uCrazy.Ru / Кассетный дефицит СССР. Как мы ухитрялись доставать драгоценные "компакты"

Кассетный дефицит СССР. Как мы ухитрялись доставать драгоценные "компакты"

Кассетный дефицит СССР. Как мы ухитрялись доставать драгоценные "компакты"


Так уж получилось, что я застал все эпохи развития компакт кассет: начиная от "кому они нужны", а потом "где бы достать хотя бы б/у " ну и заканчивая снова "кому они нужны".
Хотя компакт-кассета была представлена публике в 1963 году, никто его всерьез не воспринимал. Уж больно низкое качество звукозаписи было на нем. Поэтому и в СССР первые кассеты и магнитофоны выпускали для репортеров и в качестве диктофона. Причем с выпуском магнитофона возникла заминка и кассеты начали выпускать раньше, в 1967 году. Формы для отливки корпусов были закуплены в США и на первой партии четко виднелось "Made in USA". Оплошность быстро исправили. Следующая партия уже выглядела так:

Кассетный дефицит СССР. Как мы ухитрялись доставать драгоценные "компакты"



Кассета называлась "Протон МК-60", но почему надпись была не типографская, а штампом. Стоила кассета 6р-00коп.

Первый кассетный магнитофон начали выпускать только через два года, в 1969 г. Обратите внимание: в те года непременным атрибутом переносной радиоаппаратуры был добротный чехол. Стоил магнитофон 220 рублей.




Вскоре упростили конструкцию кассеты, оставив только один винтик крепления посередине.




Видимо в стране был дефицит винтиков и избыток рационализаторов: кассеты начали выпускать совсем неразборные.




При обрыве ленты приходилось ножом аккуратно разламывать кассету по шву, а потом заклеивать обратно.

Не стоит ругать конструкторов за убогость внешнего вида. На момент начала производства эти кассеты были "на уровне зарубежных производителей". Для примера внешний вид кассеты Sony тех лет.




Иностранные фирмы, в гонке за кошельком покупателя, меняли дизайн практически ежегодно, а в СССР было жесткое понятие "ГОСТ" и кассеты штамповали десятилетиями в одном дизайне.

Магнитная лента в кассетах сначала была привозная, из ГДР. Производила ее «Filmfabrik Wolfen». Вскоре линии по производству пленки запустили и в СССР, причем сразу на нескольких химкомбинатах (Свема, Тасма, Славич)-иначе было не осилить требуемый объем выпуска.

Рос ассортимент и объемы выпуска кассетных магнитофонов. В течении 70х годов было освоено производство 36 моделей




При всем при этом производство аудиокассет спокойно успевало за спросом-в магазинах кассеты всегда были в продаже и стоили 4 руб -10коп. (не знаю откуда такая наценка была, но во всех магазинах цена была именно такой).Практически до конца 70х кассеты не пользовались большим спросом, чего не скажешь про ленту для катушечных магнитофонов-завозили часто, но и раскупалось очень быстро.




Ситуация резко поменялось в начале 80х годов: кассеты пропали с прилавков. Мы поначалу не переживали-завезут еще. Но время шло и завозов не было. Стало понятно, что кассеты "испаряются" по пути к покупателю.

Мы народ ушлый, нас голыми руками прилавками не возьмешь- отправили гонца в областной центр, откуда он привез записанные кассеты "Мелодия"




Чуть дороже, но зато все с кассетами. Вскоре и этот канал поставки закрылся. Вернее выкладывали на продажу так же, но их раскупали быстро.

Тут узнаем, что знакомый парень поступил в столичный институт связи, на заочное отделение. Дважды в год он начал ездить, за государственный счет, сдавать сессию и привозил нам кассеты. Вот так среди наших кассет появились "DENON", "MAXELL", "BASF", "AGFA", "SONY".




Тут уж пришлось всем сделать профилактику своих кассетных магнитофонов: если усилие подмотки недостаточно, то тонкую импортную пленку затягивало на прижимной ролик тонвала. Естественно, стали чаще чистить головки магнитофонов. И не говорите про чистящие кассеты, чистый спирт или вот такие наборы от 77 года:




Набор для чистки магнитных головок.

Ничего этого у нас и в помине не было: ватная палочка на спичке и одеколон (а кто то и водкой)-вот весь наш чистящий набор.

Поначалу многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. Практически на всех кассетах были выломаны "предохранители"




Проходит время, запись перестает быть "ценной" и для записи новых песен на кассету нужно восстановить предохранительную планку. Вот здесь наступало буйство фантазии и находчивости: изолента, жеванная бумага, ластик, пластилин и т.д.

Ну и надо упомянуть хромоксидные кассеты. Их появление в продаже с ликованием встретили меломаны-наконец то качество будет на уровне катушечников!




По качеству до катушечников дойти не удалось, а зато головки стачивала пленка просто отменно. Хотя и утверждали, что пленка немецкая, сделанная на фирме ORWO (ГДР) и абразивность уменьшена "в надцать раз"-магнитной головки на год эксплуатации не хватало. Эта проблема дополнила список мечтаний мальчишек пунктом "сендастовая головка 3Д24.080", а позже и "стеклоферритовая головка 3Д24.752У".




С распадом СССР в страну хлынул поток аудиокассет всевозможных фирм. Привозили конечно, что подешевле: Корея, Малайзия, Гонконг. Как то незаметно качество иностранных кассет сравнялось с отечественным. К великому сожалению, не за счет подъема качества российских производителей, а за счет снижения качества иностранных фирм.

Формат компакт-кассеты оказался очень живуч. Производители несколько раз пытались вытеснить её с рынка более новыми технологиями Elcaset, DAT, DCC, Minidisc. Покупатель, плевав на новое суперкачество, кошельком голосовал за старую и добрую компакт-кассету.

Не хочется статью заканчивать на грустной ноте. Вспомните наши "домики" для хранения кассет




Ну и немного услады очей от редких гостей наших фонотек:

"MAXELL"










"DENON"







"TDK"







ну и ещё:













Разве может самая крутая флешка или карта памяти офигительного объема, порадовать взор магией размеренного вращения катушек кассеты в магнитофоне.

16 августа 2021 22:00
Вернуться назад