О чём роман «Мастер и Маргарита»?

Автор:
NikoniX
Печать
дата:
12 августа 2019 00:10
Просмотров:
2612
Комментариев:
1
Когда сам Булгаков походя упоминал, что пишет "роман о дьяволе", это было авторским упрощением. Всё равно что: "Над чем работаешь?" – "Да так, вещица о говорящем коте". Так что, если кто-то где-то вздумает заявить вам, что "Мастер и Маргарита" - "роман о дьяволе", бегите сразу и не задумывайтесь.

О чём же этот роман? Он о свете и тьме. То есть – о добре и зле. Недаром его главные герои – не люди, а Иешуа Га-Ноцри (Иисус Назореянин, прародитель христианства, Христос) и Воланд. А кто такой Воланд?

О чём роман «Мастер и Маргарита»?




Мы привычно говорим: Воланд – это сатана. Но, согласитесь, выглядит этот «сатана» как-то странно. Он не подбивает людей грешить, и даже наоборот – наказывает «плохих». Именно к нему относится эпиграф романа: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Почему он совершает благо, если хочет зла? Неумеха и неудачник? Непохоже… Обратим внимание на фразу, которую Воланд говорит в романе Левию Матвею: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей».

Иными словами, мы знаем, что такое добро, потому что мы знаем, что такое зло. Мы стремимся к добру – от зла. А если бы зла не было, к чему же тогда стремиться?

Получается, что, если люди «отбрасывают тени» (совершают плохие поступки), то и «тени» (то есть злые духи в романе) должны что-то отбрасывать, то есть – совершать хорошие поступки? Наказывать пройдох, воров и взяточников, например… Вот и разгадка – почему стремящийся ко злу Воланд и его подручные «совершают благо». Потому что невозможно творить зло, не «отбрасывая тени» добра. Выходит, добро и зло неразделимы… Стоп!

Христиане и Гностики

Как бы нам с вами самим не угодить на костёр! Помните, в статье «Почему булгаковского кота зовут Бегемот» мы говорили о том, что Фагот-Коровьев – это некий загадочный рыцарь-еретик, отправленный навечно в свиту Воланда за неудачную шутку о добре и зле?

Так вот, на заре нашей эры за умы людей в Европе и на Ближнем Востоке боролись две религии, два философских учения – христианство и манихейство. Они возникли почти одновременно, христианство – чуть раньше (в Иудее, Египте и Риме), манихейство – чуть позже в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака).

Манихеи считали, что свет (то есть добро) в чистом виде существует где-то бесконечно далеко от нас и, по мере приближения к земле, «вырождается». Поэтому наш мир находится во власти тьмы. Добро в мире людей невозможно. Христиане же считали, что на Земле возможны и добро, и зло. Причём, злой человек может стать добрым (исправиться), а добрый – злым (согрешить).

В раннем средневековье среди христиан было много тайных последователей манихейского учения. Их называл гностиками. Гностицизм не стал отдельной религией – потому что христиане вели с ним и его представителям непримиримую жестокую борьбу.

Ну, сами подумайте в каком мире жили бы сегодня, если бы люди ещё две тысячи лет назад решили, что добро на земле невозможно? Ведь философские размышления понятны немногим, большинство людей поняли бы это так: "А, ну раз добра нет, то и нет никакого греха в том, чтобы совершать плохие поступки. И стыдиться нечего! И работать над собой не надо, вс равно добрым не станешь. Живи как хочешь!"

Вот с этим христиане и боролись. Вот за это и горели на кострах гностики, среди которых было немало людей знатных и образованных. В том числе – рыцарей…

Кто такие трубадуры?

Гностицизм как философское учение о разделённости добра и зла был очень распространён во французских областях Прованс и Лангедок. Кстати, именно оттуда родом всем известное слово «трубадуры». Трубадурами назывались поэты (а вовсе не бродячие артисты, – тех называли жонглёрами), слагающие стихи на окситанском языке (на нём говорили в Провансе и Лангедоке). Слово «трубадур» происходит от окситанского глагола «trobar» – «изобретать», «сочинять».

