Источник изображения: onedio.com
Затем неожиданно выясняется, что даже опытные автомобилисты не могут ответить на наивный вопрос. А история появления канистры с тремя ручками восходит к периоду между мировыми войнами. Приход к власти в Германии нацистов во главе Адольфом Гитлером сопровождался резким ростом реваншистских настроений. Но германская армия в то время была стиснута рамками Версальского мира, новый канцлер решил взять курс на моторизацию вооруженных сил страны.
Однако моторизация войск требовала большого количества топлива на основе нефти, а вот с «черным золотом» у Германии всегда были огромные проблемы. Ситуацию усугубляла проблема транспортировки, во время которой терялось до 40% топлива. В то время в военные части топливо доставлялось в стандартных 200-литровых бочках из железа, затем, по мере надобности, топливо переливалось в 20-литровые канистры из-под керосина.
Эти канистры выполнялись из штампованного железа, не отличавшегося особой прочностью, а потому протекание бензина (на нем, в основном, ездила техника вермахта) было далеко не редкостью, как и последующие пожары. Единой стандартной формы у канистр для керосина не было, поэтому их транспортировка представляла собой немалую проблему, вдобавок острые углы цеплялись при складировании и перевозке за все подряд. Горловина тары закручивалась, причем часто для ее отворачивания требовалось не только время, но и специальный ключ, которого банально могло не оказаться под руками.
Канистры для топлива. Справа канистра 1941 года, слева - более старого образца.
Но главной проблемой керосиновой канистры была ее тонкая металлическая ручка. Эта ручка иногда отрывалась, но самое важное, далеко унести канистру не получалось. Из-за своей узости она нарезала руку, поэтому при переноске приходилось делать паузы. Подобное положение не устраивало германских военных, и в 1936 году вермахт объявил конкурс на создание новой канистры для горючего, которая должна была быть удобной в переноске, складировании и перевозке, простой в хранении, производстве, при этом надежной и удобной для заполнения. И, разумеется, дешевой. Объем по-прежнему должен был составлять привычные 20 литров. По легенде идею создания новой канистры для вооруженных сил предложил сам фюрер.
За разработку взялись инженеры нескольких германских компаний, а победить удалось фирме Мюллера из города Швельм, что в земле Северный Рейн-Вестфалия. Компанию на тот момент возглавлял инженер Винсент Грюнфогель, вот ему и приписывают авторство изобретения. Новая канистра получила горловину закрывающуюся рычажным замком. Ее стало гораздо быстрее и удобнее открывать и закрывать, да и никакой ключ уже не требовался. Выполнялась тара из штампованной стали, причем количество сварных швов было минимальным.
Форма изобретения фирмы из Швельма удачно вписывалась в прямоугольный параллелепипед, что сразу дало возможность простого складирования и удобства при транспортировке. Скругленные углы практически до нуля сводили опасность как повреждения самой канистры, так и окружающих предметов.
Необычной выглядела, теперь прекрасно узнаваемая, штамповка по бокам канистры - она придавала таре дополнительную жесткость. От коррозии защищала внутренняя покраска. При полном заполнении в канистре сверху в обязательном порядке оставался воздушный карман — так немецкие специалисты боролись с изменением объема жидкости при температурных перепадах.
Все перечисленные выше факторы были вполне достаточными, чтобы на новую канистру обратили внимание. Однако самым главным, хотя и непонятным сразу, было наличие 3 толстых металлических ручек. Итак, их преимущества:
Переноска канистры одним человеком
2. В случае, если за горючим придет сразу 2 бойца, то они взявшись за боковые ручки смогут унести полную канистру практически на любое расстояние. Пара солдат может унести сразу даже 3 канистры. Это не так тяжело как кажется, ведь в пути у них будет возможность менять руки.
Вариант переноски канистры двумя людьми
3. Следующее преимущество совсем неочевидно, но важно для быстрой переноски пустых канистр из одного места в другое — взяв за боковые ручки по 2 канистры в одну руку, солдат может без труда перенести сразу 4 пустые канистры.
Переноска двух канистр одной рукой.
Канистры с 3 ручками банально удобно складировать одна на другую.
Вермахт быстро оценил преимущество новых канистр, которые пошли в массовое производство в 1939 году. Но быстро новую конструкцию оценили и англичане с американцами, которые захватывали немецкую технику в ходе боев.
В Советский Союз канистры, получившие в Германии название Wehrmachtskanister поставлялись в рамках ленд-лиза. Вскоре советские предприятия скопировали изобретение Винсента Грюнфогеля. После войны новая канистра быстро захватила бытовую сферу. Для удобства потребителей появились ее уменьшенные варианты в 5 и 10 литров.