Война... Война никогда не меняется.
Восход Fallout был подобен яркой вспышке, за которой последовало долгое затмение. Игра уводила игроков от поднадоевших фэнтезийных вселенных и приглашала в совершенно иной мир. Мрачная и жестокая картина выжженной безжалостным солнцем пустоши, где немногочисленные очаги человечества борются за свое существование и страшная судьба людей, в мановение ока обрушивших на Землю ярость ядерного хаоса — таким мы увидели мир Fallout.
Антиутопия — жанр, не обделенный вниманием ни в литературе, ни в кино. Но среди компьютерных игр его практически единственный яркий представитель — серия Fallout. Самый знаменитый проект Black Isle Studios, ролевого подразделения корпорации Interplay, внесший очень многое в эволюцию жанра CRPG. Но не только удачная ролевая система и “взрослый” сюжет обеспечили ей культовый статус. Пугающий, но такой правдоподобный вариант будущего и оригинальный мир — вот о чем мы поговорим в нашей статье.
Назад в будущее
Пятидесятые годы 21 века отметились чередой крупномасштабных кризисов по всему миру. Экономические ресурсы многих стран истощились, и Европа, зависимая от поставок нефти с Ближнего Востока, ответила на повышение цен на черное золото военными действиями. Разгорелась давно назревающая война между Европейским Содружеством и Ближним Востоком. В свете этого конфликта и вновь начавшейся гонки вооружений Соединенные Штаты запустили в действие проект “Защищенный Дом”, направленный на создание подземных убежищ — Бункеров (Vaults), для защиты населения в случае ядерной войны.
Агитационный плакат программы “Защищенный Дом”. Намеренная стилизация под пропаганду 50-х годов прошлого века.
В 2060 году Евро-Ближневосточный конфликт изжил сам себя, когда закончилась вся нефть в скважинах Ближнего Востока. Китай, находящийся на грани экономического обвала, вел себя крайне агрессивно в торговых сделках с США, а в 2066 вторгся на Аляску. Пропустив американские войска через свою территорию, Канада тем самым создала почву для своего присоединения к Штатам в 2076.
В ходе противостояния использовалось и биологическое оружие, что привело США к разработке Вируса Принудительной Эволюции (FEV), вызывавшего физические мутации. Продовольственные и энергетические ресурсы противоборствующих сторон стремительно таяли. Повсеместно в городах вспыхивали массовые бунты, обычно заканчивавшиеся многочисленными жертвами среди мирного населения. Участились случаи дезертирства из армии. Поэтому на территории США было введено сначала чрезвычайное, а затем и военное положение.
Великая Война.
23 октября 2077 года. Эта дата навсегда врезалась в историю как начало кратчайшей Мировой Войны, когда пошло в ход столь долго сдерживаемое ядерное оружие. Часть населения США укрылась в Бункерах, остальные же, пережившие гибельную бомбежку, подверглись действию немыслимых доз радиации, а FEV оказался выпущен в атмосферу. Под воздействием радиации вирус начал мутировать и заражать уцелевших людей и животных на бескрайних просторах бесплодных пустошей. Ядерная зима укутала планету...
Истерзанный мир
Действие саги Fallout разворачивается преимущественно на территории современной Калифорнии, затрагивая также Неваду и Орегон. Конечно, Великая Война стерла все границы и ныне мир состоит из городов-государств, связанных между собой торговыми отношениями.
Некоторые из них можно и сейчас отыскать на карте Америки, например, Кламат, Модок или Реддинг. Здесь разместились потомки выживших в ядерной войне, и их уровень развития крайне невысок. Там, где нет собственного производства, приходится довольствоваться продуктами давно ушедшей эпохи. Как следствие — анархия, дефицит воды, жизнь ради выживания, огромное количество наркоманов, а за власть борются бандитские группировки. А по пустыне кочуют одичавшие племена, вообще вернувшиеся к первобытному строю.
Рено, один из крупнейших городов Калифорнии, также пережил конфликт. Ныне он именуется Нью-Рено и является центром игорного бизнеса, проституции и наркоторговли. Эдакое гнездо порока, яркий локальный мегаполис, управляемый четырьмя семейными кланами криминальных авторитетов.
Иные поселения основаны людьми — потомками укрывшихся в Бункерах. Яркий пример — Город-Бункер (Vault City). Техническое оснащение здесь вполне на уровне, институты власти работают, как часы, даря порядок и процветание гражданам. Правда, простых жителей пустошей они за людей не считают и используют как рабов. Но жизнь в пустыне настолько тяжела, что многие предпочитают ей даже такое существование и специально приходят в город.
Однако идея вновь сплотить разрозненные поселения в единое государство не оставила умы людей. Так на месте неприметной деревушки Тенистые Пески (Shady Sands) выросла столица стремительно расширяющейся Новой Калифорнийской Республики, символа единения народов пустошей под централизованной властью.
Сан-Франциско ныне заполонен китайцами. Последние “случайно” оказались во время Великой Войны на подлодке близ берегов Северной Америки, заняли разрушенный город и перестроили его на свой лад.