О чём роман «Мастер и Маргарита»?

Трубадур. Средневековая миниатюра


Среди поэтов-трубадуров было много знатных, состоятельных людей. В том числе – рыцарей. Многие из этих рыцарей-поэтов были членами тайной секты катаров и приверженцами Альбигойской ереси. То есть – гностиками.

И вот в начале XIII века Папа Римский организовал Крестовый поход против еретиков. Эта была страшная война. Ещё раз – страшная. В результате народ Прованса и окситанский язык просто прекратили существовать. Но нас интересует лишь один эпизод этой войны.

О чём роман «Мастер и Маргарита»?

Альбигойский крестовый поход. Копия средневекового барельефа.


Та самая шутка!

Во время осады крестоносцами Тулузы был убит их предводитель граф Симон де Монфор (ему в голову угодил камень из камнеметательной машины). Защитники города встретили это известие бурной радостью. Трубадур Гийом Тудельский, автор «Песни об Альбигойском крестовом походе» описал это так:

A totz cels de la vila, car en Symos moric,

Venc aitals aventura que l'escurs esclarzic.

(На всех в городе, поскольку Симон умер,

Снизошло такое счастье, что из тьмы сотворился свет.)

Вот вам и «неудачный каламбур о свете и тьме». Почему «неудачный»? Да потому, что именно из-за разногласия с христианской церковью по поводу света и тьмы (добра и зла) были уничтожены провансальцы! И в том числе трубадуры…

О чём роман «Мастер и Маргарита»?

Гибель Симона де Монфора


Ладно, скажете вы, а Булгаков-то это всё знал? Знал! Михаил Афанасьевич был очень образованным человеком. И «Песнь об Альбигойском крестовом походе» он читал. Иначе откуда бы в его «Театральном романе» появилась фамилия Бомбардов? Нигде больше вы такой странной фамилии не встретите. Откуда она пришла ему в голову?

А вот откуда: Пьер Бомбард был владельцем рукописи «Песни об Альбигойском крестовом походе»; об этом сообщается в предисловии к её академическому изданию.

И снова Бегемот...

Итак, мрачный рыцарь, в которого превратился в финале романа Фагот–Коровьев, нами разгадан. А что же Бегемот, о котором мы говорили в прошлый раз? Неужели и он имеет отношение к еретикам-трубадурам? Представьте, да!

О чём роман «Мастер и Маргарита»?



Некоторые трубадуры сочиняли стихи в так называемом «тёмном стиле» – ну, это что-то вроде заданий «Лучика»: анаграммы, головоломки, загадки и намёки в стихах. Был среди приверженцев «тёмного стиля» трубадур по имени Гаваудан. В одной из его поэм встречается слово «Бафомет».

Что это такое – до сих пор спорят. До ли перевёрнуте задом наперёд «Temohpab» (сокращённое«Templi omnium hominum pacis abbas» —«настоятель Храма мира всех людей»), то ли искажённое «Магомет» (пророк мусульман), то ли ещё что-то. Тёмный стиль – на то и тёмный!

Но папских инквизиторов, которые судили побеждённых альбигойцев, это слово ужасно перепугало. Они постановили считать Бафомета «адским демоном», которому якобы поклонялись альбигойцы, чуть ли не самим сатаной. Загадочного Бафомета стали изображать в виде рогатого чудовища – ну, настоящее воплощение всех сил ада!

А мы просто вспомним: Бафомет, бефема, багамут… Кого из них имел в виду Булгаков, подбирая имя для своего кота? Остаётся только догадываться.

0 не понравился
14 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
rinswood
Дата:
(12 августа 2019 07:34)
#1
Весьма интересная разборка фильма

[ссылка]
5 / 3
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх