Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
7
Bonki
На uCrazy 6 лет 8 месяцев
Интересное

Как управленцы во всем мире берут пример с Макаренко (Его систему использует и ваше начальство)

«Тоже мне Макаренко нашелся!» — вполне могут услышать в свой адрес родители, которые воспитывают детей так, как считают нужным, а не как принято в обществе.

А между тем Антон Семенович, используя экспериментальные методы, сделал то, что было не под силу штату воспитателей. Благодаря его системе 3 тыс. беспризорников обрели шанс на новую жизнь — ни один из выпускников колонии не стал преступником. Педагог придумал, как увлечь трудных подростков работой, приучал к ответственности и мотивировал.

Макаренко превращал малолетних преступников в высококлассных профи, с зарплатой в 3 раза выше, чем у рабочих того времени


В 1988 году ЮНЕСКО назвало Антона Макаренко одним из четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке. В компанию к нему записали еще Джона Дьюи, Георга Кершенштейнера и Марию Монтессори. Его произведения были переведены почти на все языки мира. А «Педагогическая поэма» вошла в топ-10 самых значимых книг по воспитанию ХХ века.

Под началом Антона Семеновича были поочередно колония им. Горького и колония им. Дзержинского. В каждой организовали трудовые коммуны. Государство получало от коммуны прибыль в размере более 5 млн рублей. Идеи, благодаря которым колонии были успешны и самоокупаемы, много лет спустя стали активно использоваться в бизнесе.
  • Качество, затраты, поставки в срок — вот 3 главных принципа менеджмента по Макаренко, которые он называл осями. Советский педагог придумал термин «поосевое управление», а японская компания Bridgestone Tire в 1964 году возьмет за основу его принципы, но перефразирует оси на «сияющие иглы».
  • Цепочки экспертов. Для текущих дел, не касающихся производства, в коммунах были хозяйственные комиссии, столовые комиссии, комиссии по праздникам — каждая отвечала за свой фронт работ. Лишь спустя полвека аналог появился в Гарцбургской модели управления профессора Рейнхарда Хёна в Германии, которая применялась, к примеру, в розничных гигантах Aldi Nord и Aldi Süd.


  • Корпоративный университет. В коммуне им. Дзержинского были школа и рабфак (подготовительные курсы при Харьковском машиностроительном институте), который преобразовали в техникум с электромеханическим и оптико-механическим отделениями. А еще театр, 40 творческих кружков и оркестр, один из лучших в УССР. Первый же западный корпоративный университет появился только в 1961 году — в McDonald’s.


На родине систему Макаренко запрещали. А за рубежом, напротив, активно использовали опыт педагога


Например, в Японии книги советского учителя переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательными к прочтению для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Вот какие правила системы нашли отражение в японской трудовой культуре.
  • Дисциплина. В колонии Антона Семеновича царили дисциплина, режим по звонку, больничная чистота. Методы нередко были жесткими — «наряды» и даже «аресты». В современных офисах Японии аналогом выступает хансей — собрание для размышлений и самоанализа. Для японского служащего вполне нормальным считается прийти на работу заранее, а уйти только после того, как дневная норма выполнена. Обед строго по расписанию, а перекуров там нет: работника с вредными привычками попросту увольняют. Каждая минута на рабочем месте учитывается с помощью электронных устройств, а соответствующие данные передаются руководству.
  • Доход. Макаренко добился того, чтобы воспитанники получали жалованье. Зарплата колонистов была в 3 раза выше, чем у рабочих того времени. Вся прибыль коммуны шла на самообеспечение колонии и стипендию выпускникам. Японцы также являются приверженцами прозрачной системы: у них нет «серых» и «черных» зарплат. А доход сотрудника напрямую зависит от качества работы.
  • Ответственность. В колонии им. Дзержинского отказались от воспитателей: 600 колонистов отвечали друг перед другом и работали на результат. Японцы тоже готовы выйти на работу в выходной всем коллективом, потому что это «общее дело». Если корпорация несет убытки и терпит крах, то первыми увольняются руководители.


Выводы, к которым советский учитель пришел 100 лет назад, сейчас успешно используют коучи и бизнес-тренеры


После того как систему Макаренко отшлифовали за рубежом, ее приняли и в России — в формате «мозговых штурмов», «умения работать в команде», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника».
  • Современные корпоративы, выезды на природу, пятничные пиццы, совместные игры — все это сближает людей, а значит, повышает эффективность труда и желание работать в конкретной компании. Для воспитанников колоний же устраивались танцы, творческие вечера, походы в театры и музеи. Летом колонисты ходили в походы, ездили в Москву, Крым, на Кавказ. При этом они не могли выбирать, посещать им мероприятия или нет.
  • В современных корпорациях успешные сотрудники идут на повышение и берутся за наиболее сложные задачи. Сейчас ценятся инициативные работники, постоянно повышающие квалификацию. Антон Семенович тоже придерживался мнения, что труд развивает, если он по душе, и постоянно ставил новые цели и задачи перед воспитанниками. Например, колонисты с нуля запустили завод по выпуску легендарных фотоаппаратов ФЭД — аналогов Leica
  • Работа так увлекала колонистов, что они даже устраивали соревнования на скорость. Такая практика конкуренции и поощрения используется и сегодня: талантливые и упорные работники попадают в списки лучших сотрудников года и получают бонусы.
  • В коммунах была своя конституция. В ней были прописаны правила работы органов самоуправления, распорядок дня, перечень обязанностей, правила поведения на производстве. Как видим, по сути, это не что иное, как устав компании и договор, который подписывают сотрудники при приеме на работу.
  • В колониях к каждому новичку приставляли старшего товарища. Тот отвечал за своего подопечного: защищал, направлял, поддерживал — в общем, относился как к младшему брату. В современных компаниях к вновь пришедшему сотруднику также часто в помощь назначают куратора на первое время работы.

все теги
Комментарии1
  1. argus99
    На uCrazy 4 года 11 месяцев
    Макаренко дядька конечно умный, бесспорно, и про его успехи почему-то у нас забыли. Но учить подряд всех обычных детей по системе Макаренко не всякий осмелится, да ни не всем нужно. Он ведь занимался трудными подростками. Специфический подход к сложной проблеме. Это была трудовая исправительная колония для малолетних волчат, которых жизнь научила кусаться. Макаренко сделал их людьми, направив их отточенную обстоятельствами волю, силу и характер в правильное русло. И коммуна была небольшой. Про успешное применение этой системы в современном бизнесе-поржал)) к офисным амебам это дает то, что мы видим на выходе-все и ничего толком.
    Опять же не претендую критиковать эту систему, но подача материала однобокая на мой взгляд- на 4.

    Аффтар с помпой заявил что коммуна начала с нуля делать сходу аналог "Лейки" но скромно умолчал, что для этого в коммуну была направлена сначала команда под управлением матерых заводчан и главного инженера Харьковского электромеха Н.А. Горбунова, а в 32 году так и вовсе приезжали немцы с самой "Leica", они конечно посомневались но через год завод начал делать первые фотики имени Железного Феликса.

    Я не в коей мере не принижаю достижения коммунаров. Но там без чуда. Просто въ*бывали п*здец, и им при этом хорошо и грамотно помогали. Потому и получилось. Ну и моральные качества конечно там у людей были. Крепкие. Очень.

    http://balakliets.kharkov.ua/siuzhety-te khnovedeniia/zavod-fed
    про эту коммуну и завод вообще конечно интересно почитать- история славная
    Это 30 год-в той стране, где всего 10-15 лет прошло после кровавого ада первой мировой, октябрьской революции и гражданской войны. это те дети, которые из за голода сначала встали на путь воровства, а через десяток лет вложили кирпичик в становление завода, из маленькой коммуны, который делал так дохера всего- от спортивной одежды и кроватей, до топливных насосов бомбардировщиков и прецизионной оптики.. В 41 завод эвакуировали, а большая часть воспитанников ушла на фронт...
    после 45 такой фокус не смогли так же успешно повторить потому что для такой системы нужен хороший кадровый и педагогический фундамент.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}