Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
8 ноября 2019 00:03
Просмотров:
548
Комментариев:
0
31 марта 1904 года. Для, и без того взявшей в этом конфликте крайне неудачный старт, Российской империи в этот день было уготовано еще одно трагическое происшествие, в буквальном смысле обезглавившая Тихоокеанскую эскадру и положившая конец любым активным действиям отечественного морского командования.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова




Буквально ночью японский минный заградитель «Корио-Мару» выставил свой смертельный груз в водах, примыкающих к Порт-Артуру, а уже утром погиб адмирал Макаров. Шедший на приличной скорости броненосец «Петропавловск» зацепил мину и произошел взрыв, в результате которого здоровенный военный корабль буквально за две минуты в облаке пара и дыма ушел на дно, а все находившиеся на его борту трагически погибли.

Вместе с командующим империя лишилась всего штаба Тихоокеанского флота.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Гибель броненосца «Петропавловск»


Вся активная деятельность по разведке, передислокации и нормализации жизнедеятельности российского флота вновь пришла в упадок. В российской армии окончательно утвердилось мнение, что корабли наши невезучие и несчастливые. Чем не преминул воспользоваться хитроумный противник.

Причем все свои действия он производил с достойной восхищения наглостью. После трагедии, пользуясь нашей пассивностью, адмирал Того приступил к переброске всех необходимых войск в Маньчжурию, транспортные корабли японцев чувствовали себя вполне неплохо в каких-то пяти километрах от Порт-Артура и никто не собирался им мешать.

Для прикрытия этой десантной операции Того организовал плотную морскую блокаду, состоявшую из 5–6 вымпелов под командование адмирала Катаоки. Отдельный сильный отряд броненосцев в качестве демонстрации силы почти каждый день появлялся в поле зрения всех желающих вблизи Порт-Артура.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Катаока Ситиро - адмирал императорского военно-морского флота Японии.


Японцы были до того уверены в собственной неуязвимости, что каждый день их корабли проходили по одному и тому же маршруту – примерно 10–12 миль от крепости, по территории нейтральных вод. Минирование их было запрещено международным морским правом и вражеские броненосцы чувствовали себя вполне в безопасности.

Сказать, что у многих русских офицеров и матросов слезы на глаза наворачивались при таких обстоятельствах – значит не сказать ничего. И именно в это время вышла на первый план личность капитана 2-го ранга Иванова, который командовал единственным на базе минным заградителем «Амур». Он выдвинул весьма смелое предложение – тайно выставить мины в нейтральных водах, обосновав это тем, что японцы раннее уже нарушили Гаагские соглашения, напав на русские корабли в Чемульпо.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Минный заградитель «Амур»


Это было опасным предложением. Инициатором подписания указанных конвенций был как раз Николай II, кроме того, в нейтральных водах мог подорваться английский или германский корабль и тогда международного скандала было бы не избежать.

Ничего удивительного, что план капитана встретили максимально холодно, но … не запретили ее осуществить. Все-таки внутреннее желание русского командования «отомстить» японцам преобладало над любой осторожностью.

1 мая, загрузив на борт «Амура» 50 мин, используя низовой утренний туман, капитан Иванов вывел свой корабль на опасное задание. Хоть и получив от командующего Витгефта указание «не ставить мины дальше 8 миль от берега», судно выдвинулось в двенадцатимильную зону нейтральных вод. Заграждение из мин было поставлено вдоль обычного маршрута японцев.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Фёдор Николаевич Иванов — русский вице-адмирал


Самое интересное, что буквально в пределах видимости находились корабли неприятеля, которые прекрасно видели в тумане торчащие мачты нашего судна. Но после гибели «Петропавловска» они до того обленились, что просто не стали ничего предпринимать. Шансы уничтожить угрозу были упущены.

Утром 2 мая японский отряд из 3 броненосцев лениво и величественно проследовал по изученному маршруту. В 9 ч. 50 мин. произошел взрыв под броненосцем «Хатсузе», отряд срочно меняет курс. Почти через пятнадцать минут – взрыв под «Яшима». В течение всего последующего времени военные корабли еще несколько раз подрывались на минах и в итоге лишились двух указанных единиц. В официальной историографии империи солнца это события открыто наречено катастрофой.

Чёрный день японского флота: подвиг капитана Иванова

Потопление броненосца «Яшима»


Каков же был результат? Японский флот на долгое время потерял былую решительность и наглость, а его действия стали очень осторожными. Произошел отказ от ближней блокады, все силы были спешно оттянуты назад.

0 не понравился
13 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 


 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх