От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
28 декабря 2018 22:00
Просмотров:
2154
Комментариев:
0
Tonsura - в дословном переводе с латыни означает "стрижка" и является зеркальной противоположностью модных сегодня бритых по бокам голов. Почти две тысячи лет оставаясь актуальным символом христианского смирения и веры она вошла в мировую историю, а может и снова в неё вернётся, учитывая современные тренды. Но зачем монахи брили затылок и что общего у них с самураями?

Сама по себе процедура обрезания волос является очень старой, практически такой же старой, как сами волосы, плюс-минус появление кремниевых резаков для их укорачивания у волосатых "эректусов". Традиций связанных с волосами очень и очень много. Какие-то из них носят бытовой характер и должны помочь избавиться от насекомых, какие то религиозный, а иногда и сексуальный.

Египетская депиляция.

Первооткрывателями религиозных стрижек были египтяне. Каждый принадлежащий к классу священослужителей обязан был не просто удалять волосы на голове, включая брови и бороду, а выщипывать их. Более поздние отсылки также связаны с классовостью в Египте. Следить и ухаживать за волосами, позволяя их рост без развития болезней и появления вшей могли позволить только состоятельные люди. Чем ниже класс и уровень жизни - тем проще была прическа. Рабы, находившиеся под солнцем и не имевшие лишнего времени на мытьё и борьбу со вшами вообще сбривали волосы подчистую. Нет волос - нет проблем. И всем понятно что ты - раб.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.




Отсюда кстати и первое первое объяснение монашеской танзуры - полного сбривание волос на голове. Идейная составляющая такой процедуры соотносится с метафорой о том что монах, не просто служитель Господа, а вообще - раб божий. Таким образом бритьё головы при вступлении в сан монаха означало что монах намерен всецело подчинить свою жизнь воле Бога. Теологическим обоснованием послужил пример Святого Павла (Новый завет, Деяния Апостолов, гл.18 ст.18), в котором Павел бреется налысо принимая обет.

Волосы помимо прочего всегда ассоциировались не только с богатством но и с сексуальностью и эротизмом, мужеством и часто выступали как средство привлечения противоположного пола. Манящие чёрные кудри Аполлона, волосатая грудь Самсона и всё такое. Отречение от страстей как бы само намекает на необходимость их сбривать в таком случае.

Частичное бритьё возникло в Греции и Египте как дань уважения богу солнца. Греки - служители бога солнца выбривали затылок, правда в куда более скромных масштабах чем католические монахи средневековья, подставляя его тем самым богу, который тёплыми лучиками им его грел.

Волосатые Меровинги.

Григорий Турский, святой епископ и франкский историк, описывая Меровингов в своём великом труде - "История Франков", куда он умудрился вписать автобиографию, говорил об их королях исключительно как о "пышноволосых". Согласно их обычаям, нельзя было короновать коротко стриженного монарха. При этом постриг вообще мог не иметь никакого отношения к принятию церковного служения. Так, например, Гримоальд Старший, сын Пиппина из Ландена и опекун Дагоберта Второго - узурпировал трон и постриг Дагоберта, чтобы публично показать его непригодность на занятие престола. Дагоберт при этом не был отправлен в монастырь и его никто не обязывал служить господу всю жизнь. Это был акт банального публичного унижения одним волосатым меровингом - другого. В Византии для свергнутых императоров, начиная с 8-го века, к постригу можно было добавлять кастрацию, ослепление, ампутации и увечья, что являлось обыденной практикой. Вот например изображение ослепления Лео Фокаса Старшего, после попытки восстания и свержения власти.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



Христианская тонзура.

Форма стрижки в виде круга с оставлением небольшой каймы - короны отождествляется со Святым Петром. Со слов Святого Германиуса Первого, Патриарха Константинополя, когда голову Петра обрили в насмешку, изгнав его за проповеди, Учитель благословил эту голову, превратив бесчестие и позор в честь, возложив на его голову тем самым корону нерукотворную.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



Безусловно такой пример вдохновлял священослужителей на самые разные вариации депиляций и постригов в форме круга. Варьировалась длина, толщина полоски, глубина окружности. Кроме того у такой танзуры проводились прямые ассоциации с терновым венцом, возложенным римскими воинами на голову Христа. И именно такая тонзура больше всего запомнилась в истории, стала самой популярной и многократно одобренной вплоть до самого Папы.

