Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
aptoc
На uCrazy 8 лет 11 месяцев
Интересное

Почему нужно отказаться от оценок в школе?

Сразу скажу: дело вовсе не в том, что я категорически против оценок, я просто действительно совсем-совсем не понимаю, как оценка в школе может явиться хоть каким-то образовательным инструментом. Штука в том, что весь мой опыт, да и опыт коллег, по моим наблюдениям, приводит к единственному выводу: оценка не просто вредна — она развращает личность, убивает любопытство, приводит к конфликтам и комплексам.


Начнем с простейших примеров. Скажем, за обедом человек хочет поскорее выпить компот. При этом он знает, что положительную оценку («ты хороший мальчик») он получит в случае, если съест суп. Как ему поступить? В рамках приобретенного условного рефлекса — реакция на положительную оценку — он принимается за суп. Получает подкрепление в виде похвалы (оценка). Как вам кажется, сколько раз ему нужно побывать в подобной модели, чтобы она закрепилась? Нескольких будет достаточно, не правда ли? Что станет результатом? — Его неумение определить, чего он на самом деле хочет… Что взрослые лучше знают, как жить… Организм, черт возьми, подсказывает, что он хочет компот, а мир диктует, что нужно есть суп! Как тут быть? Однако эта дилемма не вечна. Оценка — наркотик, ежедневное применение которого снимает все эти вопросы. И постепенно вытесняет истинные мотивации.

Слишком примитивно? Этот же механизм работает точно так же и в более сложных случаях.

Давайте про школу. Взгляните на пятибалльную оценочную систему: ничего странного не замечаете? Из пяти возможных вариантов три — отрицательные (причем один из них — единица — практически никогда не используется); остается хилая дифференциация между 4 и 5… Что мы хотим сказать с помощью этих сомнительных инструментов? Даже приблизительной объективности не получается.

Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, потом он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям? Разве такая система может стать хоть сколько-нибудь серьезной и честной обратной связью — поддерживающей, обучающей?..

Государственная контрольная в нашей школе. Второй класс. На картинке — гнездо и домик. Вопрос: объясните, что общего и в чем разница. Наш ученик отвечает: «Разница в том, что в гнезде живет птица, а в доме — человек, а общее то, что в гнезде живет птица, а в доме — человек». Ответ, на мой взгляд, на грани гениальности. Прикажете поставить «пару», в соответствии со стандартом? Сказать что-нибудь типа «ты молодец, но мир этого не оценит?» Нет тут подходящих вариантов. Но есть вопрос: зачем оценка? Разве без нее мы не сможем понять, что человек знает, а чего не знает?

Могу предложить вам жестокую и опасную проверку: введите на недельку строгую оценочную систему в собственные женско-мужские отношения и увидите, с какой скоростью рухнет все. «Дорогой, сегодня за наш секс ставлю тебе 4 с минусом…» — «Дорогая, тебе троечка за сегодняшний вечер». Смешно, не правда ли? Вот и в отношениях с детьми — смешно.

Оценка приводит к тому, что человек учится соответствовать не самому себе, своим желаниям, мыслям, интересам, а учебнику, взглядам учителя, вообще взрослого. Он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать.

Был у меня когда-то такой случай. Меня пригласили в одну из школ провести с учениками 9-10-11 классов «День чтения» (есть, как оказалось, и такой день…). Мы с участниками нашли малоизвестную сказку Андерсена и организовали большую открытую конференцию, в процессе которой они в малых группах читали, свободно ходили по залу, обменивались мнениями, задавали друг другу вопросы, спорили. Практически не было не вовлеченных в процесс. И тут ко мне подошли две учительницы этих детей. «Как здорово! Мы никогда их такими не видели! Можно мы поставим оценки?» Я, конечно, оторопел: «Зачем?» — «Просто мы действительно никогда прежде не слышали голоса некоторых из них, а сейчас они так активны! Это поможет нам поставить им в четверти хотя бы тройку…»

Ну и как вам? Все еще не достаточно доказательств? Талантливые, яркие, активные получат «хотя бы тройку». Легко, конечно, свалить все на учителей, сказав, что они просто не умеют организовать интересный урок. Я уверен, что это не так. Просто сами учителя оказываются заложниками оценочной системы и теряют постепенно собственную ориентацию, собственную способность к творчеству.

