Почему плотницкая пила была модным предметом в высшем обществе
Обычно слово «пила» не вызывает никаких музыкальных ассоциаций. Скорее напротив, антимузыкальные. Скажем, если сосед затеял ремонт и ежедневно «услаждает слух» звуками пилы, вряд ли мы назовём это музыкой. И про игру плохого музыканта тоже часто говорят, что он не играет, а «пилит».
Однако мир музыкальных инструментов полон загадок и неожиданных открытий. Вот так называемая таблица Хорнбостеля-Закса. В науке о музыкальных инструментов она играет такую же роль, как, скажем, таблица умножения (таблица Пифагора) в математике. Или как таблица химических элементов (таблица Менделеева) в химии. В этой таблице схематически описаны все-все музыкальные инструменты мира – и старинные, и современные, и даже такие, каких ещё не изобрели!
Однако вернёмся к молоткам, топорам и пилам. В таблице Хорнбостеля-Закса в ячейке с номером 132.22 («идиофон типа фрикционного диска с прямым трением») мы можем обнаружить такой музыкальный инструмент, как «пила», «поющая пила» или «музыкальная пила» (по-английски «musical saw»). Это самая обыкновенная столярная пила, та самая, которой пилят дрова и доски! Причём не какая-нибудь «особенная», самая обычная. А играют на такой пиле, как на скрипке или виолончели – смычком с натёртым канифолью конским волосом:
Впрочем, одного смычка недостаточно – если просто провести им по краю столярной пилы, вряд ли вы услышите что-то музыкальное, скорее наоборот. Предварительно нужно механически «напрячь» пилу, превратить её, выражаясь языком науки, в «узкополосный акустический излучатель». Для этого пиле придают лёгкий изгиб в форме латинской буквы «S ». Вот теперь, проведя смычком по краю пилы, мы услышим звук – очень тонкий, высокий, немного нестройный, как бы «капризный». Чтобы плавно изменять высоту нот, нужно аккуратно изменять давление левой руки на полотно пилы. Если движением ног ещё и немножко «потрясти» при этом пилу, звук становится удивительно похожим на женский или детский плач:
Сперва музыкальная пила была чисто деревенским, народным музыкальным инструментом. Но в самом начале XX века, в так называемую «эдвардианскую эпоху», романтический, «надрывный», «потусторонний» звук музыкальной пилы стал очень популярным в высшем обществе. Его настрой весьма удачно совпал с модным в то время литературно-художественным направлением – «декадансом», то есть «упадничеством».
В США в это время даже выпускали – для богатых исполнителей – посеребрённые и позолоченные пилы, с именной гравировкой, стоимостью в сотни и даже тысячи долларов. Однако с началом Первой мировой войны интерес к «музыкальной пиле» резко упал.