uCrazy.Ru / Мотивирующая история "союза"

Мотивирующая история "союза"



Есть такие люди, книги, фильмы, которые мотивируют. Часто встречается сюжет, когда у героя поначалу что-то не получается, но он потом достигает большого успеха позже или в другой области. История техники тоже может мотивировать. Корабль "Союз", который изначально создавался для лунной программы, не возил людей к Луне. Первые полеты тоже не шли идеально - миссии срывались, происходили аварии, даже гибли люди. Но появлялись новые модификации, корабль становился все лучше, и сейчас он является самым надежным и безопасным пилотируемым кораблем и уже скоро побьет рекорд Спейс Шаттла в 135 полетов и станет еще и больше всего летавшим кораблем. И не факт, что в будущем найдутся корабли, которые смогут обогнать его по длительности программы - первый беспилотный полет "Союза" состоялся без малого 50 лет назад.
Имена и индексы

Началом работ над тем, из чего вырос корабль "Союз", называют 1962 год. Новый корабль разрабатывался для облета Луны. Но индексы и названия корабля в разных источниках разные - "Север", 5К, программа "А", 7К.

Мотивирующая история "союза"




Несмотря на различие индексов и названий, на рисунках уже вполне узнаваемы "фара" спускаемого аппарата "Союза" и цилиндрический приборно-агрегатный отсек с системой терморегуляции. Необычная форма спускаемого аппарата была нужна для Луны. Если "шарик" "Востоков", на которых летали первые космонавты, тормозил в атмосфере при спуске с околоземной с орбиты с перегрузкой ~9 g, то при возвращении с Луны баллистический спуск привел бы к перегрузке больше 12 g. К тому же, неуправляемый спуск требовал очень маленького коридора входа - на несколько километров выше, и корабль бы отскочил от атмосферы, на несколько километров ниже - и корабль сгорает с перегрузкой больше 20 g. И, наконец, район посадки получался очень большим, что затрудняло и удорожало поиски. А "фара" создавала подъемную силу, позволяя управлять процессом торможения, увеличивая допустимую ошибку перегрузки в коридоре входа в атмосферу, снижая перегрузки и уменьшая район поиска.

Спешка

Если на 1962 год СССР лидировал в космической гонке, то к 1965 году уже США стали вырываться вперед. В конце 1965 года "Джемини-6А" сблизился с "Джемини-7", и, хоть формально стыковка не состоялась, было очевидно, что американцы вплотную приблизились к этой задаче. А новый советский корабль, умеющий маневрировать и стыковаться и получивший в итоге индекс 7К-ОК, все еще не был готов. В начале 1966 года внезапно умер С.П. Королев, а заменившему его Василию Мишину не хватало чего-то, чтобы жестко держать программу на рельсах. Началась спешка. В первом беспилотном пуске "Космос-133" практически сразу потратил топливо на двигатели ориентации. Штатное торможение не получилось, в ЦУПе сумели затормозить корабль последовательностью коротких импульсов, но бдительная система подрыва посчитала, что корабль может промахнуться мимо территории СССР, и уничтожила его. Следующий беспилотный "Союз" даже не получил названия - из-за отсутствия зажигания в одной из камер сгорания ракета не стартовала, а система аварийного спасения, для которой забыли учесть вращение Земли, "спасла" исправный корабль. Следующий беспилотный "Союз" - "Космос-140" не смог полноценно выполнить программу испытаний, растратил топливо, а при посадке в его днище прогорела дыра, и корабль утонул в Аральском море. Казалось бы, надо устранять замечания, запуская беспилотные корабли. Но следующий пуск был запланирован пилотируемым, причем по очень амбициозной программе. В первом же пуске планировалась стыковка двух пилотируемых кораблей с переходом космонавтов между ними через открытый космос. 23 апреля 1967 года стартовал "Союз-1" с Владимиром Комаровым... Нераскрывшаяся солнечная панель поставила крест на программе полета, Комаров с большим трудом, вручную, сориентировал корабль на торможение, но все это было впустую. При посадке отказала парашютная система, и Владимир Комаров погиб. 18 месяцев ушло на исправление ошибок, и шесть беспилотных кораблей были использованы на испытательных полетах.

7К-ОК




В октябре 1968 года в космос отправился "Союз-3" с космонавтом Георгием Береговым. Амбициозная до авантюрности ручная стыковка на ночной стороне не получилась. Проявилась слабость нового корабля - двигатели причаливания и ориентации (ДПО), работающие на перекиси водорода, имели очень маленький запас топлива. Резерва на ошибки людей и техники не было.


ДПО "Союз-19", такие же как и на более ранних кораблях


Первым пилотируемым успехом "Союза" стал полет "Союза-4" и "Союза-5". Впервые состыковались два пилотируемых корабля (американцы использовали специальную беспилотную мишень), что позволило советским СМИ заявить о создании первой космической станции. Случайность, но будущие успехи "Союза" будут связаны именно с ними. А еще в том полете корабль показал себя с лучшей стороны. Авария на "Союз-5", из-за которой он вошел в атмосферу задом наперед, не привела к гибели космонавта. Запасов прочности хватило, чтобы выдержать время, пока приборно-агрегатный отсек, который не отделился штатно, отгорел и отвалился под напором атмосферы. А затем спускаемый аппарат развернулся в правильное положение по принципу "ваньки-встаньки".

Сохранились уникальные съемки интерьера и внешнего вида кораблей.

[media=http://www.youtube.com/watch?v=U
3NpNGWAKHc]


В исходном варианте 7К-ОК "Союзы" летали до индекса 9.

7К-Л1




Менее удачно шли дела у лунного варианта. С 1967 по 1970 год было произведено 14 пусков. Сначала корабль запускали на высокоэллиптическую орбиту, проверяя возможность вернуться с Луны в принципе, затем, с "Зонда-5", 7К-Л1 стали облетать Луну. На "Зонде-5" к Луне успешно слетали и вернулись живыми черепахи, дрозофилы и хрущаки. В последующих кораблях случались аварии, которые бы угрожали жизни космонавтам, если бы они находились на борту. Да и смысл в лунной гонке после победы американцев исчезал. Программу закрыли. Что любопытно, в качестве ракеты-носителя должен был использоваться "Протон", и сохранились необычно выглядящие фотографии "Протона" с системой спасения для пилотируемых полетов.



7К-Т




После успеха американцев с Луной СССР решил ответить асимметрично, сфокусировавшись на орбитальных станциях. Для этого разработали "транспортную" модификацию 7К-Т, которая отличалась от базовой, главным образом, наличием стыковочного устройства с люком, чтобы космонавтам не пришлось переходить в орбитальную станцию через открытый космос. "Союз-10" сумел состыковаться, но люк открыть не получилось. Первым экипажем первой долговременной орбитальной станции стали Добровольский, Волков, Пацаев на "Союз-11". Но при возвращении из-за самопроизвольного открытия в космосе дыхательного клапана космонавты без скафандров погибли. Программа полетов была остановлена на 27 месяцев, а "Союз" 7К-Т стал заметно другим аппаратом. Прежде всего, космонавты стали летать в скафандрах. Дополнительный вес и аварийный запас кислорода привел к тому, что корабль из трехместного стал двухместным. Из-за других доработок корабль еще потяжелел, поэтому солнечные батареи сняли, а на двое суток полета к станции хватало аккумуляторов.



Корабли этой модификации летали аж до 1986 года. Одним из таких кораблей был "Союз-35", для которого есть 360-град. панорама. Очень интересно смотреть на старые приборы.

7К-ТМ




Политическое решение о совместном полете СССР-США "Союз-Аполлон" стало задачей государственной важности в СССР. И если США использовали штатный "Аполлон", то в СССР была создана целая специальная модификация "Союза". На корабль вернули солнечные батареи, ресурс автономного полета был увеличен с 3 до 7 дней, для стыковки разработали новый стыковочный агрегат АПАС. Кроме "Космосов", которыми обозначали беспилотные испытательные полеты, модификацию 7К-ТМ проверили в пилотируемом полете "Союз-16". А после успешного полета "Союза-19" с "Аполлоном" запасной корабль догрузили научной аппаратурой и отправили в автономный полет как "Союз-22".

7К-С, 7К-СТ




Для "Союза" параллельно разрабатывались военные модификации. В именно военном виде они так и не слетали, но серьезные улучшения, которые для них разрабатывались, привели к появлению новой модификации корабля - 7К-С и 7К-СТ, которые официально обозначались как "Союз-Т". На корабле появилась бортовая цифровая вычислительная машина "Аргон-16", солнечные батареи вернули, а экипаж сумели увеличить до трех человек. Наконец-то корабль лишился большого своего недостатка - двигателей причаливания и ориентации на перекиси водорода. В новой двигательной установке ДПО и маршевый двигатель работали на гептиле/амиле из одних и тех же баков. Благодаря этому смогли убрать резервный двигатель - в случае отказа основного маршевого двигателя корабль мог вернуться на Землю, тормозя на ДПО. А топлива хватало на то, чтобы исправить ошибку людей или техники.


Новая приборная доска


"Союзы" с индексом -Т летали к "Салютам" -6 и -7 в начале 80-х.

ТМ




Для новой многомодульной станции "Мир" сделали новую модификацию "Союза". Новая система сближения и стыковки "Курс" избавила орбитальную станцию от необходимости поворачиваться при сближении корабля. Кроме этого снизили массу парашютов, усовершенствовали двигатели мягкой посадки и систему спасения.


Это "Союз ТМА", но новые антенны и корма такие же



Косметические изменения кабины - шкалы теперь не механические, а электронные


Союзы ТМ летали с середины 80-х по 2002 год.

ТМА




Привыкшие к простору шаттлов американцы сильно удивлялись ограничениям на рост наших космонавтов. Лишить большую часть американского отряда астронавтов возможности полететь на МКС было как-то неправильно, поэтому пришлось разрабатывать новую модификацию корабля. В новый "Антропометрический" "Союз" смогли поместиться гораздо более крупные астронавты. Другие доработки были небольшими.


Новые большие дисплеи


Корабли этой модификации летали с 2002 по 2010 годы.

ТМА-М




К 2010 году стало ясно, что настала пора обновить электронную начинку. Бортовой компьютер массой в центнер - это как-то уже слишком. Сказано - сделано, в модификации ТМА-М массу компьютера и еще нескольких приборов уменьшили вдвое. Энергопотребление также снизилось.



МС


Ну и, наконец, последняя по времени, и похоже, финальная модификация МС. Новая связь без единого разрыва глухих витков, еще более надежные двигатели причаливания и ориентации, модная светодиодная фара, улучшенная противометеоритная защита, увеличенные солнечные панели, дополнительные батареи.

12 июля 2016 02:23
Вернуться назад