uCrazy.Ru / Токио

Токио



Вот решил выложить...мб интересно кому...
Токио, столица Японии, главный экономический и культурный центр страны. Один из крупнейших по численности населения и быстро растущих городов мира. Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто, в месте впадения рр. Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив Тихого океана. Климат субтропический, муссонный; самый холодный месяц - январь (средняя температура 3,1 С), самый жаркий - август (средняя температура 25,6 С); осадков в среднем 1343 мм в год; 2 дождевых сезона (июнь-июль и сентябрь-октябрь), во время которых часты тайфуны. Город подвержен землетрясениям.





Столичная префектура Токио (Токио-то), или Большой Токио, представляет собой в высокой степени урбанизированную территорию, более плотно заселённую? в центральной части и неравномерно - по окраинам; площадь 2,141 тыс. км2,население 11,7 млн. чел. (1975) (примерно 1/10 всего населения Японии), плотность свыше 5 тыс. чел. на 1 км2. В состав столичной префектуры входят собственно Токио [23 административных района ("ку"), площадь 577 км2, население около 9 млн. чел. (1970)], а также 26 городов ("си"), 24 поселения сельского и городского типа, острова Идзу и Огасавара. Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры - Канагава, Тиба, Сайтама и др. образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Численность населения собственно Токио быстро росла сразу после 2-й мировой войны 1939-45 и к 1970 почти утроилась против 1945 (в 1955-60 прирост был равен 6%, в 1960-1970 он упал до 0,7%), ныне она фактически стабилизировалась (см. табл. 1).

Из общего числа экономически активного населения столичной префектуры (5,8 млн. чел. в 1969) 41,5% занято в промышленности, строительстве и ремесле, 57,0% - в торговле, на транспорте и в др. сферах услуг, 1,5% - в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве.

Городское управление осуществляет префектуральное собрание, избираемое населением на 4 года; оно возглавляется губернатором (мэром), который также избирается населением, практически представляет центральную власть. Полномочия выборных органов формально достаточно широки, однако фактически их деятельность в значительной мере контролируется центральной властью, находится "под руководством и надзором" правительства. В районах Токио имеются выборные районные собрания.





Историческая справка. Основание Токио относится к середине 15 в. В 1457 был построен замок Эдо (дословно - "вход в залив"), вокруг которого росли поселения ремесленников и торговцев. В 1590 Эдо завладел Иэясу Токугава. На протяжении всего периода правления сёгунов Токугава (1603-1867) Эдо являлся их резиденцией (официальной столицей Японии до 1868 считался г. Киото - резиденция императоров). В 18 в. Эдо стал одним из крупнейших городов мира (1368 тыс. жителей в 1787). В 1869, с уничтожением сёгуната в результате революции 1867-68, сюда была перенесена резиденция императора, и город, переименованный в Токио ("восточная столица"), стал столицей. Во 2-й половине 19 в. развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, с конца 19 в. - машиностроение и судостроение.

В 1897-98 в Токио появились первые профсоюзы. В 1918 происходили "рисовые бунты", вспыхнувшие под влиянием Октябрьской революции 1917 в России. В начале 20-х гг. в Токио и др. городах Японии возникли коммунистические кружки и группы, на базе которых в 1922 основана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).





1 сентября 1923 почти половина города была уничтожена землетрясением и вызванным им пожаром, повлекшими много человеческих жертв.

Во время 2-й мировой войны, в 1944-45, Токио подвергался многократным бомбардировкам американской авиацией, значительная часть жилых кварталов была уничтожена. В послевоенное время Токио - важнейший центр рабочего и демократического движения. В 1964 в Токио состоялись 18-е Олимпийские игры.

Экономика. Определяющая тенденция экономического развития столицы - снижение удельного веса производственных функций в хозяйстве Токио и повышение роли управленческих, торгово-распределительных, научно-информационных. В Токио концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.) и отдельных частных монополий, государственных и полугосударственных монополистических организаций, главных банков страны (Японский банк, Банк развития, Экспортно-импортный банк, Центр, банк Японии и др.), представительств иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси.

Вместе с тем Токио (столичная префектура) остаётся одним из крупнейших в Японии индустриальных районов, на который приходится (1973) свыше 14% всего числа промышленных предприятий, 12% всех занятых. О структуре промышленности Большого Токио см. табл. 2. В столичной префектуре сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются в основном на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.).

В Токио самая крупная в стране полиграфическая промышленность. Значительна промышленность стройматериалов. Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырьё. Многочисленные отрасли лёгкой промышленности, снабжающей преимущественно население Токио (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий-мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. (на них приходится свыше 1/2 стоимости промышленной продукции). Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава - в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведётся, главным образом ввиду высоких цен на землю, необходимости комплекса мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды и др.; ежегодно закрывается или переводится в др. районы столичной префектуры или в соседние префектуры в среднем до 3% от общего числа промышленных предприятий. Промышленность Токио опирается на мощную энергетическую базу (ежегодно здесь потребляется около 25 млрд. квт×ч, 1970).

Токио - крупный торгово-распределительный центр. По размерам внешнеторгового оборота он уступает Йокохаме, Кобе, Нагое. Здесь находятся товарная и фондовая биржи, представительства более 3 тыс. различных торговых фирм; общее число национальных торговых компаний, магазинов оптовой и розничной торговли превышает 250 тыс. В них занято 1,6 млн. чел. Велик удельный вес предприятий оптовой торговли (34,8% оптовых продаж Японии в 1972). Растет число крупных универмагов и магазинов самообслуживания. Коммерческие районы - Тиёда, Тюо, Минато. Развита сеть др. учреждений обслуживания (около 75 тыс. ресторанов и столовых, около 10 тыс. баров и кабаре, 3 тыс. бань, около 3,8 тыс. гостиниц, в том числе несколько десятков европейского типа, в 1970). Токио - главный центр туризма в Японии (ежегодно около 800 тыс. иностранных туристов).

Токио - крупнейший транспортный узел страны. Узел морских и воздушных сообщений международного значения. Морской порт оборудован 10 причалами (общая длина 13 км); грузооборот Токийского порта 55,6 млн. т в 1974 (на 7-м месте в Японии). Токио связан скоростными авто- и железнодорожными магистралями со многими городами Японии; в 1975 вступила в строй скоростная железнодорожная магистраль Токио - Фукуока. Аэропорт Ханеда связан с центром города монорельсовой железной дорогой (обслуживает более 2,5 млн. пассажиров в год); новый аэропорт построен в Нарите. Имеется окружная наземная городская железная дорога, по которой перевозится основной поток пассажиров из пригородов, метрополитен, обслуживающий преимущественно центральные кварталы, автобусное сообщение: через город проходят автострады. Ежедневно всеми видами городского транспорта перевозится 20 млн. чел., из них около 75% - по городской железной дороге, 20% - метрополитеном. В автопарке около 800 тыс. грузовых автомобилей, 40 тыс. такси. Токио переживает острый транспортный кризис; в собственно Токио пользование наземными видами транспорта осложняется не только из-за увеличения количества машин, но и из-за тесноты городской застройки (Токио выделяется среди крупнейших городов мира наименьшей долей площади улиц в общей площади города). Автостоянки, пешеходные пути, складские помещения, магазины переносятся под землю. Воздух насыщен газами и гарью, вода в реках загрязнена. Ежедневно собирается 18 тыс. т бытовых отходов, из них около 1/3 сжигается, остальное засыпают в мелководную часть Токийского залива с целью осушения его (за 1960-70 освоено свыше 1.55 тыс. га).
Архитектура. Для облика Токио характерны не многочисленность озеленённых территорий, крупные каменные, кирпичные, железобетонные здания (в том числе небоскрёбы) в центре и лёгкие деревянные (преимущественно жилые одноэтажные) постройки, занимающие большую часть площади города; жилые районы дважды возводились заново (после землетрясения 1923 и 2-й мировой войны 1939-45). Исторический центр города - район Нихонбаси, где находится окруженный парком комплекс императорского дворца, бывшей резиденции сёгунов рода Токугава (начат около 1600, перестройки 19 и 20 вв.). В стиле большинства обществ, сооружений Токио конца 19 - начала 20 вв. преобладает эклектизм (дворец Акасака, 1909, архитектор О. Ката-яма; парламент, 1915-36, архитектор Токио Охама и др.); однако с 1910-х гг. появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (отель "Импириал", 1916-22, архитектор Ф. Л. Райт, разобран в 1960-е гг.; центр, почтамт, 1934, архитекторы Токио Иосида, М. Ямада). В 1964, в связи с Олимпиадой, предпринят 1-й этап реконструкции Токио (в жилых массивах проложены 22 автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах). В 1960-70-е гг. быстрыми темпами развиваются новые городские центры (Сибуя, Синдзюку, Икебукуро, Тама), где ведётся интенсивное высотное и подземное строительство. Для обеспечения свободного развития функциональных зон города предложены проекты осушения и дальнейшего освоения акватории Токийского залива (архитекторы К. Тангэ, К. Кукутакэ). Однако широкие градостроительные мероприятия не привели к коренному видоизменению общей планировки города, в целом отличающейся крайней хаотичностью. Среди примечательных построек середины 20 в. - Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960-61, архитектор К. Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963-64), включающий Гимназиум ; собор святой Марии (1964), оба - архитектор К. Тангэ: Токийская телебашня и др.





Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Токио находится свыше 80 государственных, муниципальных и частных высших учебных заведений, в том числе Токийский университет, Токийский муниципальный университет, университеты с.-х., педагогики, изящных искусств и музыки, технологический институт, крупнейшие частные университеты Васэда, Кэйо, Хосэй, Нихон, Мэйдзи и др. Научные учреждения: Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 - при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов. Крупнейшие музеи: Токийский национальный музей, музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный научный музей, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей народных ремёсел, Музей каллиграфии.

В Токио имеются: театр, здания, где выступают ведущие труппы Японии - "Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза", "Тэйкоку гэкидзё", "Хайюдза", "Мэйдзидза"; концертные залы - "Уэно бунка кайкан", "Нитигакидзё" (для эстрадных выступлений), "Кокусай гэкидзё", "Косэйненкин кайкан", "Тоёко хору"; зал Всеяпонской радиовещательной корпорации; театр, музей при университете Васэда "Васэда энгэки хакубуцукан".






Районы Токио

Центром города можно было бы считать окруженный спиралевидным рвом холм с сохранившимися древними каменными стенами и железобетонным императорским дворцом; но, так как послевоенная конституция объявила императора "символом государства и единства нации", лишив его власти, реальную власть надо искать в примыкающих к дворцу "слободах" - Касумитасэки, Нагата-тё, Маруноути, Отэмати.

На тех, кого не вдохновляет эстетика индустриальной культуры, Токио при первой встрече едва ли произведет благоприятное впечатление: урбанистический хаос из стекла и бетона, оживляемый яркими мазками уличной рекламы да время от времени - оригинальными формами современной архитектуры, отстроенной после войны. Но это не означает, что японская столица безлика и лишена своеобразного национального колорита.

Любителям проникнуться национальным духом рекомендуем начать экскурсию по Токио с посещения Asakusa. Этот район больше чем какой-либо другой сохранил неповторимый аромат старой Японии. В давние времена он считался самым злачным местом в столице и славился публичными домами. Район сформировался вокруг буддийского храма Асакуса Каннон, основанного, по преданию, в 628 году.


Асакуса


Ценители традиций "великого Эдо" любят лежащий к северу от центра район Асакуса. Почти в каждом квартале там есть свой храм, а в нем - переносная часовня "микоси". К ней относится группа носильщиков - танцоров, которые на праздник "мацури" надевают надевают особые костюмы с цветом своего района. Говорят, это зрелище сравнимо с карнавалом в Рио-де-Жанейро.

Практически все правительственные учреждения сосредоточены в районе Касумитасэки. Неподалеку расположено массивное, чем-то напоминающее ступенчатую ацтекскую пирамиду здание парламента. В Нагата-тё разместилась Парламентская библиотека, самое крупное книгохранилище страны. В нескольких минутах хотьбы от окружающего императорский дворец рва начинаются сильно напоминающие нагромождение разноцветных кубиков кварталы Маруноути и Отэмати. Это деловой центр Японии.


Канда

Канда - средоточие университетов, институтов, училищ, книжных магазинов, студенческих общежитий, магазинов, дискотек, клубов. Раньше Канда была районом ремесленников и торговцев; о занятиях прежних обитателей говорят названия кварталов "тё", в которых люди селились по профессиям: "кандзи-тё" - кузнецы, "конъя-тё" - красильщики. С высоты 60-этажного небоскреба "Саншайн-сити" ночной Токио напоминает дельту реки. Среди ярких пятен легче всего узнать знаменитую Гиндзу.

Гиндза

Гиндза не всегда была всемирно известной торговой улицей, символом Токио. Волшебное превращение состоялось во многом благодаря знаменитому пожару 1872 года. К тому времени закончилась продолжавшаяся более 200 лет самоизоляция Японии. Мэр Токио, побывав в Лондоне, решил создать на месте выгоревшей дотла Гиндзы образцовую улицу. Выписанный из Англии архитектор застроил половину улицы длиной в 1200 м краснокирпичных двухэтажных домов. Жизнь в Гиндзу вдохнула первая в Японии железная дорога, соединившая открытый для иностранцев порт Йокогама и станцию Симбаси, рядом с Гиндзой. Вскоре рядом с районом гейш и двумя популярными базарами возникли магазины, торгующие заморскими диковинками.

Цукидзи - "чрево Токио"

В нескольких метрах от Гиндзы начинается знаменитый Центральный оптовый рынок Цукидзи. Рабочий день начинается в полшестого утра. У ящиков со свежей рыбой, розовыми осьминогами, сиреневыми кальмарами собираются представители разных компаний. Появляется аукционер и выкрикивает названия партий и расценки, а представители фирм делают знаки пальцами, звенит колокольчик - покупка состоялась. Ради того чтобы купить рыбу посвежее и подешевле, сюда приезжают повара лучших рыбных ресторанов. Теперь могут купить что-нибудь и обычные покупатели.

Санъя

Еще выше к северу от пятиярусной пагоды Асакусы лежат кварталы "Санъя". Романтическое название "горная долина" носит район самой нищей токийской бедноты, дно японской столицы. В Санъя никто никуда не торопится, здесь не заботятся о своей внешности и одежде. Жизнь не по правилам - главное правило, которого придерживаются обитающие там 9000 обездоленных. "Горная долина" служит главным поставщиком чернорабочих.
30 апреля 2008 14:35
Вернуться назад