uCrazy.Ru / Сальвадор Дали

Сальвадор Дали



Сальвадор Дали – пожалуй, последний великий живописец XX века… Эпатажный и успешный художник, один из столпов “массовой культуры”, икона Сюрреализма.
В этом посте приведены наиболее значимые работы мастера с ранних работ до периода творческой зрелости и принёсших ему мировую известность.
Один из знаковых художников XX века, Сальвадор Дали когда-то заявил: “Сюрреализм – это Я”.
Мир текучей Реальности, галлюцинаций и сумасшедших снов… Погружайтесь!

Личность великого испанского художника Сальвадора Дали, как и у всех, формировалась в раннем детстве. Он и тогда смотрел на мир особенным – быть может, уже сюрреалистическим? – взглядом и видел вокруг… парадоксы и противоречия. Его мама верила в Бога, а отец категорически Его отрицал. Он был назван Сальвадором, и этим же именем звали отца. А ещё и брата, который умер малышом. Будущий художник говорил, что чувствовал себя… отголоском прошлого, неким двойником! Может, поэтому и хотелось ему стать ни на кого не похожим? В чём он и преуспел.
Сальвадор скверно учился в школе, зато лучше всех рисовал, и в 14 лет случилась его первая выставка. В книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим” художник делится воспоминаниями: рассказал он и о том, как пытался наладить контакт с товарищами. Правда, способ добиться этого выбрал, мягко говоря, нестандартный: кричал, вопил, топал ногами… Словом, изо всех сил старался выделиться из общего ряда. Была в книге история о том, как он ненавидел кузнечиков, а его товарищи, с которыми он никак не мог найти понимания, совали ему их за шиворот…
Сальвадор поступил в Академию изобразительных искусств в Мадриде. Ему не нравилось там учиться, и он дерзко заявлял, что ему надо бы преподавать изобразительное искусство… своим учителям! Но из Мадрида не уезжал: тут он встретил двух замечательных людей, дружбу с которыми невероятно ценил: это были поэт Федерико Гарсиа Лорка и кинорежиссёр Луис Бунюэль. Он снялся в сюрреалистическом фильме Бунюэля и уже с тех пор официально звал себя “сюрреалистом”.
Может, за это исключительное право называть себя и сюрреалистом, и великим, он был исключён из Академии с шокирующей формулировкой “без права на восстановление”! Так отозвалось Сальвадору пренебрежительное отношение к преподавателям. А творческие дела художника шли замечательно! Однажды выставку его работ посетил Пабло Пикассо. Он долго стоял у полотен Сальвадора, молча вглядываясь в них… Их будет связывать дружба, и принятие старшим товарищем творческих экспериментов молодого художника мотивировало Дали на дальнейшие поиски своего стиля.
Была и ещё одна судьбоносная встреча: тогда он обрёл свою музу. Ею стала Гала – русская женщина Елена Дмитриевна Дьяконова. Они стали жить вместе, и Гала во многом ему помогала. Правда, вела она себя несколько, что ли, свободно – не всегда была верной мужу. Однако художник её прощал, считая “своей судьбой”.
Жил он и в Италии, где, познакомившись с работами мастеров эпохи Возрождения, вдруг по-новому посмотрел на свои работы. На некоторое время он совсем забыл обо всех своих сюрреалистических пристрастиях! И тогда сюрреалисты его из общества… изгнали! Говорят, именно тогда он и сказал знаменитую на весь мир фразу: “Сюрреализм – это Я!”
Художник будет жить в США, где его творческие и житейские дела быстро пойдут в гору. Разошлась его книга с автобиографией, и Сальвадор несказанно этим гордился, сочтя это за знак: его знают, любят, принимают. Но были и предательские выпады: так, бывший товарищ написал о нём статью, которую назвал “Гребущий доллары”. Но художнику это нисколько не повредило: интерес к его творчеству только возрос.
Спустя семь лет Дали вернулся в Европу, обосновавшись в Испании, в средиземноморской деревушке Порт-Льигате. Его выставкам не было конца – художник и сам не знал, сколько их прошло на самом деле. Одну всё же запомнил: тогда он был преисполнен гордости за себя и своё экстравагантное творчество. Это была выставка в галерее Тейт, самом крупном художественном музее Великобритании. Блистательную экспозицию его полотен посмотрело немыслимое количество человек – 250 миллионов! Наверное, тут он вздохнул с облегчением, осознав, что не зря прожил свою жизнь. Его любят, знают, ценят, интерес к нему не угасает, а день ото дня растёт. Для художника это самое главное! Он, наверное, и сам не смог сказать, в чём особенность его стиля. “Гениальность и сумасшествие”, которые, переплетаясь, образовывали “немыслимые образы, странные видения”, волновали зрителей. Они понимали, что хотел сказать художник. Сам Дали, оценивая своё творчество, был, как всегда, парадоксален, говоря, что “единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является”.




Мягкий автопортрет с жареным беконом
1941




Автопортрет в мастерской
Около 1918




Автопортрет с рафаэлевой шеей
Около 1921




Улыбающаяся Венера
Около 1921




Пуристический натюрморт
1924




Пьеро играет на гитаре
1925




Отправление. Дань новостной ленте
1926




Неокубическая композиция с тремя фигурами
1926




Арлекин
1926




Натюрморт в лунном свете
1926




Натюрморт в сиреневом лунном свете
1926




Аппарат и рука
1927




Тщетные усилия
1927-1928




Тлеющий осёл
1928




Имперский монумент женщине-ребёнку
1929




Загадка желания. Моя мама
1929




Человек-невидимка
1929-1932



Сальвадор Дали

Портрет Поля Элюара
1929




Освещённые удовольствия
1929




Мрачная игра
1929




Великий мастурбатор
1929




Вильгельм Телль
1930




Угрызения совести (Сфинкс в песке)
1931




Постоянство памяти
1931




Галлюцинация. Шесть образов Ленина на рояле
1931




Призрачная телега
1933




Портрет Галы с двумя бараньими отбивными, балансирующими на её плече
Около 1934




Археологическое воспоминание “Анжелюса” Милле
Около 1934




Отлучение мебели-питания
1934




Загадочные элементы в ландшафте
1934




Призрак сексуальной привлекательности
Около 1934




Женщина с головой из роз
1935




Параноидально-критическое одиночество
1935




Великий параноик
1936




Мягкая конструкция с варёной фасолью (Предчувствие гражданской войны
1936




Осенний каннибализм
Около 1936




Антропоморфный комод
1936




Жираф в огне
Около 1937




Сон
Около 1937




Лебеди, отражающиеся в слонах
1937




Метаморфоза Нарцисса
1937




Испания
1938




Явление лица и вазы с фруктами на пляже
1938




Впечатление от Африки
Около 1938




Бесконечная загадка
1938




Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами
Около 1938




Невольничий рынок с явлением невидимого бюста Вольтера
1940




Вечерний паук сулит надежду
1940




Лик войны
1940




Овцы
1942




Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение Нового человека
1943




Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Около 1944




Моя жена, обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
1945




Галарина
1945




Нос Наполеона, превратившийся в беременную женщину, с меланхолией прогуливается собственной тенью среди своеобразных развалин
1945




Искушение святого Антония
1946




Портрет Пабло Пикассо в XXI веке
1947




Дематериализация вблизи носа Нерона
1947




Слоны
1948




Атомная Леда
1947-1949




Мадонна Порт-Льигат
Около 1950




Христос святого Иоанна Крестителя
1951




Гиперкубический Христос
Около 1954




Сферическая Галатея
1952




Взрывающаяся голова Рафаэля
1951




Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери
1952




Распад постоянства памяти
1952-1954




Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, наделённая лицом Галы. Фрагмент.
Около 1954




Содомское самоудовлетворение невинной девы
1954




Тайная вечеря
1955




Пьета
1958




Сантьяго эль Гранде
Около 1957




Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба
1958




Вселенский собор
Около 1960




Битва при Тетуане (Дань уважения Мариано Фортуни)
1962




Галюциногенный тореодор
1970




Ловля тунца
1966-1967


:flowers:
24 августа 2022 04:30
Вернуться назад