Человек учится, это так интересно! Зачем подменять его желание познавать мир желанием понравиться учителю, соответствовать некоему стандарту? Сколько потерянных поколений еще необходимо для того, чтобы понять, насколько это опасно? Сначала «подсадим» на оценку в качестве главного мотора, а потом носимся в поисках утраченной самости ребенка. «Он ничем не интересуется…»

Я снова и снова возвращаюсь к своему излюбленному вопросу: зачем? Если ответ — обратная связь, то намного проще дать ее на словах, объяснить, что к чему, найти вместе ошибки, предложить путь к их исправлению, пониманию.

Оценка — один из главных якорей учителей и родителей, не умеющих или не желающих сделать жизнь интересной как для себя, так и для другого.

Вот и даем мы на простой вопрос «зачем учиться?» взаимоисключающие ответы: учиться нужно для себя, но на оценку других. Как это? Сами подумайте!

все теги
Комментарии14
  1. Dlinny_Lag
    На uCrazy 17 лет 1 месяц
    Что за бред я только что прочитал? Автор текста явно не педагог. Ну или некоторый "педагог".
  2. Нед Старк
    На uCrazy 12 лет 5 месяцев
    Сообщаю собственно как педагог.
    Слабого, никчемного слизняка то есть современного массового школьника оценка и впрямь может демотивировать. Ничтожеству нельзя говорить, что он ничтожество, нужно говорить, что он молодец, пусть ему будет сладко быть ничтожеством.

    Способному, заинтересованному - поможет, подтолкнет, немного заденет гордость, добавит азарта, покажет уровень подготовки.
    Хорошему преподавателю оценка помогает делать занятия интересными. Хорошим детям помогает интересоваться предметом.

    Отменить оценки - значит, заточить школу под умственно отсталых и ради их комфорта выкинуть на обочину смышленых.
    Мир победивших грет тунберг: "вы убили мое детство оценками".
  3. KGS
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    furious !!!БЛЯДЬ СУКА ЁБАНЫЙВРОТ!!! furious
    "Вы ввели слишком длинный комментарий" ХYЕВО ПОКОЛЕНИЕ ТВИТТЕРА!!! ЗАEБАЛИ!!!

    Длинный? Нате.
    Креатив - говно, автор - мудак.
    Так, бл*дь, лучше?
  4. peskar
    На uCrazy 4 года 5 месяцев
    Подтолкнет способного и добавит азарта, говорите?

    Ребенок решил пример в уме, но получил тройку, так как не расписал решение в столбик.
    Это, видимо, должно добавить азарта к расписываю решения в столбик. А вы разве не находили, насколько это азартно?

    Ребенок готовился весь вечер, но получил двойку в отличие от другого ребенка, который списал и получил пятерку.
    Двойка тут точно подтолкнет ребенка, но только к тому, чтобы списывать самому. Чувство справедливости - оно такое, да.

    И да, оценки настолько важны и чудесны, что работодатели при приеме на работу вообще на них не смотрят.
  5. KGS
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    Цитата: peskar
    Ребенок решил пример в уме, но получил тройку, так как не расписал решение в столбик.
    Это, видимо, должно добавить азарта к расписываю решения в столбик. А вы разве не находили, насколько это азартно?

    Ребенок готовился весь вечер, но получил двойку в отличие от другого ребенка, который списал и получил пятерку.
    Двойка тут точно подтолкнет ребенка, но только к тому, чтобы списывать самому. Чувство справедливости - оно такое, да.
    Если учитель - долбоёб не умеющий нихера, кроме выставления оценок, и не знающий личного состава класса, а родители ценят в детях только успеваемость - проблема не в системе оценок.

    Поздравляю вас с автором сего опуса уже двое с лакунами в теме "причинно следственные связи".
  6. peskar
    На uCrazy 4 года 5 месяцев
    Цитата: KGS
    Если учитель - долбоёб не умеющий нихера, кроме выставления оценок, и не знающий личного состава класса


    Ученик, который готовился к тесту, набирает меньше баллов на тесте, чем ученик, который все поставил наугад.
    Может ли как-то повлиять учитель на оценку? Нет. Есть лист с ответами, вот согласно ему и оценка. Можно ли сказать, что вот тот ученик точно наугад ставил галочки? Нет.
    А кроме тестов, которые так любят учителя, есть еще письменные контрольные и экзамены, где можно уже списать. Если на экзамене со шпорой не поймают, то никто не докажет, что ты списал.