Но были и другие. К примеру - кельтская. Сбривалась вся голова, за исключением полоски от уха до уха. Таким образом оставался обод волос, высокий лоб и полностью лысый затылок и шея. Такой постриг был популярен короткое время в Ирландии и Великобритании. Кельтский тип пострига был неортодоаксальным и вероятней всего является совмещением христианских традиций и обычаев друидов в до-римскую эпоху железного века Британии.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



Достаточно быстро он был признан еретическим, богохульным и постепенно искоренён.

Причёска Будды.

Пожалуй вторым постригом по известности является буддийский. Образ лысого буддийского монаха в оранжевой накидке прочно вошел в стереотипы обывателей. Ритуал бритья головы в буддизме является частью посвящения Паббаджа, буквально - "идти вперёд". Эта практика является частью посвящения в монахи или монахини и включает бритьё головы и лица.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



В традициях Дхармы волосы являются символом тщеславия и символизируют связь с обществом. У добрых богов и богинь природы волосы изображаются свободными, распущенными. У злых - связаны в узелок. У самых злых - туго. Точно так же вдова в буддизме одевает белую одежду, снимает все украшения и бреет голову - тяжелая утрата идёт бок о бок с жертвой своего тщеславия.

Война как религия.

Так же широкую известность и узнаваемость сегодня имеют некоторые типы азиатских причесок. К примеру Чонмагэ. Знакомая вам по многочисленным изображениям самураев. Её появление прочно связано с воинским сословием и периодом феодальной раздробленности - Эдо. Лысый верх головы и зализанные бока соответствуют форме и способу крепления шлема Кабуто.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



В основе шлема чашеобразная конструкция которая плотно прилегает к голове, а система узлов и креплений подвязывает его под подбородком и сзади головы за узелком. Самураи имели множество военных задач от конных атак до стрельбы из лука, доспехи были лёгкими и универсальными, из-за чего отсутствовала плотная под-доспешная экипировка, характерная для Европы. Позднее, с развитием воинов как класса, причёска стала атрибутом именно принадлежности к сословию. А поддержание пострига - делом чести и знаком принадлежности. Можно было быть практически нищим, но если у тебя был меч и правильная стрижка - ты всё ещё самурай.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



Типично китайский аналог Чонмагэ не имеет к сословиям монахов или воинов ничего общего. По легенде во времена Первого императора - Хуан-ди, его жена и императрица Лэйчжу придумала национальный китайский костюм и традиционный образ китайца - ханьфу. Сегодня ханьфу насчитывает 4 000 лет истории, множество маленьких ритуалов и традиций. Куда входит огромное число деталей, от обуви и шапочек, до цветов и материалов. Но что касается волос - традиционно в Китае их не стригли с момента наступления совершеннолетия, только собирая в узелки и тщательно, по меркам своего достатка, ухаживая.

От Танзуры монаха до лба Самурая: Причёска - как статус.



Изменения пришли с Маньчжурами, которые завоевали Китай в 17 веке и заставили всех китайцев обрить лбы в знак подчинения, основав династию Цин. За несоблюдение прически полагалась смертная казнь. Поэтому смотря историческое кино, где седые старцы перелетают с крыши на крышу, а за ними гоняются солдаты с бритыми лбами - знайте, старик не только древний мастер, но и бунтарь, покруче христианских кельтских монахов.

Восточно христианский постриг бывает трех видов: при крещении, при уходе в монастырь и при рукоположении (принятии в сан). При этом состригают только четыре пряди волос в форме крестовины. Слово постриг в восточном христианстве никогда не было именно прической.

Так или иначе, причёска - это то, что человек демонстрирует окружающим в первую очередь. Ну или во-вторую, сняв шляпу. Поэтому многие сотни лет она определялась прежде всего его статусом и положением в обществе, и только потом модой или удобством. Поэтому, как правило, самые яркие и самые радикальные её формы символизируют максимальную отдалённость от простых людей.

0 не понравился
4 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх