Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
13
NikoniX
На uCrazy 17 лет 6 месяцев
Интересное

За что на самом деле был справедливо осуждён Галилей?

Древнеримский поэт Публий Сир как-то написал: «Амикум лэдере не йоко квидем лицет» («amicum laedere ne joco quidem licet»). В переводе с латинского: «Друга обидеть не шутка, даже дозволено если». А стихотворный перевод на русский мог бы выглядеть примерно следующим образом:

Это правило, друзья,
Выучить несложно:
Обижать друзей нельзя,
Даже если можно!


А теперь – к теме. В очень многих книгах эту историю рассказывают примерно так: жил-был великий учёный, астроном и физик Галилео Галилей. Изобрёл телескоп, был сторонником передовой и прогрессивной системы мира Коперника и яростно боролся с реакционной системой мира Птолемея. Учил, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. За это католическая церковь арестовала учёного, судила, угрожала сжечь на костре и заставила публично отречься от теории вращения Земли. А Галилей был такой принципиальный, что после отречения всё равно гордо сказал: «Э пур си муовэ!» («E pur si muove!»), то есть «А всё таки она вертится».

За что на самом деле был справедливо осуждён Галилей?

Галилей перед судом инквизиции. Ну совсем не боится!..

История очень романтичная, яркая, вызывающая благородный гнев. Истинный Учёный, окружённый в тёмном подвале подлыми душителями Науки и Знания... Но... Всё настолько картинно, что невольно возникает сомнение – а было ли всё на самом деле так?

Начнём с астрономии. Систему мира, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, создал вовсе не Коперник. Её создал древнегреческий астроном Аристарх Самосский ещё в III веке до нашей эры. Да-да, до нашей эры. Однако древние астрономы в итоге «выбрали» систему мира Птолемея, в которой Солнце и другие планеты вращались вокруг Земли. Почему?

За что на самом деле был справедливо осуждён Галилей?



Потому что другой древнегреческий астроном – Клавдий Птолемей – не просто высказал гипотезу и предложил свою систему мира, а создал мощный, точный и гибкий математический аппарат. Формулы, которые позволяли предсказывать положение планет на сотни и тысячи лет вперёд! Формулы, по которым можно было составлять мореходные таблицы и прокладывать торговые пути. Таблицами Птолемея (с исправлениями) астрономы, путешественники и моряки пользовались вплоть до XVII века!

А что же Николай Коперник? Это был выдающийся польский астроном, математик и... священник. Да-да, служитель той самой «мракобесной» католической церкви. Хуже того, Коперник – как знаток астрономии и математики – был одним из многочисленных консультантов, помогавших римской церкви готовить давно назревшую календарную реформу (которую в 1582 году завершил римский папа Григорий XIII).




Именно Коперник сделал из умозрительной теории Аристарха настоящую научную систему – то есть рассчитал все параметры, создал математические формулы и таблицы положения планет. Были ли таблицы Коперника принципиально лучше таблиц Птолемея? Нет, не были. Ошибки (причём существенные!) были, что называется, «и там, и тут».

Первые в мире «безошибочные» астрономические таблицы через 100 лет создаст совершенно другой человек – Иоганн Кеплер, первооткрыватель законов движения планет...




А церковь? В 1533 году римский папа Климент VII в компании двух кардиналов прослушал лекцию немецкого богослова Иоганна Видманнштеттера – лекция была посвящена... теории Коперника! Причём папе она очень понравилась – он щедро одарил лектора и отметил важность работы Коперника для всё той же календарной реформы...

Итак, промежуточные итоги.

1. То, что «Земля вращается вокруг Солнца», придумали ещё древнегреческие астрономы.

2. Система мира Птолемея была для своего времени передовой, а главное – практичной и полезной, в ней нет и не было никакой «реакционности» или «отсталости».

3. Система мира Коперника была интересной, но такой же «не очень точной», как и система Птолемея. То есть с практической точки зрения менять «шило на мыло» никакого смысла не было.

4. Католической церковью теория Коперника (который был прекрасно известен в Риме) была воспринята вполне благожелательно.

Однако продолжим. Теперь чуточку поговорим о самой тогдашней католической церкви. Начнём с того, что XVI век для неё был очень непростым, если не сказать – провальным по всем статьям. Именно в XVI веке по всей Европе началась антикатолическая реформация – собственные церкви создали и Мартин Лютер в Германии, и Жан Кальвин во Франции и Швейцарии, и даже король Генрих VIII в Англии.


Вот они, настоящие "сотрясатели основ": Мартин Лютер, Жак Ковэн (Кальвин), Генрих VIII (а вовсе не Галилей и не Коперник)


От Рима отпадали целые государства, в Европе шли непрерывные и кровавые конфликты – одни только религиозные войны во Франции чего стоили! Долгих 50 лет католики резали кальвинистов-гугенотов (вспомним печально знаменитую Варфоломеевскую ночь), а гугеноты не менее жестоко убивали католиков. А теперь представьте себе – насколько в такой ситуации священников могли интересовать астрономия и физика?

Кстати говоря, во многих книгах – даже учебниках! – иногда пишут о том, что «две тысячи лет церковь своим авторитетом поддерживала реакционную физику Аристотеля». Так вот, это, мягко говоря, неправда. Труды древнегреческого философа Аристотеля были в средневековой Европе на долгое время вообще забыты – вплоть до самого XIII века! А тогдашней церкви Аристотель и вовсе был как бы «не к лицу» – язычник, не христианин, да ещё и утверждает, что Земля имеет форму шара... Какая ерунда, ведь всем известно, что Земля плоская! В общем, только в XIII веке стали появляться переводы Аристотеля – сперва с арабского, а потом и с греческого языков; случилось это прежде всего стараниями доминиканского монаха, знаменитого философа и богослова Фомы Аквинского. А первое полное собрание сочинений Аристотеля в Европе появилось только в 1489 году. Всего лишь за 75 лет до Галилея!


Фома Аквинский (1225–1274). Человек, вернувший Европе Аристотеля


Так что к нашим предыдущим четырём пунктам можем смело добавить:

5. Католическую церковь астрономические теории интересовали только «в разрезе» реформы календаря. Во всём остальном римской церкви было, мягко говоря, не до того.

6. «Физика» Аристотеля для тогдашней Европы была вовсе не какой-то «заскорузлой», «застарелой» и «реакционной» – напротив, вполне себе живой и интересной.

Однако, с другой стороны, факт остаётся фактом: в 1633 году итальянский физик и астроном Галилео Галилей был заключён в тюрьму, а католическая церковь внезапно вмешалась в чисто научный спор (причём на самом высоком уровне), вдруг начала заниматься астрономией и физикой (совершенно зря), запретила книгу Коперника (осрамившись в итоге на весь свет) и начала всячески бороться с теорией «движения Земли» (впрочем, без особого успеха). Что же такое могло произойти?

А произошло на самом деле вот что. Долгое время вопросы строения солнечной системы, движения планет и другие астрономические дела интересовали только людей науки – астрономов, математиков, механиков. Они были глубоко безразличны широкой публике – ну какая разница, что там и вокруг чего у этих философов вращается? Однако тут появляется Галилео Галилей, человек очень разносторонний – вовсе не только физик и математик! Он ещё и «медийная персона», говоря современным языком, «модный блогер», активный популяризатор науки, известнейший человек, слова которого обсуждают буквально все. У Галилея было множество талантов – например, он отлично рисовал и даже преподавал перспективу и светотень в Академии Изобразительных Искусств во Флоренции. Отец Галилея был выдающимся музыкантом и музыкальным теоретиком, и сам Галилей был вовсе не чужд музыке. В общем, это был человек известный, эрудированный, умный, блестящий лектор, оратор и писатель. Но... при этом – крайне самоуверенный, вспыльчивый, ревнивый к чужой славе, несдержанный и злой на язык.




Не стоит думать, что все теории Галилея были верными – он тоже допускал ошибки. Однако своих ошибок не признавал и не замечал, свои теории считал единственно верными, а научных оппонентов не щадил – он не просто критиковал их, он их язвительно высмеивал, обзывал, «размазывал по стенке». Скажем, в 1618 году в небе появилось сразу целых три кометы подряд: первая в начале октября, вторая в середине ноября, а третья, самая яркая – в конце ноября. Галилей комет не наблюдал, поскольку был сильно болен. В то же время в Риме математик, член духовного ордена иезуитов Орацио Грасси прочитал публичную лекцию, посвящённую этим трём кометам. На основании того, что при астрономических наблюдениях не удалось обнаружить параллакс комет, Грасси пришёл к выводу (вполне современному и правильному), что кометы представляют собой «огненные тела», которые летят очень далеко от Земли, гораздо дальше, чем Луна. Лекция имела большой успех.


Комета 1618 года над Гейдельбергом (Германия)


Галилей был в ярости. Как?! Кто-то в Риме читает лекции по астрономии, которые не менее популярны, чем лекции его, Галилея? Он приказывает немедленно доставить ему копию лекции Грасси и читает её. Пометки на полях говорят сами за себя – «слабоумный осёл», «шут гороховый», «злобный идиот», «неуклюжий урод», «тупица». В 1619 году вышла книга «Спор о комете» («Discorso delle Comete»), автором которой был указан Марио Гвидуччи, друг и ученик Галилея. Однако обмануть публику было невозможно – просто по стилю текста сразу же было понятно, кто истинный автор. Галилей называл Грасси «бездарностью», «слепцом» и «невеждой», утверждая, что кометы представляют собой чисто атмосферные явления – такие же, как, например, северное сияние; предположение о том, что кометы летают где-то далеко в космосе, Галилей высмеивал и называл «сущей чепухой». Орацио Грасси вполне вежливо возразил, что сам Галилей обсуждаемые кометы даже не видел– на что Галилей безапелляционно ответил в духе «ну и что, что я не видел, зато я знаю точно, что ты невежда и осёл!». Что называется, оцените характер... А публика обсуждала памфлет и много смеялась над язвительными остротами автора...

Итак, Галилео Галилей – известный на всю Европу учёный, «философ и первый математик Великого Герцога Тосканского» (как он гордо писал сам про себя), автор популярных книг, говоря современным языком – «медийная персона», «звезда», «мегаблогер», человек, чьим мнением публика живо интересуется... Немудрено, что сперва чисто научная тема «что вращается вокруг чего» благодаря книгам и лекциям Галилея (а также его язвительным шуткам и остротам) начала обсуждаться буквально на каждом углу. А вот это церкви уже не понравилось – допустим, рассказывает священник во время проповеди о том, как Иисус Навин остановил Солнце во время Гаваонской битвы (есть такой рассказ в Библии), а слушатели начинают хохотать: «Да этот преподобный даже не знает, что Солнце на самом деле далёкое и огромное! Вы разве не слышали, как маэстро Галилей отделал очередного иезуита после лекции в Риме?». И так далее, и тому подобное.

Короче говоря, Галилей умудрился постепенно поссориться практически со всеми – и с философами, и с астрономами (Грацци, Риччоли, Шейнером, список длинный), и – главное! – с могущественным орденом иезуитов... В инквизицию начали поступать доносы от врагов учёного, с каждым годом их становилось всё больше.

Однако у Галилея, помимо недоброжелателей, было и множество могущественных и влиятельных друзей и поклонников: высокопоставленных священников, кардиналов, вельмож – начиная с того самого герцога Тосканского Козимо II (Галилей был его личным учителем и учителем его детей). А потому учёный был совершенно убеждён в собственной неприкасаемости, что никто никогда его даже пальцем не тронет. А уж когда римским папой стал кардинал Маффео Барберини, один из давних друзей Галилея, учёному, как выражаются современные школьники, совершенно «сорвало башню», то есть вскружило голову.

Маффео Барберини (он стал папой под именем Урбана VIII) разрешил учёному написать книгу, в которой тот мог бы полностью и целиком изложить свои взгляды на астрономию и небесную механику, привести все доводы «за» и «против» вращения Земли вокруг Солнца. Книга, которая называлась «Диалог о двух главнейших системах мира», вышла в 1632 году – с разрешения инквизиции и лично римского папы!




Но тут случилось то, с чего мы начали нашу беседу – возможно, Галилей хотел просто пошутить, но шутка не удалась. Книга написана в виде диалога – длинного спора, разговора между тремя собеседниками: Сальвиати, Сагредо и Симпличио. Причём написана не на латыни (как в те времена было традиционно для научных трудов), а на живом разговорном итальянском языке. Сальвиати (это имя явно намекает на итальянское слово «salvi», то есть «спасать») – это, безусловно, сам Галилей, «спаситель из мрака невежества», ироничный, насмешливый, язвительный. Сагредо (по-испански «святой») – это как бы нейтральный посредник, беспристрастный и мудрый судья (который, однако, в итоге во всём соглашается с Сальвиати, то есть с Галилеем). Наконец, Симпличио – защитник идей Аристотеля и Птолемея, главный «враг» и мишень всех острот. Имя «Симпличио» тоже «говорящее», оно означает «простачок», «придурок». При этом в образе Симпличио Галилей очень узнаваемо вывел... римского папу Урбана, своего давнишнего друга и защитника!


Папа Урбан VIII


Маффео Барберини, он же Урбан VIII, был в шоке. Формально книга Галилея была диалогом, но по факту представляла собой то самое безудержное «размазывание по стенке». Причём саму книгу Галилей сразу же после публикации разослал всем высокопоставленным священникам и лично великому герцогу! В общем, опозоренный на весь свет Урбан VIII счёл такой поступок со стороны Галилея непростительным предательством... Тут-то и подоспели все враги учёного, которые такой уникальный шанс упустить никак не могли.

Вся могущественная поддержка в одночасье рухнула. Не помогли ни просьбы герцога Тосканы Фердинандо II (сына Козимо II и воспитанника Галилея), ни даже французского короля Людовика XIII. Личные оправдания в духе «да я совсем не это имел в виду» и «ты что, обиделся?» услышаны не были. Галилей был отправлен в тюрьму, а затем, после суда и публичного отречения – под домашний арест, под неусыпный надзор инквизиции. Никаких лекций, никаких комментариев, никакой «медийности». «Блогеру» перекрыли «интернет».

До самой смерти в своих бедах Галилей винил недоброжелателей и врагов, прежде всего – орден иезуитов. Себя ни в чём виноватым он не считал. А вот папа Урбан своего бывшего друга так и не простил – обида его была настолько велика, что он даже не позволил ставить Галилею памятник и хоронить учёного в родовой усыпальнице во Флоренции... Историки до сих пор спорят – насколько существенную роль в истории Галилея сыграло его «умение» наживать врагов и ссориться с друзьями. Однако соглашаются в том, что, будь учёный хотя бы капельку потактичнее, всё могло бы быть иначе... «Обижать друзей нельзя, даже если можно» – а ведь прав был Публий Сир... А вы как считаете?

все теги
Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}