Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
4
NikoniX
На uCrazy 17 лет 7 месяцев
Интересное

Про двухколёсный автомобиль и самолёт, которых может лететь только вправо

Научиться кататься на двухколёсном велосипеде не так просто, это все дети знают. А как вообще получается, что можно ехать на двух колёсах и не падать? Секрет – в движении. Стоять неподвижно у двухколёсного велосипеда не получится – а вот в движении он устойчив.

С точки зрения физики вращающееся колесо называется гироскопом, а главное удивительное свойство гироскопа – сохранение положения в пространстве. Возьмите велосипедное колесо в руки – его можно совершенно спокойно наклонять вправо, влево, на себя, от себя, короче говоря, в любое положение. Но попросите товарища раскрутить это колесо у вас в руках, а затем попробуйте наклонить! Вы почувствуете, как оно «сопротивляется», «не даётся», буквально вырывается у вас из рук!

Про двухколёсный автомобиль и самолёт, которых может лететь только вправо

Реакция гироскопа на внешнее воздействие

В 1914 году на выставке в Лондоне русский изобретатель Пётр Петрович Шиловский продемонстрировал самый настоящий двухколёсный автомобиль. Да-да, у этого автомобиля было всего два колеса, как у велосипеда! При этом он стоял, не падал, даже если в него усаживалось сразу несколько взрослых мужчин. «Секрет» двухколёсного автомобиля был прост – внутри был расположен тяжёлый диск, который раскручивался мощным электромотором. Гироскопический эффект не давал двухтонному автомобилю не то что упасть – даже наклониться!

Про двухколёсный автомобиль и самолёт, которых может лететь только вправо

Гирокар Шиловского


Но почему такие автомобили не делают сейчас? – спросите вы. Ведь два колеса – это как минимум дешевле и выгоднее, чем три или четыре. Что ж, это как раз тот случай, когда «плюсы» конструкции превращаются в «минусы». Вращающийся гироскоп не даёт автомобилю упасть – но! С одинаково равной силой он не даёт ему поворачиваться. Гирокар Шиловского «входил в поворот» невероятно лениво и тяжело, попасть на такой машине в аварию было проще простого...

«Всё это чисто эксперименты и детские игрушки!» – скажете вы. А вот и нет. Гироскопический эффект – штука очень серьёзная, с ним надо уметь уживаться. 100 лет назад, во время первой мировой войны, английские конструкторы создали очень удачный истребитель «Сопвич-Кэмел». Манёвренный, скоростной, с хорошим вооружением.


Истребитель Сопвич Кэмел, который не умеет поворачивать влево


Но двигатель с вращающимся блоком цилиндров («ротативный») создавал очень мощный гироскопический эффект – и самолёт из-за этого не мог разворачиваться влево! Вправо – сколько угодно, а влево – никак! Немецкие пилоты про такую «фишку» быстро пронюхали, и в воздушном бою всегда старались «закрутить» врага влево – из-за гироскопического эффекта британцы на «сопвичах» превращались в лёгкую мишень...

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}