остался, если бы не двое изменников – Яков Змеев и Афанасий Челищев. Они открыли врагу западные ворота, и ночью поляки вошли в монастырь.
Бой длился сутки. Сам князь Волконский, отбиваясь от наседавших на него многочисленных врагов, остановился у гроба основателя монастыря, преподобного Пафнутия, и воскликнул: “Умру у гроба Пафнутия-чудотворца!”
Святость этого места не остановила врагов – они набросились на князя и зарубили его. Затем расправились с крестьянами, которые искали здесь спасения. Не помиловали и священников.
В тот день погибло много жителей Боровска, о чём здесь помнят и по сей день. А башня, через ворота которой враги проникли в обитель, называется просто и понятно – “Измена”.





Константин Маковский
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям


В каждом государстве есть своя армия, в которой служат солдаты и офицеры. Но что делать, если враг многочислен и у армии не хватает сил самой справиться с ним? Тогда на защиту Отечества встаёт народ. Это и есть ополчение.
Первое ополчение родилось в Рязани в 1611 году после обращения патриарха Гермогена встать на защиту страны против поляков. Возглавил его рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре к нему присоединились жители Ярославля, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владимира и других городов и уездов. Было оно поистине всенародным: в него входили дворяне, боярские сыновья, стрельцы с казаками и простые крестьяне. Да только случилось так, что перессорились дворяне с казаками, а Ляпунов был убит.
И вот тогда в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился с призывом к горожанам внести свои средства для борьбы с интервентами. Едва ли не каждый житель был готов отдать самое ценное, что у него есть. На эти деньги и было собрано Второе ополчение.
В этой народной армии поддерживалась строгая дисциплина: всех сплотила великая цель – освободить Москву и всю страну от захватчиков.
Силами Второго ополчения удалось освободить столицу, а с ней и всю Россию.





Василий Савинский
Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского
1882


С созданием ополчения встал главный вопрос – кому быть военачальником. Минин считал, что для этой цели подходит “лучший из лучших” – князь Дмитрий Пожарский. Он воевал с польскими захватчиками, показал себя героем, был ранен.
Но не оправившийся от ран князь не соглашался “принимать войско”. Однако нижегородцы только его видели главным воеводой. Пришлось князю согласиться возглавить ополчение. В ноябре 1611 года он стал готовить войско к походу на столицу.
На картине послы вручают князю Казанскую икону Божией Матери. Эта икона прошла с Пожарским до Москвы, оказывая ополченцам духовную помощь в борьбе с польскими интервентами. Она стала для русских людей символом заступничества Богородицы в их борьбе за Русскую землю.
Когда Смутное время закончилось, Пожарский из стольников стал боярином. Он возглавлял войско, которое боролось с отрядом поляков под командованием Лисовского, захватившим Корачев и угрожавшим Брянску. Князю пришлось долго преследовать врагов, которые, отступая, сожгли Белев, Перемышль. В Калуге он тяжко занемог.
Князь поправился, однако службу ему пришлось оставить. Правда, через четыре года он снова вернулся в строй, чтобы помочь отразить вторжение войск польского короля Владислава IV.





Михаил Скотти
Минин и Пожарский
1850


Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского ставило целью освободить Москву от интервентов, отбить у иноземцев охоту в их притязаниях на русский престол и создать новое правительство. Второе ополчение начало формироваться с сентября 1611 года, а уже в марте 1612 года сформированное в городах и уездах Поволжья войско выступило из Нижнего Новгорода и направилось в Ярославль. Изгнание интервентов из Поволжья шло полным ходом, когда стало известно о приближении к Москве отряда польских войск под командованием гетмана Ходкевича. Это заставило Минина и Пожарского ускорить приближение к столице и занять позиции вдоль стен Белого города. В сражении 22-24 августа отряд Ходкевича был разгромлен, а судьба польских гарнизонов была предрешена: не получив подкрепления, они капитулировали 22 октября 1612 года.
С освобождением Москвы на личные средства Пожарского был построен собор Казанской Богоматери, в котором хранился список Казанской иконы Божией Матери, сопровождавшие ополчение. Деревянный храм сгорел, но на его месте был построен новый, снесённый три века спустя советской властью. В 1993 году храм был восстановлен. Благодарность героям-освободителям Москвы, а с ней и всей России хранит и первый скульптурный памятник столицы, установленный в 1818 году на Красной площади.





Эрнст Лисснер
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля


Название картины Эрнста Лисснера “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля” говорит само за себя. Событие, изображённое на полотне, предосхитило конец Смутного времени.
С недавних пор наша страна отмечает день 4 ноября как государственный праздник – День народного единства. Но праздник не такой уж и новый: ещё царь Алексей Михайлович объявил эту дату государственным православным праздником Казанской иконы Божией Матери (список с чудотворной иконы был привезён под Москву казанскими ополченцами). Традиция отмечать день изгнания польских интервентов прервалась после революции, и праздник стал только церковным. В 2005 году всё вернулось на круги своя, только праздников стало уже два. Православный – отмечается непрерывно с 1649 года. А светский в полном соответствии с названием отмечается всей Россией вне зависимости от конфессий и национальностей.
Названию своему он вполне соответствует, ведь во Втором ополчении Минина и Пожарского слились в едином порыве представители разных народов, и у них была одна Родина – Россия.





Павел Чистяков
Патриагх Гемоген отказывает полякам подписать грамоту
1760


Патриарх Гермоген стал главой Русской православной церкви в 1606 году. После свержения царя Василия Шуйского Москва была занята польскими интервентами, призывающими избрать на русский престол королевича Польши Владислава.
Гермоген стал писать обращения к русскому народу, чтобы люди восстали и прогнали поляков из страны.
Первыми подняли восстание москвичи. Поляки в отместку подожгли город, сами спрятались за каменными стенами в Кремле, а патриарха бросили в сырой подвал в Чудовом монастыре. Тогда восстали уже не москвичи, а весь народ. Когда они осадили Кремль, поляки испугались. Они пришли в камеру к патриарху и сказали: “Прикажи русским людям, чтобы они ушли из Москвы, а то мы тебя убьём”.
Гермоген ответил, что угроз врага он не боится – Бог заступится за него, а русский народ он благословляет на битву с врагами.
Русское ополчение ответило на призыв патриарха: был взят Кремль, а поляки из него изгнаны. Но сам патриарх этого уже не увидел: враги уморили его голодом.





Карл Вениг
Смерть Ивана Сусанина
1871


Героя освободительной войны против польских интервентов, крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, взяли в проводники отряда польских шляхтичей до села Домнина – вотчины бояр Романовых. Там, по преданию, находился избранный на престол Земским собором юный цать Михаил Фёдорович
Иван Сусанин намеренно завёл поляков в непроходимый болотистый лес. Когда враги поняли, что Сусанин завёл их в ловушку, его убили. Хроники и летописи XVII века почти не упоминают об этом событии, но из поколения в поколение передавались предания о героическом поступке отважного крестьянина. Наиболее важным свидетельством подвига Ивана Сусанина служит грамота царя Михаила Фёдоровича, жалованная в 1619 году зятю героя, Богдашке Сабинину.
“Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти”.





Григорий Угрюмов
Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года
Не позднее 1800


После изгнания из Москвы польских интервентов Земским собором был избран новый царь – Михаил Фёдорович Романов. Собору не было известно, где обитает Михаил, и в наказе послам значилось: “Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Фёдоровичу в Ярославль или где он, государь, будет”.
Были разосланы грамоты и крестоцеловальные записи по городам, и, пока нового государя искали, русские города присягали ему один за другим.
Михаил Фёдорович укрывался с матерью, инокиней Марфой, в Ипатьевском монастыре в Костроме. На следующий день послы вместе с горожанами пошли в монастырь крестным ходом. Однако Михаил Фёдорович никак не хотел становиться государем, он говорил, что “слишком юн”. И его мать умоляла сына не принимать “тяжкое бремя”.
На картине художник изобразил семью Романовых: Михаила Фёдоровича, его мать, инокиню Марфу, и отца, патриарха Филарета. Можно увидеть на ней и князя Пожарского: он сам отказался от престола в пользу Михаила и привёз Казанскую икону Божией Матери. Ею и благословила сына на царствование Марфа.
На самом деле патриарх Филарет тогда находился в польском плену. После освобождения в 1619 году Филарет, как и его сын, также станет носить титул “великого государя” и будет править страной вместе с сыном.
Со времени правления Михаила Фёдоровича берет начало династия Романовых, правившая в России более 300 лет.

Предыдущие посты серии:
Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.
Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.


smile
21 апреля 2016 01:09
Вернуться назад