Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
36
3
3
penrosa
На uCrazy 12 лет 9 месяцев
Интересное

История диафильма

История диафильма


Каждый из нас бережно хранит в своем сердце воспоминания детства. Радостные или грустные, светлые или полные горечи, они служат как бы мостиком, который связывает нас сегодняшних, взрослых и солидных, с теми маленькими детьми, которыми мы были когда-то. Иногда, испытывая ностальгию по ушедшему детству, мы достаем эти воспоминания из глубин своей памяти, чтобы вернуться хотя бы на секунду в то беззаботное время, свободное от наших нынешних проблем и забот.

Для многих из нас такими яркими воспоминаниями могут стать диафильмы, которые мы смотрели в детстве. Давайте вспомним их историю …
История диафильма


Тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки… Все это навсегда остается в памяти ребенка. Помните свое настроение в тот момент? Радость и нетерпение, пока старшие настраивают объектив и заряжают пленку с диафильмом в проектор, ваш восторг в ту секунду, когда на стене появляется первый кадр, и начинается сказка…



Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.



Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.

В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.



Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.

Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.



Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.



Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня.


Диапроектор ФД-2


В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.

А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования.


Волшебный фонарь


Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.

К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию, географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св. Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений («Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилагавшейся к каждой картине.



Одним из первых советских диапроекторов был агрегат под названием «ИЗБАЧ», сконструированный сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным. Встроенная динамо-машина и реостат давали возможность использовать его там, где не было электричества.

Технология изготовления диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов. Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес (изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения необходимо было много места.



«Вот интересно было бы вот этот проектор запустить, – говорит старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Анна Котомина. – Здесь такой вот ритм – нам очень не хватает этого в современном мире безумных скоростей, вечного информационного перегруза – вот такого медленного чтения».

Анна Котомина, историк, преподаватель мультимедиа технологий, диафильм изучает с научной точки зрения. Собрала коллекцию, в которой более 300 пленок, начиная с 30-х годов. Ее дети с удовольствием смотрят волшебные пленочки. Анна уверена: диафильм как огромный пласт визуальной культуры не умер – просто отошел на второй план. Ее мнение разделяют многие профессионалы.

«Диафильм был в какой-то мере безграничен, – отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. – Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».

Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь – Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет – сначала масляный, потом керосиновый и электрический – падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.

С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже – советского агитпропа – диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.

В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром – без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные – стратегические задачи.

«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, – рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. – То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.

С последним директором «Диафильма» Сергеем Скрипкиным мы разговариваем во дворе лютеранского собора Петра и Павла в Старосадском переулке, где в советское время располагалась Студия. В последнем кадре почти каждой пленки были выходные данные и финальная строчка – конец диафильма. Скрипкин грустно шутит: словосочетание оказалось пророческим. Конец диафильма начался с выселения Студии из здания собора.

«Это произошло настолько быстро и неожиданно, – вспоминает Сергей Скрипкин. – Все стало рушиться мгновенно, производство прекратилось, массово куда-то отправлялись эти диафильмы уже изготовленные. Здесь находились огромные кучи оригиналов диафильмов, в том числе и иногда просто блестяще нарисованных, настоящих шедевров».

В ходе внезапного краха студии часть уникального оборудования фатально пострадала, часть просто исчезла. Усилиями сотрудников удалось сохранить более 20 тысяч авторских эскизов к диафильмам. Ведь на диафильм работали лучше художники своего времени – те же, что делали славу советской мультипликации и детской иллюстрации – Аврутис, Репкин, Мигунов, Шевченко, Савченко. Теперь эти эскизы хранятся в фондах Музея Кино.

«Самые старые диафильмы, которые у нас в коллекции существуют, это “Сказка о царе Салтане” и “Конек-горбунок”», – говорит сотрудник Музея кино Павел Шведов.



В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм» , выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.



В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: «Багаж» и «Пожар» (по С. Маршаку), «Девочка-ревушка» (по А. Барто) и ряд других. Позже появились диафильмы по кинолентам («Новый Гуливер» 1940 г., «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли» и проч.).

В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.



С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов, эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы, так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался закат «эпохи диафильмов».



Сейчас существуют оцифрованные диафильмы , которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах (ссылками мы поделимся в конце публикации).




Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…



Хотя нет, не все. Вот так сейчас выглядит студия "Диафильм" :pray:






А для тех, кто дочитал до конца, маленький подарок - диафильмы онлайн:

diafilms.com / my-ussr.ru / savok.name

все теги
Комментарии10
  1. filimos
    На uCrazy 13 лет 10 месяцев
    тема клевая..помню у меня были фильмы про чудо-юдо, про Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями итд-)
  2. Landskneht
    На uCrazy 10 лет 2 месяца
    И у меня был проектор с диафильмами... smile
  3. Cassel
    На uCrazy 15 лет 8 месяцев
    А когда меня мама везла на санках в детский сад, я по дороге нашел 25 рублей и на них мне купили Диапроектор и кучу диафильмов вот!
  4. AH-2
    На uCrazy 17 лет 4 месяца
    Его наличие в доме-это как наличие видака в 90-е)))
  5. Klove
    На uCrazy 17 лет 13 дней
    А у меня был ФД-2 зеленого цвета), а еще в нем пленка застревала иногда yes
  6. mikhailm
    На uCrazy 11 лет 1 месяц
    по щеке покатилась скупая мужская слеза. Надо бы в гараже порыться, где то был. Дочке надо показать, а то без планшета уже заснуть не может.
  7. Киноман
    На uCrazy 15 лет 4 месяца
    Цитата: Klove
    А у меня был ФД-2 зеленого цвета), а еще в нем пленка застревала иногда

    Да да да да да! У самого был такой аппарат, эх ностальгия cry
  8. grehnew
    На uCrazy 16 лет 2 месяца
    В начале 30-х появляется студия ВВВВ«ДиафильмВВВВ». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром вв‚™в‚™ без диафильма сложно представить счастливое советское детство.

    У меня мать с 39-ого года рождения,извините,но ее воспоминание из детства,это не проектор с диафильмами,а кукольная голова,которая покупалась в магазине,а все остальное шили сами.
    Диапроектор-это воспоминания тех,у кого детство пришлось на 60-ые,70-ые,80-ые.

    Были еще комплекты диафильм,без субтитров,и пластинка,там был записан сигнал пииии,когда нужно было перематывать кадр.

    А были еще журналы "Колобок",с гибкими пластинками,как в журнале"Кругозор"там были иллюстрации по типу диафильмов и слоган:"Смотри картинку.Слушай пластинку.".
    Но за все детство таких журналов мне попалось немного,цена у него была,как бы не соврать,наверное около рубля,что было существенно дороже детских журналов"Веселые картинки" и "Мурзилка",вот их то,думаю,выписывали каждому ребенку.
    Интересно,а среди посетителей этого сайта есть такие счастливчики,которым этот "Колобок"родители выписывали или регулярно покупали?

    А у одного моего знакомого был восьмимиллиметровый проектор и мультфильмы без звука ,их заказывали через роспосылторг,вот цэ был высший пилотаж для советского ребенка.
    Но это было скорее счастливым исключением.
  9. wolf-headed angel
    На uCrazy 12 лет 6 месяцев
    Здорово! Огромное спасибо за ссылки!
    Фильмоскоп и вся коробка с пленками остались в другом городе, эх... а так смогу вспомнить и порадоваться)
  10. w108
    На uCrazy 10 лет 7 месяцев
    Срочно найти и показать дочке!!!!!! А то забыл о нем.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}