Там и сям по пустоши рассыпаны Бункеры: иные — давно заброшены, иные — вполне обитаемы. О, как ошибались те, кто полагал, что проект “Защищенный Дом” был запущен в силу присущего членам правительства США альтруизма! На самом деле, каждый из 122 созданных Бункеров — своего рода эксперимент по изучению реакции определенных слоев населения на экстремальные условия.
К примеру, Бункер 12 вообще не должен был закрываться, Бункер 8 был запрограммирован на открытие спустя 10 лет после Великой Войны, Бункер 15 — спустя 50, а Бункер 13 — через два столетия, ибо целью создания его стояло изучение сообществапосле длительной изоляции от окружающего мира. Но небольшая случайность — поломка водного чипа — вынудила одного из жителей Бункера 13 выйти в мир гораздо раньше, в 2161 году. Это повлекло за собою цепь судьбоносных событий, нашедших отражение в оригинальном Fallout.
О НАЗВАНИИ
Само слово Fallout, ставшее уже нарицательным для обозначения постъядерных миров в фантастике, является военным термином и означает “выпадение радиоактивных осадков”. Подобное название хорошо отражает атмосферу всей игры, выдержанную в стиле агитационных плакатов начала Холодной Войны, когда по обе стороны океана всерьез верили в неизбежность конфликта.
Фауна Пустошей
Чудовищные дозы радиации и FEV нанесли огромный урон окружающей среде и породили множество удивительных существ; некоторые из них стали визитной карточкой этой вселенной. Среди банальных гигантских насекомых и крыс попадаются действительно колоритные виды.
Брамины — двухголовые коровы, основа экономики Пустошей. Их разводят на мясо, на них пашут, длинные караваны из повозок с запряженными в них браминами являются единственным средством связи и торговли между городами. Прозвище — отсылка к индийскому почитанию коровы как священного животного.
Коготь Смерти атакует. У путника нет никаких шансов.
Когти Смерти — выведенные военными в качестве идеальных солдат, вырвались на свободу и распространились по всей Калифорнии. Сильные, ловкие, чрезвычайно живучие, и к тому же с неплохим интеллектом, они представляют серьезную угрозу даже хорошо вооруженному отряду.
Гекко — огромные прямоходящие ящерицы, чьи шкурки весьма ценятся и привлекают охотников. Однако самые опасные из них могут и поджарить неосторожного траппера.
Собаки — наверно, единственное уцелевшее довоенное животное. Давно уже не друзья человека, одичавшие звери огромными стаями рыщут по пустыне в поисках добычи.
Кентавры — гротескные существа с двумя головами, используемые супермутантами как ручные зверушки. Их укус фатален для жертвы.
Герои постхолокоста
В мире, где интернет остался в далеком прошлом, распространение информации осуществляется крайне медленно. Тем не менее, некоторые персонажи и группировки известны каждому обитателю пустошей, ибо именно они оказали огромное влияние на судьбу региона в целом.
Паладины Братства Стали. Любят делать грязную работу чужими руками.
Мастер. Выходец из Города-Бункера, он подвергся воздействию FEV, в результате которого страшно мутировал. Исповедуя идею владычества новой, превалирующей расы, он создает армию супермутантов: запредельно сильных, но довольно недалеких созданий. Перебравшись в Лос-Анджелес, Мастер подводит под свои действия новую религию Объединения и с помощью верных последователей — культистов судного дня — начинает обращать поставляемый ими человеческий материал в могучих монстров.
Рэйдеры. Человечество в основном вернулось к натуральному хозяйству, но не всем по нраву день и ночь горбатиться с мотыгой и пасти браминов. Эти отщепенцы сбиваются в безжалостные банды, и при помощи довоенных запасов оружия терроризируют города и поселки.
Гильдия работорговцев. Отбрасывание цивилизации на несколько веков назад возродило и это отвратительное занятие. Дикие племена охотников, неплатежеспособные должники и просто неудачливые путники очень легко становятся жертвами рейдов.
Житель Бункера. Тот самый легендарный герой из Бункера 13, кто с небольшой группой последователей уничтожил базу, где создавались супермутанты, а также покончил с самим Мастером. Остатки могучей армии, собираемой последним, бежали на восток и в течение последующих десятилетий методично истреблялись паладинами Братства Стали.
Житель Бункера в представлении фанатов.
Упыри. Обитатели Бункера 12, простоявшего открытым на протяжении всей Великой Войны, подверглись чудовищному облучению, и выжившие практически утратили человеческий облик. Отвергнутые людьми, они влачат жалкое существование в немногочисленных общинах. Во время своей экспансии супермутанты установили контроль над Некрополисом, городом упырей, но вскоре оказались выбиты оттуда Жителем Бункера.
Любовь зла — полюбишь и упыря.
Анклав. Незадолго до Великой Войны президент Соединенных Штатов, элита американского общества и воинских сил, вместе с новейшими образцами технологий и вооружения бежали на нефтяную платформу “Посейдон” у западного побережья, где и пережили кризис. В последующие десятилетия эта группировка тайно вела наблюдения за восстановлением цивилизации на континенте и ходом выполнения проекта “Защищенный Дом”. Наткнувшись на руины военной базы, взорванной Жителем Бункера, Анклав получает во владение образец FEV и намеревается с его помощью расчистить пустоши от любой оппозиции.
Фрэнк Хорриган. Анклавовец, участвовавший в раскопках военной базы и подвергнувшийся воздействию Вируса Принудительной Эволюции. Обладающий огромной силой и практически полным отсутствием интеллекта, Хорриган становится полевым оперативником в действиях, направленных против коренного населения пустоши.
Фрэнк Хорриган — главный злодей Fallout. 2.
Избранный. Потомок Жителя Бункера, покинул родную деревеньку Арройо в поисках GECK (Garden of Eden Creation Kit) — набора инструментов, предназначенных для восстановления локальной экосистемы, пострадавшей во время Великой Войны. В долгих странствиях по пустошам он сошелся с воителями Братства Стали, от которых узнал о новой угрозе — Анклаве. Проникнув на старом нефтяном танкере на платформу “Посейдон”, Избранный взорвал ее, нарушив тем самым мечты Анклава о мировом господстве. Да, история любит повторяться.
Возвращаясь в настоящее
Оригинальный Fallout, выпущенный корпорацией Interplay в 1997 году, стал предметом поклонения весьма небольшой части играющих масс, которые увидели за необычным антуражем глубокую и продуманную концепцию.
Изначально игра должна была базироваться на GURPS — системе правил популярной настольной ролевой игры. Однако владельцу системы не понравилось количество насилия в игре, и на место GURPS пришла удобная и интересная система SPECIAL, сотворенная самими разработчиками и ставшая с тех пор визитной карточной Fallout.
Fallout. Из руин старой цивилизации растут новые города.
Сюжетная линия игры закручивалась вокруг Жителя Бункера, его странствий по обезображенному Войной миру и противостоянии зловещему Мастеру, решившему с помощью супермутантов смести остатки человечества с лица планеты. Необычайно стильная и затягивающая, игра заняла свое законное место в золотом фонде жанра.
Выпущенный год спустя Fallout 2 оказался крайне спорным проектом. С одной стороны, игровой мир значительно вырос, баланс ролевой системы улучшился... Но на смену мрачной серьезности оригинала пришел совершенно не вписывающийся в антураж стеб над известными фильмами, играми и личностями. Игра явилась в буквальном смысле “копилкой приколов”, заставив истинных фанатов от отчаяния схватиться за головы (а кого-то — изрядно повеселив).
Конечно, можно было попросту не обращать на шуточки никакого внимания и вновь погрузиться в атмосферу постъядерного мира, и спасти его от Анклава, организации, назвавшей себя единственной законной властью в пустошах.
Следующим проектом Interplay в рамках вселенной стал Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Ролевый элемент упростился, его заменил тактический, заключающийся в управлении группой бойцов Братства Стали. Игра представляла собой последовательный набор миссий. Бравые герои, преследуя остатки некогда могучего воинства супермутантов, забирались в окрестности Чикаго, где обнаруживали легендарный Бункер 0, управляемый равнодушным нечеловеческим разумом...
Fallout Tactics — в игре появилась разнообразная техника, а в противовес — минные поля.
Дальнейшая судьба серии трагична. Ориентация Interplay на приставочные игры побудила переживающую финансовый кризис компанию бросить ресурсы на создание стрелялки Fallout: Brotherhood of Steel, а на полноценном ролевом сиквеле Fallout 3, разрабатываемом в то же время, поставить жирный крест. Ухищрения рекламщиков вроде девиза “It’s better than sex!” и наличия светящихся (наверняка радиоактивных!) презервативов в коробке с игрой не смогло спасти откровенно халтурную поделку. Как следствие — игра с треском провалилась. А вскоре в небытие канула и сама именитая корпорация.
Ныне лицензия на вселенную Fallout находится у Bethesda Softworks, создателя знаменитой серии The Elder Scrolls, и работы над полноценным продолжением начались. Факт этот фанаты восприняли крайне настороженно, ибо неизменные атрибуты вселенной — пошаговые сражения, система SPECIAL, стилизация под 50-е годы ушедшего века — теперь стоят под большим вопросом. А без них — будет ли это Fallout, который мы знаем и любим? Или же нас ждет нечто кардинально новое, что, кстати, совершенно не означает — худшее? Будем ждать. Верить. И надеяться.
***
Любую игру нужно рассматривать в целом — оригинальные мир и ролевая система внесли свою лепту в известность серии. Но все же главное — это сюжет. За кажущейся стандартной канвой про “злого властелина” и спасение мира скрываются множество линий, без четкого разделения на “плохих” и “хороших”. Все оттенки серого — люди по мере сил стараются выжить на исковерканной планете, и при этом неизбежно кто-то страдает. И никакие войны не в состоянии изменить природу человека, только мы сами.