    Еще у учителей есть любимчики, которым охотнее ставят пятерки. В старших классах появляются медалисты, которых начинают тянуть. Почему?
    Потому что за выпущенных медалистов дают премию и потому что на пед.совете уже решено их тянуть.

    Учитель же, который поставил тройку за решение примера в уме, сама заявила, что это система оценки сверху и она ничего не может сделать. Дескать, для пятерки пусть ребенок все расписывает в столбик

    Цитата: KGS
    а родители ценят в детях только успеваемость - проблема не в системе оценок.


    То есть вы сами предлагаете не смотреть на оценки детей, но при этом выступаете за систему оценок?
  7. Дерево
    На uCrazy 7 лет 3 месяца
    Цитата: Нед Старк
    Сообщаю собственно как педагог.

    Лично вам, как педагогу. В школе я провёл 8 лет жизни впустую (не считая первых двух классов, в которых выучился основам). Но только когда пришёл учиться в универ, я понял это окончательно. Вы можете представить, каково было мне, троечнику, в университете внезапно понять, что я только что сам решал в уме задачи из высшей математики? Как я получал удовольствие от жизни, просто шляясь на лекции каждый день? Не могу ничего сказать по поводу оценок, но вся моя жизнь - одна большая претензия к существованию школы вообще и всеобщего среднего образования в частности. dntknw
  8. KGS
    На uCrazy 16 лет 4 месяца
    Цитата: peskar
    Ученик, который готовился к тесту, набирает меньше баллов на тесте, чем ученик, который все поставил наугад.
    Значит первый хреново учил (это при условии корректных тестов, но к системе оценок также не имеет отношения), а второй прокачал удачу перса.
    Кстати, вот эта озабоченность, что "какой-то троечник написал лучше моего хорошиста - яркий пример ложных ценностей у родителя. Школа - не забег на "кто лучше", а место для заполнения пустозвонок знаниями различной степени актуальности.
    Цитата: peskar
    А кроме тестов, которые так любят учителя, есть еще письменные контрольные и экзамены, где можно уже списать. Если на экзамене со шпорой не поймают, то никто не докажет, что ты списал.
    Хороший учитель обычно знает, кто списывает, а кто сам (это как раз к вопросу о знании личного состава). И опять-таки оценки ни при чём.

    Цитата: peskar
    Еще у учителей есть любимчики, которым охотнее ставят пятерки. В старших классах появляются медалисты, которых начинают тянуть. Почему?
    Потому что за выпущенных медалистов дают премию и потому что на пед.совете уже решено их тянуть.
    Да, система финансирования образования мягко говоря несовершенна и учителя бывают говённые, но причём тут система оценок?
    И ещё раз. Если родителя волнует сравнение успеваемости детей, а не количество и качество знаний, полученных собственным чадом - зря они завели ребёнка. Надо было завести собаку беговую или бойцовую. Для соревнований.
    Цитата: peskar
    Учитель же, который поставил тройку за решение примера в уме, сама заявила, что это система оценки сверху и она ничего не может сделать. Дескать, для пятерки пусть ребенок все расписывает в столбик
    Есть методика освоения материала и результаты её воздействия. Есть контроль за результатами.
    Если ребёнок освоил эту методику, он без проблем распишет и в столбик. А запись дано -> ответ может оказаться жульничеством (вы же помните где в учебниках ответы?).
    Цитата: peskar
    То есть вы сами предлагаете не смотреть на оценки детей, но при этом выступаете за систему оценок?
    Я предлагаю смотреть на знания ребёнка, а оценки в дневнике (для родителей) - всего лишь контрольные маяки на тему "всё ли в порядке в школе".
  9. hunt
    На uCrazy 17 лет 3 месяца
    Копайте глубже-школы закрыть, учителей разогнать.
  10. peskar
    На uCrazy 4 года 5 месяцев
    В идельном мире и тесты все корректные, и учителя все хорошие, и оценки все объективные, и не списывает никто, но мы же не в идельном мире живем?

    Цитата: KGS
    Хороший учитель обычно знает, кто списывает, а кто сам


    Знать-то знает, а повлиять на оценку не сможет. У того, кто списывал, все ответы совпали? Значит, пятерка. Будет ли оценка отражать реальное знание? Нет.

    Цитата: KGS
    А запись дано -> ответ может оказаться жульничеством


    Так хороший учитель же знает свой состав. Зачем ему требовать выполнение рутинных действий? Можно дать пример со звездочкой, похвалить и поставить пятерку, а не ставить тройку.

    Цитата: KGS
    Я предлагаю смотреть на знания ребёнка, а оценки в дневнике (для родителей) - всего лишь контрольные маяки на тему "всё ли в порядке в школе".


    То есть родитель сам должен проверять знания ребенка? А зачем тогда все эти оценки, если родитель не может им доверять?

    Цитата: KGS
    Если родителя волнует сравнение успеваемости детей, а не количество и качество знаний, полученных собственным чадом - зря они завели ребёнка.


    Здесь проблема не в сравнение успеваемости и не в родителях, а в том, оценки зачастую несправедливы и необъективны. И несправедливость прежде всего чувствуют сами ученики.
    Первый усердно учится, но получает тройку. Второй списывает и получает пятерку. И зачем все вот эти старания, если можно получить пятерку и без них?

    Работодатели не зря скрывают зарплату сотрудников и не зря запрещают ее раскрывать. Почему? Потому что тот, кто работает больше, но получает меньше, будет жутко недоволен.
  11. Margaritka444
    На uCrazy 13 лет 4 месяца
    Куда ни плюнь везде несправедливость, кумовство и наказание невиновных с поощрением непричастных, но им оценки видите ли не нравятся в школе, ставят их понимаешь ли не всегда заслужено. Да это реальная жизнь и к ней надо быть готовым с детства. Вот школа и есть эта подготовка.
  12. Loshad
    На uCrazy 14 лет 22 дня
    Цитата: peskar

    Здесь проблема не в сравнение успеваемости и не в родителях, а в том, оценки зачастую несправедливы и необъективны. И несправедливость прежде всего чувствуют сами ученики.
    Первый усердно учится, но получает тройку. Второй списывает и получает пятерку. И зачем все вот эти старания, если можно получить пятерку и без них?

    Работодатели не зря скрывают зарплату сотрудников и не зря запрещают ее раскрывать. Почему? Потому что тот, кто работает больше, но получает меньше, будет жутко недоволен.


    ПРИЧЕМ ТУТ ОЦЕНКИ? Если то что вы расписали, это не квалифицированные специалисты на местах, не умеющие правильно ОЦЕНИВАТЬ. С такой логикой можно вообще ничего не делать, оценки плохо, жизнь боль, мир тлен.
  13. Нед Старк
    На uCrazy 12 лет 5 месяцев
    Цитата: Дерево
    Цитата: Нед Старк
    Сообщаю собственно как педагог.

    Лично вам, как педагогу. В школе я провёл 8 лет жизни впустую (не считая первых двух классов, в которых выучился основам). Но только когда пришёл учиться в универ, я понял это окончательно. ... Не могу ничего сказать по поводу оценок, но вся моя жизнь - одна большая претензия к существованию школы вообще и всеобщего среднего образования в частности. dntknw

    Я университетский педагог, но насчет пустоты не согласен. Обычно категоричные представления о поооолной бесполезности социального института связаны с туннельностью мышления.
    Не ошибусь, если скажу, что вы технарь - в таком сознании всё, что не является прагматическим приобретением, и не организовано квадратно-гнездовым порядком, немедленно признается бесполезным. Такие вещи, как социализация и формирование картины мира, отбрасываются за своей неформализуемостью.
    Впрочем, с необходимостью тотально реорганизовывать школу, утопив поначалу Министерство просвещения через одного, не могу спорить.
  14. peskar
    На uCrazy 4 года 5 месяцев
    Цитата: Loshad
    ПРИЧЕМ ТУТ ОЦЕНКИ? Если то что вы расписали, это не квалифицированные специалисты на местах, не умеющие правильно ОЦЕНИВАТЬ.


    Ну вот видите?

    Оценка субъективна.
    Оценка зависит от квалификации учителя, настроения учителя, симпатии учителя к ученику, модели расчета зарплаты и премий, требований пед.совета и образовательных комитетов, а иногда и от взятки.
    Оценка показывает зачастую, насколько ученик хорошо зазубрил (но не понял) или насколько хорошо списал.

    Но система оценок идеальна, менять в ней ничего нельзя.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}