uCrazy.Ru / Юности честное зерцало

Юности честное зерцало

в продолжение этого поста - немного о правилах и хорошем тоне



Юности честное зерцало





Вниманию читателя предлагается сочинение, которое впервые издано в Санкт-Петербурге в начале XVIII века и представляет собой сборник жизненных норм и правил поведения для молодых людей того времени. Архаический язык и стиль этой старинной книги не просты для восприятия современного человека. Однако мы не пошли по пути упрощения текста. Он печатается в подлинном виде, без исправлений, которые, облегчив его понимание, вместе с тем могли бы исказить своеобразие исторического памятника. Необходимые разъяснения некоторых устаревших слов, которые могут быть теперь непонятны, даны в скобках с пометкой «ред.». Будем надеяться, что любознательный читатель с интересом и пользой для себя ознакомится с выдающимся памятником русской старины, сумеет оценить его историческую ценность и актуальность для нашей эпохи. Публикуется в сокращении
Когда им (молодым – ред.) говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну, и иметь сожаление, в радостном случае быть радостну, и являть себе весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну, и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отмечать, но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашатца, ежели же которое сумнительно, в том себе оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостию и вежливыми словами, и дать свое разсуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает, или что поверит, то надлежит советовать сколько можно, и поверенное дело содержать тайно.

Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославились, а особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока со стороны другия похвалят.

Со своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся, но ежели оныя прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, чтобы они грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры, но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь на весь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хочешь о других говорить опасайся, чтобы при том слуг и служанок не было, а имян не поминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны.

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их, почитай, и в нуждах их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

Всегда время пробавляй (проводи – ред.) в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не добро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того, что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна, потому можно отчасти смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится, ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

От клятвы чужеложства (блуда), играния и пиянства, должен каждый отрок себя велми удержать, и от того бегать, ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того ж рождается и погибель дому его, и разорение пожиткам.

Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетелна; ибо не славная его фамилия, и не высокий род приводит его в шляхетство (дворянство – ред.), но благочестныя и достохвальныя его поступки, понеже благочестие есть похвала юности, и счастие благополучное, и красота в старости. Того ради оный имеет по правде тому подражать, то бо есть истинное избавление от убожества, и прямая подпора, и постоянной столп богатству.

Имеет прямый (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и учтив, ибо гордость мало добра содевает (приносит) и кто сих трех добродетелей не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте, или каморе; понеже что выше чином, то ниже смирением быть должно, для того и три оныя добродетели: приветливость, смирение и учтивость, украшают немало шляхетскую славу, а понеже искони старыя честныя люди оное сохраняли, того ради и юныя имеют оному подражать.

Младый человек всегда имеет с благочестными и добродетелными людьми обходитися, от которых бы он добру научитца мог. Так и с такими людьми, которые честное имя и не порочное житие имеют. А от таких, которые легкомысленно и злочестно живут, бегать, якобы от яду или лютого мору, благочестныя люди имеют от юных почтены, превознесены и возлюблены быть. А вот от злоимянитых должны юныя остерегатися, и от них бегать. Ибо токмо скажи, с кем ты обходишся, то можно признать, какое счастие тебе впредь будет.

Младый шляхтичь или дворянин, ежели в екзерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги (способностями – ред.) прямым придворным человеком быть.

Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобно ему верная и надежная награда. А кто ища милости служит, того токмо милосердием награждают, понеже никто ради какой милости должен кому служить кроме Бога. А Государю какову ради чести и прибыли, и для времянной милости.

Умный придворный человек, намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Проезжей отрок имеет податлив быть с мерою, смотря по состоянию своему. А особливо к тем, которые ему заслужили, а не к лукавым издевочникам и льстецам, которыя ему то говорят, чего он охотно слушает, являть себе податлива.

Отрок имеет быть трезв и воздержен, а в чужие дела не мешатца и не вступать, и ничего что ему не касается не всчинать, и поводу к тому не давать, но с учтивостию уступать, разве что когда чести его кто коснется, или порекать учнет: то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается.

Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведываться (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним не приступать, но на сторону отдалится, пока они между собою переговорят.

Младый отрок да не будет пересмешлив, или дурацким шуткам заобычаен, но имеет честь свою исправно охранять и с такими людьми ничего не всчинати, и поводу к тому не давать, чтоб его одурачили, и на посмех передражнили, ибо оныя что кому в доме учинят, того и на улицах чинить не оставят, и такия люди бывают токмо обманщики денежныя и блюдолизы, а ежели кто им ничего не даст, то они его пересмехают, и везде в домех поносят.

Младыя люди не должны ни про кого худого переговаривать, и ниже все разглашать, что слышат, а особливо что ближнему ко вреде, урону, и умалению чести и славы касатися может, ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чем бы Бог до зела (весьма – ред.) прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.

Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора, в великом почтении и чести содержать, подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со времянем и им такая ж показана будет.

Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано, и примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать в чем оныя погрешили, или что просмотрели.

Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычай принята, и оныя хотят ее за самодержавство почитать, такмо чтоб могли денег скопить, не смотря на свою честь, и не храня славы. Но отрокам надлежит знать, что они сим способом в безчестие и ненависть прийти могут, и таких людей ни мало не почитают, понеже они денги болши любят, нежели самих себя, и ближняго своего, и такой мыслит, что доволно и того, что другой про него ведает, что он богат, ибо толь помоши может оное добро (которое кому неползует) как зло, которое кому невредит; особливо имеет породный шляхтич от сея прелестныя добродетели остерегатца. Ибо оная противится любви к ближнему, без нея же невозможно спастися, ибо такое ремесло тем заобычно (свойственно – ред.), которыя имеют нечистую совесть и противную веру: яко жиды, мошенники и обманщики.

Также излишняя роскошь и прихотливыя протари (расходы – ред.), зело не похваляются, а например: когда кто в год 1000 рублев приходу имеет, хощет с тем равен быть, которому по 6000 приходит, для того и говорится: надобно держать по приходу росход.

Когда который породный отрок кому что обещает дать, подарить, или ино что учинить должен, то надлежит ему вскоре учинить, не откладывая надолго, ибо вдвое приятно бывает и болши того одолжает, когда вскоре что содержано будет, для того говорится: кто скоро дает, оной сугубо (тот щедрее – ред.) дает.

Все, которыя что кому обещают, имеют прилежно трудиться, чтоб как возможно без отлагательства оное исполнить, хотя в том и убыток себе понесть, или прежде обещания должно наперед доволно размыслить, ибо такого человека немного почитают, которой слово свое пременяет, понеже пословица гласит: не молвя слова крепись, а дав слово держись. А особливо должны шляхетныя сие хранить, оных бо постоянство имеет быть безсмертно и непременно, а не имеет глупой оной пословицы следовать, что говорится: обещать, то дворянски, а слово держать, то крестьянски. Но ведай себе, что и такая есть пословица: со лжи люди не мрут, а впредь веры неимут. И конечно крестьянина лутче почтут, нежели дворянина, которой шляхетского своего слова и обещания не исполняет и не сохраняет: от чего и ныне случается, что охотнее мужику, нежели дворянину верят.

Еще же отрок да будет во своих службах прилежен. И да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастье себе получает.

Когда с кем случится говорить, то должни они с тою персоною учтиво и прилежно говорить, а не так притворять себя, якобы не охотно кого хотят слушать, и ниже задом к кому обращатся, пока кто говорит. Ибо сие есть признак гордости и непочитания, понеже оной с кем ты говоришь, может разуметь, вослибо он тебе не годен, или речь его тебе противна, разве что случится другому важная притчина так поступить, то надобно позволения попросить, и оговорится для такой продерзости и неучтивости. Непристойно также когда с кем говоришь, быстро в глаза смотреть, якобы хотел кого насквозь провидеть, но при случае чтоб можно усмотрить с какою ревностию, осанкою и постоянством кто что рассказывает и говорит, дабы ему можно потом отвещать.

Когда о каком деле сумневаешься, то не говори того за подлинную правду, но или весьма умолчи, или объяви засумнительно, дабы после, когда инако окажется, тебе непричтено было в вину.

Слугам своим и челядинцам не должно давать злаго прикладу (примера – ред.), и пред ними никакова соблазну не чинить, и ниже допускать, чтоб они всякими глупостями хозяину подлещались, как обычно такия люди делают, но держать их в страсе, и болше двух крат вины не спущать, но выгнать из дому, ибо лукавая лисица нрава своего не переменит.

Не надлежит от слуги терпеть, чтоб он переговаривал, или как пес огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин: для того не надобно им того попущать.

Когда кто меж своими слугами присмотрит одного мятежника и заговорщика (переговорщика), то вскоре такого надобно отослать, ибо от одной овцы паршивой все стадо пострадать может, и нет того мерзостнее, как убогой гордой, нахалливой и противной слуга, от чего и пословица зачалась: в нищеской гордости имеет диавол свою утеху.

К оным, которыя исправно служат, должно быть склонну и верну, и в делах их спомогать, защищать, и их любить, пред другими повышать, и договорную мзду исправно в прямый срок платить: то напротив того, и ему больше счастия и благословения будет от Бога, и не даст, причины, чтоб его порекали, как инако у них обычай делать, а особливо, когда кто их известную мзду задержит: как некоторыя в том мало совести имеют.

Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охоч к научению всякого добра, и что ему прилично быть может, и не имеет дожидатца пока кто его о том попросит, или потребует, или чтоб за ним для того в доме прибегали, а наипаче платить возмездие (жалование – ред.) служащим ибо в том есть великий грех и порок, когда у кого кровию заслуженную и трудом выработанную мзду наемничу удержит.

Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих, всякой гнев, ярость; вражда, ссоры и злоба да отдалится от тебя, и не делай, ни приуготовляй никаких ссор, все, что делаешь, делай с прилежанием и с разсуждением, то и похвален будешь. Когда ты верно обходисся, то и Богу благоприятно, и так благополучно тебе будет. А ежели ты неверно поступаешь, то наказания божия не минуешь, ибо он видит все твои дела. Не учись как бы тебе людей обманывать, ибо сие зело Богу противно, и тяжкой имаши за то дати ответ: не презирай старых или увечных людей, буди правдив во всех делех. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражи приходит веревка на шею. Не выходи из дому твоего без ведома и воли родителей твоих и начальников, и ежели ты послан будешь, то возвратись паки вскоре. Не оболги никого ложно, ни из двора, ни во двор вестей не переноси. Не смотри на других людей что они делают или как живут, ежели за кем какой порок усмотришь, берегись сам того, а буде что у кого доброе усмотришь, то не постыдись сам тому следовать.

Кто тебя наказует, тому благодари, и почитай его за такова, которой тебе всякого добра желает.

Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежество.

Когда тебе что приказано будет сделать, то управь сам со всяким прилежанием, а отнюдь на своих добрых приятелей не надейся и ни на кого не уповай.

…Ныне приступим к добродетели, которая младым девицам пристойна, а оная есть трудолюбие, дабы человек из младости привыкал к работе, и мыслил, для чего она ему от Бога наложена и определена, и когда кто оное отправляет, что званию и чину его принадлежит, то оной и благословение наследит. При том должно все попечение мысли, и прилежание к тому устремить, дабы то, что в призванном чине делать ему повелено, со всяким прилежанием, верностию, охотою, скоростию и постоянством исправить мог, Богу в честь и во всенародную пользу.

…Добродетель девическая, есть благотворение, благодеяние и щедрота, когда человек из собственнаго своего нищым уделяет, и оным служит из природной (или натуралной) должности, когда где потребно явится, чтоб в том не было скупости или проторжливости (разорения – ред.) имению.








отроки и отроковицы - читайте и внемлите сиим правилам!
22 февраля 2008 19:32
Вернуться назад