uCrazy.Ru / 7 лучших. Наша научная фантастика, которую рекомендуют к просмотру на Западе

7 лучших. Наша научная фантастика, которую рекомендуют к просмотру на Западе

7 лучших. Наша научная фантастика, которую рекомендуют к просмотру на Западе


Американский кинокритик Ричард Весс на сайте Russia Beyond рекомендует посмотреть эти семь российских и советских фильмов в жанре научной фантастики.
По его мнению, без советского кинематографа многие шедевры американского кино никогда бы не появились. Американские режиссеры вдохновились советским кинематографом.

Жанр научно-фантастических фильмов был придуман в СССР. Первой в истории такой картиной стала «Аэлита: Королева Марса», которая вышла в 1924 году. На Западе фильм получил широкую огласку - это был неожиданный, новый взгляд в будущее. Даже несмотря на то, что сюжет чисто советский - инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, который мечтает организовать на Марсе революцию.

Ричард Весс пишет: «Из множества хороших русских научно-фантастических фильмов, вот семь, которые вы обязательно должны посмотреть». Давайте разберем фильмы, которые рекомендует кинопритик западной аудитории.

Спутник (2020)

7 лучших. Наша научная фантастика, которую рекомендуют к просмотру на Западе



Этот захватывающий научно-фантастический фильм получил восторженные отзывы во всем мире. Действие фильма происходит в 1983 году. Фильм начинается с трагической и необъяснимой аварийной посадки двух космонавтов на Земле. Один из них погиб, а с другим произошло нечто странное.

Потом выясняется, что внутри выжившего космонавта растет жуткий инопланетянин. Хорошо представлена психологическая драма - переживания медика Татьяны, космонавта и полковника Красной Армии, отвечающего за объект.

Письма мертвого человека (1986)




Этот красивый, меланхоличный фильм - мудрые переживания о последствиях ядерного Армагеддона. Главный герой фильма - уважаемый ученый, который смирился с концом света и смертью жены и сына. Скрываясь в подвале музея, он видит вокруг себя массу больных и умирающих. Среди них группа больных детей.

Однако когда приходит время для оставшихся здоровых эвакуироваться в центральный бункер, профессор решает остаться с детьми. Его забота о них в итоге превзошла его инстинкт самосохранения.

Планета бурь (1962)




Это классика научной фантастики, которая оказала огромное влияние на несколько поколений будущих режиссеров во всем мире.

Когда режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас посетил Россию в 1988 году, он искал встречи с режиссером «Планеты бурь» Павлом Клушанцевым. Он называл его крестным отцом саги «Звездные войны».

Клушанцев широко известен на Западе, как пионер визуальных эффектов и декораций в научно-фантастическом жанре.

Легко заметить много общего между костюмами и декорациями «Планеты бурь» и последующими голливудскими научно-фантастическими хитами.

До сих пор этот фильм остается классикой, на которую ориентируется Голливуд. Космические костюмы космонавтов в «Планете бурь» стали прототипами для одеяний персонажей недавних блокбастеров, таких как «Прометей» (2012 г.) и «Марсианин» (2015 г.).

А летающая капсула, которую герои используют для передвижения по планете, и робот-компаньон выглядят так, как-будто пришли из вселенной Звездных войн.

Сюжет пересказывать не будут - смотрите сами. Но «Планета бурь» даст вам представление, откуда взялись многие удивительные миры современного Голливуда.

Кин-дза-дза! (1986)




«Кин-дза-дза» - это культовое кино в жанре научной фантастики. Здесь в гротескном виде показаны самые главные особенности человечества.

В фильме показана история двух советских мужчин, которые оказались на далекой пустынной планете.

На них всем наплевать, никто не спешит им помочь им вернуться на Землю. И все до тех пор, пока они не покажут коробок спичек.

Оказывается, планета уже исчерпала природные ресурсы, и поэтому даже такой запас считается сокровищем.

Кин-дза-дза пронизана черным социальным юмором. Здесь показано технологически развитое общество, которое морально угасло. Здесь царит жесткая кастовая система, разделенная на две группы: привилегированных чатланцев и бесправных пацаков.

Пацаки обязаны выказывать свое уважение и покорность чатланцам, совершая ритуальный поклон и повторяя слово «ку». Между тем безудержная экологическая эксплуатация планеты сделала питьевую воду редкостью и ценностью.

Мир показывает мрачный, антиутопический мир. Но, вместе с тем, он очень смешной. В нем много запоминающихся, абсурдных сцен.

Солярис (1972)




Фильм поставлен по одноименному роману польского фантаста Станислава Лема. Здесь показана история психолога Криса Кельвина, которого отправили изучить состояние экипажа космической станции. На станции, которая вращается вокруг планеты-океана Солярис, экипаж советских астронавтов. И с ними происходят необъяснимые явления. Люди сходят с ума, с ними происходят галлюцинации.

Автор романа Лем осудил кино за предательство оригинальной идеи. Что это превратилось в фильм «об эротических проблемах людей в космосе». Лем расстроился, что Тарковский показал, что космос опасен и непонятен для человека, а спокойствие - только на Земле. Его изначальная идея прямо противоположная.

Фильм однозначно можно занести в киношедевры мировой научной фантастики. Хотя гуманизма и психологии здесь получилось намного больше и, по словам кинокритиков, в Солярисе Тарковского получилось больше Достоевского, чем Лема.

Иван Васильевич меняет профессию (1973)




Лично мне очень приятно, что американский кинокритик выделил этот фильм.

Ведь в этом фильме далеко не только научная фантастика. Это - идеальный слепок с нашей жизни. Такой фильм не устаревает. В нем подмечены все особенности нашей души. И это тот редкий случай, когда фильм понятен, как глубокому старику, так и ребенку.

Мне всегда казалось, что западный зритель никогда не поймет и не оценит этот фильм.

Сюжет, с вашего позволения, пересказывать не буду - вы все его прекрасно знаете. Приведу слова из рецензии Ричарда Весса:

«Иван Васильевич меняет профессию» (он же « Иван Васильевич: Назад в будущее») - это веселая классика о путешествиях во времени, написанная самым популярным режиссером всех времен в СССР и России Леонидом Гайдаем. Это действительно потрясающий фильм!».

Человек-амфибия (1962)




Человек-амфибия рассказывает душераздирающую историю в стиле Русалочки. Действие фильма происходит в Аргентине. В нем рассказывается история об Ихтиандре, молодом человеке с акульими жабрами, которые отец пересадил ему, чтобы спасти жизнь сыну.

Ихтиандр большую часть жизни живет в море, так как не может оставаться на суше слишком долго. Однако на суше он спасает тонущую местную красавицу и безудержно влюбляется в нее. Но возникает конфликт - из-за девушки Ихтиандру приходится бороться с жестокими и жадными местными ловцами жемчуга. Развязка печальна.

За пределами СССР фильм малоизвестен. И незаслуженно!

Квентин Тарантино, режиссер «Криминального чтива» и других хитов, назвал его одним из своих любимых российских фильмов. Он с удовольствием много раз пересматривал этот фильм в 1970-х.

Ну а оскароносную фэнтези-мелодраму «Форма воды» можно назвать копией «Человека-амфибии». У обоих фильмов схожий сюжет и одно и то же имя главного героя. Более того, действие сюжета «Формы воды» происходит в 1962 году - в год, когда «Человека-амфибия» вышел.

Резюме в жанре меланхолии

С одной стороны приятно, что американские режиссеры и критики так уважительно относятся к советскому кинематографу. Ведь снять хорошее кино, которое будет актуально много лет - очень трудно.

С другой - становится грустно от ощущения, что мы многое упустили. Ведь идеи, разработанные советскими режиссерами и фантастами привели к Оскару...американских лидеров киноиндустрии. И на своих научно-популярных сагах Голливуд зарабатывает огромные деньги - и для себя и для страны.

Что-то подобное случается и с советской и российской наукой. Например, наноматериал графен, который обещает стать прорывом в будущем, разработали российские ученые - Константин Новоселов и Андрей Гейм. И заслуженно получили за это Нобелевскую премию. Только уже, как граждане Великобритании. Страна тратила силы, образовывала и взращивала кадры. И упустила их на пике формы, когда надо было снимать сливки с их успехов.

Что-то мы явно делаем не так в нашем большом историческом пути.
3 сентября 2020 00:11
Вернуться назад