Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка

Автор:
aptoc
Печать
дата:
14 сентября 2021 04:15
Просмотров:
626
Комментариев:
2
Мечтой мальчишек в СССР был моторный велосипед, а по простому мопед. Это единственный вид мототранспорта, для вождения которого не нужны были водительские права. Мопеды комплектовались специальными моторами серии Д, модификации начиная от Д-4 и до Д-8. Мало кто из нас знал, что этот двигатель был создан сельским плотником, а по совместительству конструктором-любителем.

В начале 30х годов создаются первые мотоциклы СССР и как правило на основании иностранных образцов-собственной конструкторской школы попросту не было. Наряду с мощными мотоциклами

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка




создаются и легкие модели "Стрела" и “К-1Б” “Киевлянин”

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



Создавались и модели на базе велосипедов, но до серийного выпуска ни одна разработка так и не дошла в силу разных причин

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



В начале 50х годов, в правилах дорожного движения появилась поправка, обязывающая получать водительские права владельцам всех мотоциклов. Для людей без водительских прав было решено создать велосипедные моторы с рабочим объемом меньше 50 куб. см. Пытались использовать иностранный опыт ("Иртыш", “МД-65”), а так же придумывали свои различные компоновки.

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



Опыт эксплуатации этих разработок дал плачевный результат-жалоб было гораздо больше хвалебных отзывов.

На фоне этой несуразицы появляется интересная модель харьковского велосипедного завода с двигателем, созданным сельским плотником Филиппом Александровичем Прибылой.

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



Откуда же взялся этот кулибин-самоучка?

Филипп Александрович с юных лет увлекался различными механизмами. Со всей округи несли к нему на ремонт часы. Изучив устройство фотоаппарата, собрал самодельный из спичечной коробки. Хотелось кататься на велосипеде, а денег на покупку нет, не беда: из дерева сделал раму и приспособил колеса от сенокосилки. Ни цепи, ни звездочек не было, поэтому использовал ременную передачу. Окончив 4 класса сельской школы начал работать плотником. На зарплату смог купить уже настоящий велосипед. В 18 лет впервые увидел мотоцикл и решил сделать бензиновый двигатель на свой велосипед.

Чего только не случалось в процессе создания двигателя: и взрывались и в больницу попадал, однако с каждым разом двигатели получались все лучше и мощнее. Когда очередная модернизация двигателя получилась достаточно надежной, решил показать создателям велосипедов и поехал на нем в Харьков. Мотовелосипед грохотал и чадил как паровоз, но развивал очень приличную скорость. Смелости молодому конструктору хватило только до ворот велозавода. Постояв чуток перед проходной , он постеснялся, развернулся и поехал домой.

На его счастье в окошко заводоуправления выглянул главный конструктор велозавода-уж очень его заинтересовал источник непонятного грохота. Увидев отъезжающего мотовелосипедиста, отправил вдогонку служебного водителя на "Победе".

Инженеры долго не могли поверить, что двигатель создан плотником-самоучкой. С того дня Филипп Александрович Прибылой становится штатным работником завода, мастером экспериментального цеха. На рабочем месте коллеги подтягивают его образование: он научился читать чертежи, проводить расчеты и занимался усовершенствованием двигателя.

В 1955 году завод выпустил опытную партию из 300 велосипедов с моторами "Д-4". Двигатель имел степень сжатия 5,2 единицы, работал на бензине А-56, А-66 и развивал мощность в одну лошадиную силу и расходовал всего 1,2 литра бензина на 100 км.

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



Московская комиссия высоко оценила разработку харьковчан и было принято решение о массовом производстве такого двигателя на Ленинградском заводе «Красный Октябрь». Вот воспоминания заводчан тех лет:

Поручили нашему заводу освоить двигатель Прибылого. Прислали из Харькова образец. Мы сделали точно такой же. Стали его заводить. А он не заводится. Харьковский заводится, а наш нет. Бились, бились — ни в какую! Тогда вызвали в Ленинград Прибылого. Он приехал. Всех стесняется. Посмотрел наш двигатель, говорит: «Ясно, що не заведется! Вон в моем карбюраторе дирочка!» Наши инженеры спрашивают: «А зачем она? Ни в одном карбюраторе таких дырочек нет». — «Та бис ее знает! Тильки без дирочки не заведется». Пошли в Политехнический институт к специалистам. Те посмеялись: «Ерунда! Никакой дырочки не нужно. Это у него от технической неграмотности». А факт остается фактом: с дырочкой заводится, без дырочки — нет.И, подивившись такому казусу, парень простился с нами и уехал...

В первые годы двигатель продавался отдельно для установки на имеющиеся у граждан велосипеды. Только в 1958 году на Харьковском велозаводе выпустили первый мопед специально сделанный под двигатель "Д-4". Модель получила название "В-901"

Вслед за ним выпуск мопедов на двигателях "Д-4" освоили и другие заводы.

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка



Так получила путевку на долгую жизнь разработка современного Кулибина- Филиппа Александровича Прибылого. Простой и надежный, как автомат Калашникова, двигатель служил многим поколениям. Даже после развала СССР двигатель не умер, а массово продолжает выпускаться........в Китае.

Лучший двигатель советских мопедов создал деревенский самоучка

0 не понравился
12 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
mer1
Дата:
(14 сентября 2021 11:48)
#1
Ну вот. Плотник смог сделать двигатель, а Калашников автомат никак не мог.
Сарказм.
Томск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
_pogrem_
Дата:
(14 сентября 2021 13:32)
#2
Депевенских плотников всех на автоваз! СРОЧНО!
 
Краснодар [ссылка]
0 / 0
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх