uCrazy.Ru / 7.5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost

7.5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost


ТяТягач Raupenschlepper Ost (RSO) начал разрабатываться после неудачи германской армии в зимней кампании 1941-42 годов, когда немецкие тягачи показали себя не с лучшей стороны, так как глубокий снег и сильные морозы очень затрудняли их работу. Проект нового тягача был выполнен «Танковой комиссией» рейхсминистерства вооружений и боеприпасов под председательством Ф. Порше совместно с инженерами «Штайр — Даймлер — Пух», причём проект был выполнен без участия специалистов из Управления Вооружений сухопутных войск. Трудно сказать, чем закончилась бы тяжба между этими двумя ведомствами, если бы Гитлер вдруг не высказался в пользу Ф. Порше и его концепции гусеничного трактора «русского типа» с большим клиренсом для применения в условиях русских снегов. По мнению некоторых специалистов, название Raupenschlepper Ost (сокращённо — RSO) дал сам Гитлер, что в переводе дословно означает — «Тягач, следующий на Восток». Хотя стоит отметить, что первоначально RSO проектировался не как тягач, а как машина обеспечения повышенной проходимости для замены «Мулов». Все главные части нового трактора заимствовались у хорошо освоенного в производстве грузового автомобиля «Штайр» (Steyr) 1500/02. Восьмицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,5 литра и мощностью 85 л.с. позволял развивать RSO весьма небольшую скорость — всего 20 кмч. Опорные катки изготавливались штампованием и не имели бандажей.

7.5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost



Гусеницы шириной 340 мм. также не имели резиновых подушек (которые были у «полугусеничников») и могли изготавливаться даже из нелегированной стали. Убранство кабины было весьма «спартанским». Все это делало машину очень дешёвой в производстве, но снижало скоростные характеристики. Главным плюсом конструкции RSO был высокий клиренс. В декабре 1941 года австрийская фирма «Штайр» получила заказ на производство 50 тягачей RSO. Уже весной 1942 года RSO подвергся модернизации с целью удешевления в производстве. Вскоре к производству подключилась фирма «Клекнер — Гумбольдт — Дейтц», предложившая использовать четырёхцилиндровый дизельный двигатель KHD F4L 514. Всего до конца войны было выпущено 28151 тягачей Raupenschlepper Ost. Весной-летом 1943 года рассматривался вопрос использования шасси RSO в качестве носителя всевозможных систем вооружения, главным образом — противотанкового и зенитного. Но это оказалось не так просто из-за небольших размеров самого шасси и его грузовой платформы. В августе 1943 года на испытания вышел истребитель танков на базе RSO, несший 75-мм. противотанковую пушку РАК-40 со штатным щитом, установленную в центре открытого кузова с откидными деревянными бортами. При этом для размещения длинного ствола пушки пришлось отказаться от крытой кабины, хотя оставшуюся её нижнею часть защитили противоосколочной бронёй толщиной в 5 мм. Орудие РАК-40 было оснащено прицелом ZF3, углы наведения пушки по горизонтали составляли ±30°, а по вертикали -5° +22°. Экипаж состоял из 4 человек.




Несмотря на множество «детских болезней»,эта САУ, будучи показанной Гитлеру, произвела на последнего очень хорошее впечатление, так как сочетала в себе три главных качества: Мощную противотанковую пушку Хорошую проходимость Дешевизну в производстве Тут же последовал заказ на производство 50 машин для произведения воисковых испытаний и приказ о подготовке в 1944 году серийного выпуска 400 таких САУ ежемесячно. В январе 1944 года прошли испытания 7.5cm PAK-40/4 auf Raupenschlepper Ost (sf) и был утверждён следующий график производства этой САУ: март — 50, апрель — 100, май — 150, июнь — 200, июль — 400. Но было изготовлено всего 60 таких машин. САУ проходили войсковые испытания на Восточном фронте в начале 1944 года в группе армий «Юг». Стоит упомянуть о том, что 12 тягачей RSO были оснащены 20-мм автоматическими зенитными пушками Flak 38, превратившись тем самым в средства ПВО. Им довелось воевать на заключительном этапе войны, эту модификацию в войсках считали крайне неудачной.

6 марта 2008 21:08
Вернуться назад