NikoniX
15 февраля 2021 00:26
Далеко в космосе, между орбитами Марса и Юпитера, на расстоянии приблизительно в 500 миллионов километров от Солнца (напоминаем, наша Земля от Солнца расположена в 150 миллионах километров) медленно движутся миллионы «малых планет», или астероидов. Самый большой астероид – Церера – в поперечнике достигает почти 1000 километров, а самые маленькие астероиды по размерам больше напоминают крупные булыжники.

Внутренняя солнечная система. Белые точки – астероиды

В книге французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц» рассказывается о том, что главный герой прилетел к нам на Землю именно с такой вот крохотной планетки. Слово автору:

"Я сделал еще одно важное открытие: родная планета Маленького Принца вся-то величиной с дом! (...) У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом..."

Астероид B-612. Рисунок Антуана де Сент-Экзюпери

Когда люди открыли первые астероиды в начале XIX века, они начали по традиции называть их именами персонажей греческих и римских мифов: Юнона, Паллада, Церера, Веста... Однако с каждым годом астероидов открывалось всё больше, и имён для них стало катастрофически не хватать. Поэтому сейчас при открытии астероида его регистрируют в особой организации (MPC, или Центр Малых Планет) и дают номер (как правильно пишет Сент-Экзюпери) – скажем, 9007 – и кодовое обозначение – например, 1983 TE1.

(Впрочем, открывателям астероида предоставляется право дать ему необязательное собственное имя. Например, астероид 2009 WQ100 получил в 2016 году имя русского детского писателя Владислава Крапивина – он называется 407243 KRAPIVIN. Есть астероиды «Монти Пайтон», «Гиппопотам» и даже... «Бармаглот» (по имени чудовища из сказки «Алиса в Зазеркалье»!)

Нетрудно догадаться, что поклонники сказки о Маленьком Принце не могли смириться с тем, что среди астероидов нет «астероида B-612 ». 15 октября 1993 года японские астрономы-любители Кин Эндате и Кадзуро Ватанабэ открыли новый астероид, которому сначала присвоили номер 1993 TQ1. А немного позже этому астероиду дали имя собственное – 46610 BESIXDOUZE ( произносится как «бэсисдуз»), то есть по французски «b é six douze», «бэ шесть двенадцать».

Похожа ли настоящая планетка B-612 на свой литературный прототип? И да, и нет. Это, безусловно, очень маленький астероид из главного пояса, между орбитами Юпитера и Марса. Но планета Маленького Принца была «величиной с дом», то есть поперечником в несколько десятков метров. Настоящий астероид B-612 существенно крупнее – его диаметр составляет приблизительно 2 километра.

Настоящий астероид B-612 выглядит примерно так

На такой планете Маленькому Принцу жить было бы намного просторнее и комфортнее, не правда ли? Кстати говоря, среди малых планет нашей солнечной системы есть и астероид, носящий имя самого автора «Маленького Принца» – 1975 VW3, или 2578 SAINT-EXUPERY.