ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим

Автор:
Evrocot
Печать
дата:
22 мая 2022 00:16
Просмотров:
655
Комментариев:
0
Советский магнитоплан – несостоявшяся революция в железнодорожных перевозках. Экспериментальный поезд двигался по дорожному полотну на магнитной подушке и приводился в движение с помощью электромагнитного поля.

Настоящее чудо инженерной мысли развивало скорость до 250 км/ч и в 1991 году должно было соединить 2 советских города. Как советские, а позднее российские учёные пытались приблизить будущее, и почему грандиозный проект так и не стал революционным?

ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим




Страна гигантов

Проект советского магнитоплана появился в 1975 году. Население СССР стремительно росло. По прогнозам советских учёных, к 2000 году количество городов-миллионников увеличится до 29.

Чтобы идти в ногу со временем и развивать транспортную инфраструктуру до возникновения проблем с дорогами, институт ВНИПИ транспрогресс (в составе Миннефтегазстроя СССР) предложили смелую и амбициозную идею – создать первую в мире железную дорогу, основанную по принципу магнитной левитации.

Это был настоящий поезд будущего. В отличие от обычных поездов, маглев не касается рельсов и как бы парит над землей на расстоянии 15 мм.

Учитывая отсутствие трения с рельсами, единственная тормозящая сила у такого поезда – это сопротивление воздуха. Скорость, достигаемая маглевом, сопоставима со скоростью самолета. Однако магнитоплан гораздо экономичнее и практичнее.

ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим



В 1977 году под руководством физика Е.Фришмана советские ученые создали опытную тележку на магнитной подвеске весом 100 кг. А спустя 2 года мир увидел полноценный экспериментальный поезд. Машину обкатывали на 600-метровом участке, специально отстроенным в городе Раменском (Московская область).

Конечная станция – светлое будущее

Всего до 1985 года НИИ сконструировало 5 экспериментальных магнитных поездов. ТП-05, последний и самый совершенный из них, весил 18 т и вмещал 18 пассажиров.

Поезд двигался практически бесшумно и развивал головокружительную для своего времени скорость в 250 км/ч. Изюминкой конструкции были измерительные датчики, контролировавшие величину зазора с дорожным полотном и обеспечивающие плавное передвижение.

К этому моменту СССР уже упустил пальму первенства в создании магнитоплана. В 1984 году Великобритания запустила в широкое использование собственный маглев. Однако он возил людей от Бирмингемского аэропорта до ближайшей железнодорожной станции на расстояние всего 600 м.

ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим

Британский маглев


Одновременно схожие проекты разрабатывали Германия, США, Япония. Но СССР хотел переплюнуть всех: он планировал соединить города Ереван и Абовян магнитной трассой в 3,2 км.

К поезду предусматривались несколько вагонов вместимостью по 65 человек каждый. В дальнейшем трассу намеревались расширить до 40 км к озеру Севан.

Участок был выбран неслучайно. Абовян был центром высокотехнологичного производства, и значительную часть города представляла научно-техническая интеллигенция.

ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим

Ереван и Абовян на карте современной Армении, и возможное местоположение трассы между городами


Крах надежд

Строительство трассы началось в 1986 году. Власти планировали запустить его уже через 5 лет. К несчастью, в 1988 году Армению сотрясло Спитакское землетрясение. Бедствие унесло до 45 тысяч человеческих жизней и разрушило более трети территории республики. Все силы СССР были брошены на восстановление Армении.

В это же время раскручивались противоречия вокруг Нагорного Карабаха. На фоне экономического кризиса в стране финансировать научные проекты стало затруднительно. В конце концов, в 1991 году Советского Союза совсем не стало.

Последующие политические, социальные и экономические кризисы в России превратили магнитоплан в несбыточную мечту. Страна отдала предпочтение традиционному транспорту.

ТП-05: советский поезд на магнитной подушке, который так и не стал будущим

ТП-05 так и остался прототипом на экспериментальной трассе, а затем был убран навечно стоять в цех


Стоит заметить, научные разработки в сфере магнитопланов в России продолжаются. В Санкт-Петербурге с 2016 года функционирует научно-образовательный инженерный кластер «Российский Маглев», занимается проектированием и теоретической базой магнитных поездов. Однако средств на инновации в дорожной сфере у страны пока нет.

В то же время, магнитопланы уже функционируют в Китае, Японии и даже Южной Корее. Экспериментальные проекты есть в США. Германия и Великобритания свои маглевы разобрали из-за дороговизны проектов, переключившись на высокоскоростные ж/д магистрали.

Советский ТП-05 до сих пор стоит в цехе, в котором его собрали. Забытый и обветшавший, он продолжает навевать футуристичные фантазии о будущем, которые так и не сбылись ни в 1991, ни в 2022 году.

0 не понравился
8 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх