aptoc
На uCrazy 8 лет 10 месяцев

Эволюция пола: зачем природе «избыточные» мужчины и «дефицитные» женщины

Почему мужчины и женщины такие разные? Как эволюция повлияла на физиологию и психологию полов? Чтобы понять, как развивался каждый пол и каким будут мужчины и женщины в будущем, я решил обратиться к эволюционной теории полов, разработанной советским ученым Вигеном Геодакяном.
Геодакян – советский физик и генетик (а многие еще считают, что сочетать сложные науки невозможно!). Последние 22 года своей жизни он проработал в Институте проблем экологии и эволюции РАН.

Геодакян разработал эволюционную теории полов, которая описывает появление и развитие полов и почему мужчины и женщины имеют именно такие половые признаки и в чем отличие их поведения.

За что отвечает мужской и женский геномы

В животном мире в любой популяции мужчинам отведена, так называемая, оперативная роль. То есть все внешние изменения эволюция «тестирует» сперва на мужчинах. И если изменение прижилось (то есть, говоря языком эволюции, особь оставила потомство), то спустя несколько поколений оно может закрепиться у женщин. Женщинам, в свою очередь, отведена консервативная роль. Эволюция закрепляет у женщин все изменения, которые считаются положительными и полезными для выживания. Соответственно, они закрепляются в геноме.

То есть все изменения природа сперва тестирует на мужчинах, выбирает лучшее и это потом передается и закрепляется у женщин.

С этой разницей в целях, кстати, и связаны психологические особенности мужчин и женщин. Женщины консервативны, ориентированы на связи внутри общества. Поэтому и навыки коммуникации у них выше. У мужчин лучше развито абстрактное мышление и ориентирование в пространстве. Нужно понимать, как двигаться в незнакомых условиях и составить план, как покорить новые территории.

Как меняются мужчины и женщины в экстремальных условиях

В спокойных комфортных условиях рождаемость снижается. Вместе с ней падает и смертность, особенно в младенчестве. Такую ситуацию мы наблюдаем в развитых странах, по этому пути сейчас идет и Россия. В этот период отличия самцов от самок снижаются.

В экстремальных, наоборот, рождаемость начинает расти. Половые отличия максимально выражены. Связано это с тем, что эволюции нужно успеть «потестировать» максимальное число изменений на мужчинах, чтобы успеть выбрать лучшие из них. То есть те самые, что позволят успешно выживать в экстремальных условиях.

Больше тестостерона у отцов - выше шанс у женщины зачать мальчика. Смертность и рождаемость мужчин в такое время зашкаливает, в то время, как в спокойные годы соотношение девочек и мальчиков стремится к 50 на 50.

Как природа «дает понять» виду живых организмов, что условия спокойные или экстремальные? Тут все просто – есть два механизма: половые гормоны и уровень стресса (который, в свою очередь, задается через гормон кортизол). В спокойной размеренной жизни без природных катастроф и войн уровень тестостерона у мужчин начинает снижаться. Мужчины становятся менее брутальными – снижается мышечная масса и волосяной покров на теле.

«Избыточность» мужчин

С ролью женщин все более или менее понятно – это «золотой запас» человеческого генома. А вот на мужчинах природа ставит суровые эксперименты. И легко понять почему.

Половых клеток у мужчин, как известно, миллионы, а у женщин – единицы. Самцы, в целом, склонны к полигамии, а самкам приходится тратить много времени на вынашивание и взращивание потомства.

Поэтому в природе в любой популяции наступает избыточность мужчин и повышенная ценность женщин. Природа решает этот вопрос легко, но жестоко. И, разумеется, с пользой для эволюции.

Самцы большинства живых организмов агрессивны и любопытны. Они исследуют территории, легко попадают в опасные ситуации. В борьбе с внешней средой мужчины быстрее гибнут. И дают отрицательную обратную связь – то есть, «не выжил, не оставил потомства». Что и используется для закрепления тех или иных мутаций.

Вторая важная роль мужчины – изучение окружающего мира. То есть за сбор информации о той самой внешней среде, под которую должен подстроиться вид, отвечают мужчины. Что на севере холодно, что огонь можно высекать из камня и прятаться и жить в пещере – все эти знания должен добывать для человечества мужчина. Новая информация важна для выживания вида и, вместе с тем, бывает смертельно опасной. То есть популяция, на языке эволюции, оплачивает получение новой информации гибелью самцов.

Если говорить о человеческой популяции, то все выглядит логично. В экстремальных условиях у мужчин появляется больше тестостерона. Растет оволосение, что помогает от холода. Укрепляются мышцы, чтобы побороть врага.

Сейчас же уровень тестостерона неуклонно снижается. По оценкам американских ученых из клиники SUN, за последние 15 лет уровень тестостерона у мужчин сократился на 16%! И этот показатель продолжает падать.

К чему это приведет в будущем?

Что было в прошлом понятно, интересно, как соотношение полов изменится в будущем. Получается, что если период спокойной сытой жизни продолжится, то граница между полами может стереться окончательно.

Ученые даже делают пугающие прогнозы, что мужчины в будущем исчезнут. Как заявил генетик Даррен Гриффин в своей статье научном журнале Science Alert, мужская Y-хромосома вырождается, и через 4 млн лет на Земле останутся только женщины. А уж вопрос размножения, к тому моменту, наука и технологии легко решат и без мужчин.

Хорошо это или плохо, когда общество становится более «женственным»? Трудно судить однозначно. Падает уровень конфликтности и агрессии – это помогает людям общаться и вместе вырабатывать совместные решения. При этом, в мире без мужественных представителей сильного пола мы можем упустить новые возможность. Например, экспансию в космос, покорение новых планет и т д.

Зато не будет никаких мировых войн. Женщины уж как-нибудь между собой договорятся. В худшем случае, обольют зеленкой самую красивую, чтоб неповадно было, и конфликт исчерпан. А как вы думаете, будет ли мир без мужчин лучше или это эволюционный тупик?

Комментарии8
  1. Vovancheg22
    На uCrazy 6 лет 1 месяц
    Женщины договорятся!?? Если в помещении больше 2х женщин, то это уже серпентарий. Автор не был в женском "коллективе". Бля одни змеи. А поодиночке норм. А так статья норм.
  2. EUGENEOUS
    На uCrazy 10 лет 1 месяц
    бабьё то ещё злобное создание... Мужики и рядом не валялись ..
  3. Stim75
    На uCrazy 12 лет 11 месяцев
    Ну не знаю, по моим впечатлениям с большинством мужчин договориться проще. А вот среди женского полу неадекватные которые вообще не способны к диалогу встречаются значительно чаще.
  4. Lemniscorum
    На uCrazy 10 лет 7 месяцев
    С прогнозами он явно дуру дал - такое общество просто вымрет (само или помогут), и его место займёт более традиционный этнос - посмотреть, хотя бы на европу - коренные не размножаются, зато арабов всяких завозят вагонами! Какие 4 млн лет - тут через 50 уже всё вернётся в норму - и тестостерон, и Yхромосома, правда уже коренные жители к этому никакого отношения иметь не будут! DDD
  5. Brightsun
    На uCrazy 11 лет 4 месяца
    Цитата: Lemniscorum

А в России что иначе? Коренные не имеют отношения к приросту населения страны. В основном приезжие из узб, кирг и прочих станов.
  6. svy
    На uCrazy 12 лет 6 месяцев
    Скорее мужчины станут со временем несколько другими в эволюционном плане, чем исчезнут вовсе. А если и исчезнут, то тогда то, что останется, едва ли можно будет назвать женщиной и вообще человеком.
  7. agat44