uCrazy.Ru / Подводный Ракетоносец "Тайфун"

Подводный Ракетоносец "Тайфун"


По своей конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости корабля (наибольший – 10 метров).


История создания


В конце июня мы с вами были свидетелями возвращения флоту после длительного ремонта самой гигантской субмарины, что есть на земле. Правда, мы окончательно запутались в названии подводной лодки: то ее называли "Акулой", то вдруг она становилась "Тайфуном". Министр обороны в корне пресек это безобразие и огласил решение командования Северного флота о присвоении лодке имени "Дмитрий Донской". Так что на службу она отправится с княжеским именем. И уж коль есть повод поговорить о новой-старой подводной лодке, то мы эту возможность не упустим. Во всех нынешних военных энциклопедиях примерно одинаково трактуется появление на свет тяжелых подводных ракетоносцев 941-го проекта. Создание Акул явилось своего рода ответом, на строительство в США новой серии лодок типа Огайо, вооруженных ракетами Трайдент и Трайдент-2 с дальностью полета 8 000 - 12 000 километров. Заложена новая серия подводных кораблей была в марте 1977 года, а уже через три года первая лодка вошла в строй действующих. Об этом сразу же уведомил своих читателей американский журнал Jain's, поместив фотографии новой подводной лодки и ее боевые характеристики. Тогда же лодка получила НАТОвскую классификацию - Тайфун. Оба названия - и "Акула", и "Тайфун" - прижились. Наши конструкторы вспомнили одну из первых российских лодок и по традиции передали ее имя новой серии кораблей. НАТОвские же аналитики более точно определили боевую суть подводного ракетоносца. Нас в те годы никто в военные тайны посвящать не собирался, и мы не ведали, что страна стала обладательницей невиданной подводной лодки.

Ничего не знали мы тогда и о молодом американском писателе Томе Кленси, первая книга которого "Охота за "Красным Октябрем" стала мировым хитом. Роман пришел к нам только в годы перестройки. Тома Кленси сейчас называют военным Нострадамусом. Он в тонкостях предсказал характер подводных битв будущего и, самое главное, назвал замполита лодки... Путиным. Правда, Иваном Юрьевичем. Знатоки подводного флота увидели в описании суперсекретного тяжелого подводного крейсера точную копию Акулы. Роман вышел в 1984 году. Тогда в строю боевых кораблей Северного флота была лишь одна Акула с шифром ТК-208. Это и был сегодняшний подводный крейсер Дмитрий Донской. Так что для нас секреты только раскрываются, а мир давно уже читает о них в романах. По детективному сюжету плохой капитан (эстонец) Красного Октября задумал перегнать субмарину американцам. У капитана были серьезные претензии к советской власти. Чтобы усилить мотивацию, Том Кленси не поскупился на мрачное описание лодки: 'Несмотря на огромные размеры Красного Октября, его команда размещалась в условиях, которые мало отличались от тюремных. Экипаж состоял из пятнадцати офицеров, в распоряжении которых находились довольно удобные каюты, которые размещались в кормовой части лодки, и сотни матросов, спавших на рундуках и койках в носовом кубрике перед ракетным отсеком. Красный Октябрь казался таким большим лишь снаружи, внутри его двойной корпус был до отказа забит снаряжением, необходимым для выполнения боевых задач: ракетами, торпедами, атомным реактором со вспомогательным оборудованием, огромным резервным дизельным двигателем и длинными рядами никелево-кадмиевых батарей, расположенных за пределами прочного корпуса, размеры которого в десятки раз превосходили корпус американских лодок.



Управлять таким кораблем и поддерживать его в исправном состоянии - тяжелейшая задача для столь маленького экипажа, при том что широкое применение автоматики делало Красный Октябрь самым современным кораблем Военно-Морского Флота СССР. Возможно, поэтому команде и не требовались хорошие койки, так как матросам доводилось спать в них всего по пять-шесть часов. Вывод неожиданный, хотя думается, что писатель догадывался, что привирает. Из того же журнала Jain's' он мог узнать, что членами экипажа являются 50 офицеров, 80 мичманов и всего 40 матросов срочной службы. Один из офицеров, служивших на Акуле, совсем недавно описал интерьер лодки в журнале "Наука и жизнь": На корабле экипажу обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. За небывалый комфорт лодку прозвали "плавучей гостиницей" - частично из зависти, частично с долей пренебрежения. При проектировании, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда здесь размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Есть на лодке и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело- и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Есть четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Когда параметры лодки были опубликованы в открытой печати, ее тут же занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Все земные океаны были задействованы в стратегических планах морских войн, кроме одного - Северного Ледовитого. Там развернуться флотам мешают вечные непредсказуемые льды. Уйти под них - это была мечта флотоводцев. Помнится, еще в начале 60-х нам показывали фильм, где полярные льды становились ареной противостояния подводников. Штурм Северного полюса подводными лодками шел отнюдь не "за интерес". В полярном противоборстве мы все-таки одержали победу. Для войны в Арктике и была создана Акула. Это сейчас уже признанный факт. В теплых водах Акула будет чувствовать себя неуютно, а ее механизмы - перегреваться. По глобальному замыслу, подо льдами должны были находиться на постоянном дежурстве одна-две атомарины с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами каждая. И если учесть, что в них до десятка разделяющихся боеголовок, то почти две сотни городов потенциального противника могли каждую ночь видеть беспокойные сны. Лодка выдерживала длительное пребывание подо льдами. Слабым звеном были люди. Тогда было решено менять экипажи с помощью ледоколов, и такой опыт был проведен. Отработав свою смену, экипаж подводной лодки возвращался в один из подмосковных городков, к постоянному месту жительства. Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь три экипажа - два боевых и один технический. Акула не могла стрелять ракетами из-подо льда. И здесь все было продумано.

Своей крепкой рубкой она продавливала вековые льды или взрывала их торпедами. А в 1995 году одна из Акул успешно выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса. В мире нет приборов, обнаруживающих лодки под толщей льдов. Так что уход Акулы с базы и "растворение" ее в водах Арктики - головная боль НАТОвских разведчиков. Частичный выход из положения они нашли. Помните, в Питере проходил суд над военным экологом Александром Никитиным, который якобы сообщил международной экологической организации "Беллуна" секретные сведения? За офицера вступилась общественность: мол, у нас уже нет секретов, можно говорить о чем хочешь, суд не прав. Формально суд прав. Офицер разгласил тайны, которые содержались в служебных сборниках под грифом "секретно". Другое дело, на что тянет его вина. Но это дело суда. Холодные воды Арктики "опекают" много экологических организаций. На интернетовском сайте Беллуны прослеживается пристальный интерес к Акулам. Здесь можно увидеть все, вплоть до компоновочных чертежей подводной лодки. Трудно сказать, каким боком все это касается экологии. Замечено давно, что активизация "зеленых" начинается с выходом очередной Акулы на боевое дежурство. В мутной водичке, которая поднимается по этому поводу, попадаются и рыбешки, которые, несомненно, попадают на стол разведчиков НАТО. Тяжелый подводный крейсер Дмитрий Донской готовится к выходу в море. Какая реакция будет на этот раз?

Никто не будет отрицать, что нынешний Верховный главнокомандующий пытается восстановить былую славу, а главное - мощь российского флота. За все годы перестройки самыми результативными оказались последние два: флот получил новую лодку Гепард и модернизированный подводный крейсер Акула, судьба которого чуть было не оборвалась на стапелях завода. Советский Союз оставил в наследство России шесть Акул. Россия не в состоянии была их содержать, и прежний Главнокомандующий со свойственной ему простотой и прорабской удалью приказал две Акулы пустить под нож. Ждала такая же участь и ТК-208, надолго задержавшуюся в ремонте. С большой помпой, дай Бог памяти, лет восемь назад был заложен подводный корабль четвертого поколения, который тут же нарекли Юрием Долгоруким. Сегодняшняя готовность его оценивается в 10 процентов. Но пока его медленно, но строили, произошел новый раздрай. Ракеты Бари, под которые его проектировали, были сняты с производства все тем же волевым росчерком Главнокомандующего и по совместительству президента России. А новая ракета для подводных лодок имела специальную систему прохода через лед. Так что стрелять ею можно было уже сквозь ледяной панцирь. Кроме этого, она могла лететь по двум траекториям - обычной и настильной. Время полета до Камчатки из акватории Баренцева моря было соответственно 30 и 17 минут. К несчастью, несколько пусков были неудачными, но и готовность ракеты специалисты оценивали в 75 процентов. Ничего этого во внимание принято не было: даже то, что в 2003 году заканчивается срок эксплуатации всех ракет, размещенных на Акулах, не остановило бывшего Верховного главнокомандующего.

Мы еще долго будем "открывать" для себя "военный талант" первого президента России. Да что и говорить, первый президент СССР был не лучше. В сентябре 1987 года, находясь на палубе гордости флота - Акулы, он даже не счел нужным спуститься вниз и познакомиться с условиями боевой жизни подводников. На Тихоокеанском флоте не пошел осматривать новые корабли по причине дождливой погоды. Презрение к флоту было продемонстрировано и передано по эстафете. Ученик оказался достоин учителя. Мы морщимся и машем в раздражении рукой, когда говорят, что нашим указывают из-за океана. Давайте не будем горячиться. Политический стратег Америки З. Бжезинский как-то публично сказал: "Новый мировой порядок создается против России, за счет России и на обломках России". Вам не кажется, что в этих словах программа к действию? Эйфория нашего бурного, безудержного и безумного разоружения прошла. От былой мощи остались лишь осколки. Пора их собирать и склеивать. Акула среди них не самый малый. (Акула: океанский монстр, Военная библиотека Федорова)




Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 (по НАТовской терминологии - Typhoon) имеют атомную энергетическую установку и являются самыми большими в мире подводными лодками. Эти корабли являлись одним из самых "почитаемых" на западе оружием времён Холодной войны. Для применения 20 межконтинентальных баллистических ракет с 200 ядерными боеголовками индивидуального наведения им не требуется приближаться к берегам противника - дальность ракет позволяет производить их запуск в собственных базах или контролируемых своим флотом морских районах. Разработка РПКСН пр. 941 была начата в декабре 1972 г., а 19 декабря 1973 г. было принято официальное правительственное решение о разработке и строительстве этих кораблей. Всего построено 6 единиц. Строились в г.Северодвинске. Первый из 6-ти РПКСН - ТК-208 вступил в строй в 1981 г., затем ТК-202 в 1983 г., ТК-12 в 1984 г., ТК-13 в 1985 г., ТК-17 в 1987 г. и ТК-20 в 1989 г. Седьмой РПКСН был заложен, но впоследствии строительство было отменено. В настоящее время ТК-12 и ТК-13 находятся в неактивном состоянии. Подводные лодки дислоцируются на базе СФ Лица Губа.

Техническое описание


АПЛ пр. 941 имеют многокорпусную конструкцию - пять внутренних корпусов расположены внутри двух параллельных главных (прочных) корпусов диаметром 7,2 м каждый. Все корпуса соединены переходами. Прочные корпуса расположены параллельно друг другу и симметрично по отношению к диаметральной плоскости. Для снижения шумности используется амортизация агрегатов и механизмов, блочная компоновка оборудования, системы звукоизоляции и звукопоглощающее покрытие. Имеется 19 отсеков, включая удлинённый модуль в котором находится главное помещение управления и отсек с электронным оборудованием, который располагается над главными корпусами позади ракетных шахт. Конструкция АПЛ позволяет осуществлять подлёдное плавание и проламывать слой льда. Имеются развитые кормовые рули с горизонтальными плоскостями, расположенные после винтов. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части и убираются внутрь корпуса. К выдвижным системам относятся два перископа (один командирский и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи, навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки. Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда. Максимальная глубина погружения - 400 м. Скорость достигает 12 узл. в надводном и 25 узл. в подводном положении. Автономность - 120 суток.

