Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы

Автор:
aptoc
Печать
дата:
12 декабря 2018 05:00
Просмотров:
1860
Комментариев:
1
Pz. III разрабатывался как средний танк-истребитель. Однако боевое применение показало, что он мало соответствует этому назначению, что во многом и определило характер его дальнейшего развития. Но как оно проходило?

Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы




Тендер на создание среднего танка был объявлен ещё в 1934 году, практически одновременно с тендером на создание Pz. II, с которым, по мысли заказчиков, «тройка» и должна была взаимодействовать на поле боя. Наиболее оптимальным был признан вариант предложенный «Daimler-Benz» и весной 1937 года была выпущена пробная серия из десяти машин, которые по итогам Польской кампании были забракованы, так как уже не отвечали требованиям того времени.

Pz.III Ausf. A имел стандартную компоновку и сварной корпус без рационального наклона брони. Командирская башенка имела 8 триплексов и двустворчатый люк-крышу. Шасси помимо ведущего и направляющего колёс имели 5 опорных катков и 2 поддерживающих.

Танк обладал следующими ТТХ:

  • Габариты: 5,69 (с орудием)/2,81/2,34 м.
  • Масса: 15,4 т.
  • Бронирование: вертикальное: 14,5, горизонтальное: 4-10 мм.
  • Двигатель: 1×250 л. с.
  • Скорость: 32 км/ч.
  • Запас хода: до 165 км.
  • Преодолеваемые подъём/стенка/ров/брод: 30°/0,6 м/2,7 м/0,8 м.
  • Вооружение: 1×KwK L/46,5 – 37 мм, 3×MG-34 – 7,92 мм.
  • Экипаж: 5 человек.


Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы



Первая модернизация танка была ориентирована на улучшение его ходовой части, Ausf. B получила 8 малых опорных катков на борт, кроме того, был добавлен ещё один поддерживающий каток – в результате скорость возросла до 35 км/ч. Хотя модификация прошла испытания Польской кампанией, уже через год её 15 машин были переданы в учебные части.

Модификация Ausf.C отличалась от предыдущей тем, что её опорные катки были сгруппированы в четыре рессорных тележки, у второй и третьей рессора была общая. Были изменены маневровые механизмы и конструкция выхлопа. Однако и эта версия не была запущена в крупносерийное производство.

Вариант Ausf. D помимо уже замученной разными улучшениями подвески был ориентирован на увеличение живучести – бронирование корпуса и башни было повсеместно доведено до 30 мм. 30 «роликов» весьма недурно показали себя в Польше, но впоследствии в большинстве своём использовались как учебные машины.

Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы



Первой крупносерийной модификацией стала Ausf. E получившая модернизированный двигатель, двустворчатые боковые башенные люки и, подвеску о шести катках. Машина, вес которой в результате всех модернизаций вплотную приблизился к двадцати тоннам, была растиражирована в количестве 96 штук.

Поскольку даже польские «жестянки» FT-17 с трудом уничтожались 37-миллиметровкой танка, было принято решение перевооружить «тройку» 50-миллиметровой KwK 38 L/42, пожертвовав одним пулемётом. Но в связи с тем, что это орудие просто не успевали производить в необходимых количествах, новый ствол получили только 100 из 435 Ausf. F. Эти машины достаточно хорошо зарекомендовали себя во Франции против лёгких танков, но со средними и тяжёлыми имели проблемы. Всего в ходе Французской кампании было потеряно 135 Pz. III всех модификаций.

Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы



На 600 роликов Ausf. G помимо более мощной пушки, установили командирскую башенку идентичную той, которая монтировалась на «четвёрки». Кроме того, броня кормы также была утолщена до 30 миллиметров.

На основания «французского» опыта была разработана модификация Ausf. H. Она получила новую башню, которая изготавливалась из гнутого 30-миллиметрового бронелиста и снабжалась ящиком для дополнительного БК, «сундуком Роммеля». Кроме того, было усиленно до 30 мм бронирование лба корпуса и подбашенной коробки. В связи с тем, что вес машины возрос почти до 22 тонн, ширина гусениц была увеличена до 400 мм. Всего было выпущено 310 «роликов» этого типа.

Использование вышеперечисленных модификаций на Восточном фронте продемонстрировало недостаточность их бронирования даже по сравнению с устаревшими Т-26 и БТ, во всяком случае, танки взаимно поражали друг друга. Т-34, для которого германская 50-миллиметровка была опасна на дистанции до 200 метров, мог пробивать «тройке» лоб своим 76-миллиметровым орудием практически на любой дистанции прицельного огня. Если же Pz. III имели несчастье нарваться на практически неуязвимый для них КВ, то начиналась бойня – эта машина, собственно и прославилась тем, что жгла «панцеры» десятками. Сходные результаты давали и дерби с батареями 57-миллиметровых «антитанков» или 76-миллиметровых «полковушек» - только за первые полтора года ВОВ было выбито 998 этих машин.

Поэтому Ausf. J получила более длинноствольное орудие KwK-39 и 50-миллиметровое бронирование корпуса. До июля 1942 года было построено 266 таких «роликов».

Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы



На лоб и корпус Ausf. L/M дополнительно приваривались 20-миллиметровые пластины, выполнялись и некоторые другие малозначительные улучшения. Всего до февраля 1943 года было произведено 650 и 250 «троек» этих типов, причём примерно 100 машин практически сразу же были переделаны в огнемётные танки.

Ausf. N стала попыткой создать «штурмовой» танк оснастив его короткоствольной 75-миллиметровкой и навесными экранами. Хотя вес «панцера» взлетел к 23 тоннам, было очевидно, что он исчерпал резерв модернизации – Pz. IV справлялся с этой ролью намного лучше. Сей факт и стал причиной постепенного перевода танка на «вторые роли», тем не менее, до снятия с производства в начале 1943 года было выпущено 663 «ролика» этого типа.

Оценивая проект Pz. III в целом, приходится констатировать, что он является «типовым» для середины 30-х, когда танкостроители всего мира отдавали предпочтение мобильности в ущерб защищённости и огневой мощи. Впоследствии практика показала ошибочность такой концепции поэтому «тройка» совершенствовалась в сторону улучшения этих характеристик.

Pz. III: «отстающий» танк и покоритель Европы



К сильным сторонам данного танка следует отнести его способность «прогрызать» вражескую полевую оборону для чего он собственно и создавался. К слабым – неспособность на равных бороться уже со средними танками, так, в каждой новой кампании он демонстрировал техническое отставание от своих иностранных собратьев по классу. Тем не менее, на раннем этапе ВМВ, в силу своей мобильности «ролик» смог сыграть определённую роль, пока новые вражеские машины окончательно не оставили его не удел.

0 не понравился
12 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх