uCrazy.Ru / Учимся играть на синтезаторе. Какие сложности нас подстерегают?

Учимся играть на синтезаторе. Какие сложности нас подстерегают?

Многие считают, что обучение игре на синтезаторе практически ничем не отличается от обучения игре на фортепиано – ведь клавиатура у этих музыкальных инстурментов та же самая, просто можно выбирать разные звуки (тембры) для игры и редактировать их.

Однако, как показывает практика, в фразе «просто можно выбирать» спрятана ловушка. Для того, чтобы понять, отчего так происходит, нужно обратиться за помощью к математике, точнее, к особому её разделу – комбинаторике.

Учимся играть на синтезаторе. Какие сложности нас подстерегают?

Casio СТХ 700, современный недорогой синтезатор с памятью на 600 тембров

Представим себе, что мы купили не особо дорогой современный синтезатор. Скажем, в его памяти записано 600 различных тембров. Естественно, для того, чтобы хорошо научиться играть на этом синтезаторе, мы должны все эти тембры попробовать – ну, хотя бы сыграть что-нибудь простенькое, типа «В лесу родилась ёлочка», чтобы понять, что это за звук, для какой музыки он подойдёт, нравится он нам или не нравится...

Так вот. Если на изучение каждого тембра потратить всего лишь 1 минуту, то знакомство со всеми тембрами синтезатора отнимет у нас 600 минут, или 10 часов. Это много! Скажем, в школе в 5 классе на уроки математики отводится по 5 часов в неделю; то есть «знакомство» со всеми тембрами синтезатора займёт у нас 2 недели, если заниматься по часу в день с понедельника по пятницу. Вполне солидно.

Однако фокус заключается в том, что современный синтезатор (даже недорогой) позволяет смешивать тембры между собой, накладывать их друг на друга. При этом часто получается совершенно новое и очень красивое звучание – например, что произойдёт, если мы «соединим» флейту и колокола? Или кларнет и вибрафон? Или гитару и скрипку?

Учимся играть на синтезаторе. Какие сложности нас подстерегают?



Если всего у нас в памяти синтезатора 600 тембров, то сколько может быть таких вот пар? Комбинаторика даёт ответ – возможных сочетаний будет... 179 700 штук! Если на знакомство с каждой «комбинацией» тембров отвести всего лишь по одной минуте, то мы получим... 2 995 учебных часов! Занимаясь на синтезаторе по 8 часов каждый день без выходных, нам на это потребовался бы ЦЕЛЫЙ ГОД (!).

Теперь понимаете, почему учиться игре на синтезаторе иногда оказывается сложнее, чем игре на фортепиано? У фортепиано звук всегда один, поэтому мы можем сосредоточиться на технике игры – гаммах, пьесах, этюдах. А вот у синтезатора звуков много, и какая-то часть учебного времени (чем сложнее синтезатор – тем больше будет эта часть) непременно уйдёт на изучение самих звуков. Эта проблема касается не только детей – профессиональные музыканты утверждают, что на качественное освоение сложной модели синтезатора у квалифицированного специалиста обычно уходит от 3 месяцев до года (!).
8 января 2020 00:00
Вернуться назад