Ракетное вооружение: субмарина оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Наведение инерциальное с коррекцией по звёздам. Дальность пуска - 8,300 (по др. данным - до 10000) км вероятное отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon ("осетр"). Торпедное вооружение: РПКСН пр. 941 имеет на вооружении 4 х 650-мм и 2 х 533-мм торпедных аппарата, с общим боезапасом 22 торпеды и противокорабельных ракеты в различных конфигурациях. Торпедный отсек находится вверху носовой части корпуса между внутренними корпусами. Торпедные аппараты могут также использоваться для постановки мин. Корабельные системы: имеется гидролокатор для активного/пассивного поиска и атаки с антенной установленной на корпусе под торпедным отсеком. Субмарина оснащенна РЛС обнаружения поверхностных целей работающим в I/J диапазонах. Средства РЭБ включают систему радиоразведки, оповещении о радиолокационном облучении и пеленгации. Также имеется система спутниковой связи, включающая два плавающих антенных буя, для приёма радиосигналов, данных целеуказания и кораблевождения с использованием навигационных искусственных спутников, в погружённом состоянии и под ледяным покровом.

Главная энергетическая установка РПКСН пр. 941 состоит из двух водяных атомных реакторов и двух турбозубчатых агрегатов включающих паровую турбину и редуктор. В каждом из двух главных корпусов располагается один реактор и один турбозубчатый агрегат. Мощность каждого атомного реактора водяного типа составляет 190 МВт. Эта энергия приводит в движение две паровые турбины мощностью по 50000 л.с. и четыре турбогенератора мощностью по 3200 КВт. Максимальная скорость хода составляет 25-27 узл. РПКСН пр. 941 обладают большей маневренностью и меньшей шумностью по сравнению с РПКСН 1-го и 2-го поколений, несмотря на их большие размеры. Два дизель-генератора по 800 КВт служат как резервные силовые установки. Винты 7-лопастные, с фиксированным шагом. Имеется два поворотных устройства в носу и корме для управления рулями приводимых в движение 750 КВт мотором.

РПКСН пр. 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, "Гром", "Барк"?, по натовской классификации - SS-N-28), которые ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль - ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену ракет. Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу ТК-208 и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние и на корабли пр. 941 - в СМИ периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер. Также обсуждался проект использования переоборудованных РПКСН (не только пр.941) для грузовых перевозок по северному морскому пути, что позволило бы использовать этот морской путь круглогодично, а не только в непродолжительный период навигации. Как бы не сложилась судьба этих замечательных кораблей (а хотелось бы чтобы государство всё-таки нашло возможности для сохранения их в боевом составе флота), они, вне всякого сомнения, послужили символом своего времени и достойно олицетворяли мощь страны, а также явились уникальным продуктом отечественного военного кораблестроения...







Тактико-технические характеристики


Экипаж - 170 человек
Длина - 175 м
Ширина - 22,8 м
Двигатель - 2 x атомная установка типа ОК-650
Мощность - 2 х 190 МВатт
Максимальная скорость - 27 узлов
Вооружение - 20 x РСМ-52
Год принятия на вооружение - 1981
Стандартное водоизмещение - 24500 т
Максимальное водоизмещение - 33800 т
Серия - ТК-208 (12 декабря 1981 г. )
ТК-202 (28 декабря 1983 г. )
ТК-12 (27 декабря 1984 г. )
ТК-13 (29 декабря 1985 г.)
ТК-17 (6 ноября 1987 г.)
ТК-20 (сентябрь 1989)

за предоставленную инфу спасибо Arestotel :hi:
20 января 2008 09:52
Вернуться назад