Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
7
NikoniX
На uCrazy 17 лет 6 месяцев
Интересное

Пират, который изобрел медицинскую страховку

Пираты под командованием валлийца Бартоломью Робертса захватили в общей сложности более четырехсот кораблей. Этот капитан, уже после смерти получивший прозвище «Черный Барт», считается самым успешным предводителем «золотой эры» пиратства. Но этого валлийца будут помнить не только за это.

Пират, который изобрел медицинскую страховку

Черный Барт создал кодекс поведения для пиратов и первым ввел в обращение что-то вроде системы медицинского страхования для своих подопечных. Его небольшой флот был островком демократии, равенства прав и возможностей в открытом море. Надо ли говорить, как сильно он опередил свое время?

Пиратский кодекс Робертса

Пират, который изобрел медицинскую страховку

Источник изображения: geekifyinc.com


В кодексе Робертса, в частности, имелось такое положение:

«Каждый имеет право голоса в важных делах и равное право на добытую провизию и крепкие напитки».

Оно привлекало под его командование множество молодых людей, которых на любом другом судне ждали бесправие, муштра и полуголодное существование.

Однако основной задачей этого собрания правил была все же подготовка экипажа к наиболее эффективному выполнению основной задачи – захвату и грабежу кораблей. Здесь, например, требовалось «поддерживать чистоту пистолетов и их пригодность к стрельбе» и хорошо высыпаться («огни и свечи должны быть погашены к восьми часам»).

В кодексе любопытным образом переплетаются забота о безопасности экипажа («все разногласия должны остаться на берегу», «никакой игры в кости на деньги»), жестокость (отсечение ушей и носа за воровство, высадка на необитаемый остров) и положения о режиме отдыха для судовых музыкантов. Пить разрешалось даже после отбоя, но делать это можно было только на открытой палубе. Сам Робертс был трезвенником, что, согласитесь, идет вразрез со всеми нашими представлениями о пиратах.

Медицинская страховка от Черного Барта

Став пиратским капитаном, Робертс проявил выдающиеся управленческие способности. Всего одного пункта написанного им кодекса хватило, чтобы его флот перестал испытывать дефицит в потенциальных новобранцах:

«Никто не отойдет от своего образа жизни, пока не положит в общий фонд тысячу фунтов. Если, не успев сделать это, он лишится конечности или станет калекой, то получит восемьсот фунтов. За меньшие повреждения будет выплачено пропорционально».

Таким образом, задолго до появления медицинских страховых фондов Робертс начал компенсировать своим людям травмы и увечья, полученные в бою.


Иллюстрация встречи Джеймса Макрея с одноногим пиратом в 1720 году из книги, опубликованной в 1837 году


Итак, потеря ноги или правой руки расценивалась в 800 фунтов, а левой руки – в 700. Глаз стоил столько же, сколько палец - 100 фунтов. Понятно, что жизни моряков угрожали не только ранения, полученные в бою. Малярия, тиф, дизентерия, многие другие болезни представляли в те времена смертельную опасность и не компенсировались в денежной форме даже на «Королевской удаче».

Однако Робертс смог позаботиться о своих подчиненных и в этом вопросе. На борту его флагмана «Королевская удача» работали два судовых врача. Надо знать, что специалисты этого рода были в то время на вес золота. За ними охотились приблизительно так же, как за сокровищами. На постоянной основе они находились разве что на кораблях британского военного флота, для пиратских же экипажей заполучить медиков было огромной удачей.

Охота на Черного Барта

Превосходные «условия труда» позволили Черному Барту собрать мощный флот, который брал все больше «призов», в число которых иногда попадали и английские военные корабли. Британскому правительству, которое три века ничуть не возражало против пиратства и даже поддерживало его (достаточно вспомнить Фрэнсиса Дрейка на службе королевы Елизаветы I), пришлось всерьез задуматься.


Гравюра, Бартоломью Робертс и корабли "Королевская удача" и "Рейнджер" на побережье Гвинеи,


В начале 20-х годов 18 века вопрос был вынесен на обсуждение парламента. Благополучие Великобритании во многом зависело от торговых путей, в том числе и тех, по которым в Америку и Европу доставлялись рабы из Западной Африки. С Робертсом и его коллегами, бесчинствовавшими здесь, надо было что-то делать. Они теперь доставляли больше неудобств начавшей расширяться Британской империи, чем клонившимся к закату Испании и Португалии.

В 1722 году у берегов Габона три судна под командованием Робертса вступили в бой с британским линейным кораблем «Ласточка». Это было не самое удачное сражение знаменитого пирата, который к тому времени считался заговоренным и неуязвимым. Ошибка рулевого «Королевской удачи» привела к тому, что флагман попал не под один, а под два бортовых залпа британца. Черный Барт был ранен в шею и через некоторое время скончался. Его тело завернули в парусину и, согласно завещанию, немедленно сбросили в море.


Мемориальный камень Бартоломью Робертса


Смерть этого капитана обозначила конец золотого века пиратства. Приблизительно через столетие это явление было побеждено окончательно, оставшись только в приключенческих романах и фантазиях романтиков.

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}