uCrazy.Ru / «Я обещал Ленину», или Хватит играть конскими хвостами на обезьяньих кишках!

«Я обещал Ленину», или Хватит играть конскими хвостами на обезьяньих кишках!

Как музыкальный инструмент стал охранной сигнализацией

Осенью 1921 года молодой сотрудник Петроградского физико-технического рентгеновского института Лев Термен, ученик замечательного физика А.Ф.Иоффе, выступил на Всероссийском электротехническом съезде с докладом. Тема доклада была, казалось бы, чисто научной – «О некоторых способах применения катодных реле», – однако вызывала живой интерес у абсолютно всех посетителей, даже у охранников и случайных гостей, не знакомых ни с радио, ни вообще с физикой.

«Я обещал Ленину», или Хватит играть конскими хвостами на обезьяньих кишках!

Суть доклада заключалась в том, что в процессе работы над установкой по измерению важной характеристики газов – диэлектрической постоянной – Лев Термен придумал невероятно чувствительный по тем временам универсальный датчик. Объединив два колебательных контура – один с постоянной, а второй с переменной частотой, – и прикрепив антенну к обкладке одного из конденсаторов, изобретатель получил устройство, которое – без преувеличения! – реагировало на малейшие изменения измеряемого параметра, даже на лёгкое движение пальцами вблизи датчика...

В качестве одной из сфер применения своего будущего изобретения молодой физик назвал системы охранной сигнализации: «Представьте себе, товарищи» – говорил он с трибуны – «электрического сторожа, безукоризненно бдительного, которому не нужны ни сон, ни еда, способного уловить малейшее движение злоумышленника даже в кромешной темноте!». Зрители бешено аплодировали. «В завершение своего выступления я хочу показать электрическую музыкальную машину, собранную на основе нашего детектора» – сказал докладчик и протянул руки к стоящему на тумбе деревянному ящику с антеннами. Неожиданно раздался звук – необычно чистый, высокий, не похожий ни на один известный тогда музыкальный инструмент. Люди в зале затихли – как заворожённые, слушали они нежную мелодию Сен-Санса...

«Я обещал Ленину», или Хватит играть конскими хвостами на обезьяньих кишках!

Лев Термен играет на терменвоксе


Яркая (как бы сейчас сказали – «креативная») демонстрация была немедленно замечена властями – причём на самом высоком уровне! Изобретателя (вместе с изобретениями) пригласили в Кремль, на приём к Ленину. Термен продемонстрировал вождю мирового пролетариата созданные им приборы – и музыкальный инструмент, и охранную систему. Ленин был просто в восторге – в письме наркомвоенмору (то есть министру обороны) Льву Троцкому он писал: «Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты».

Сигнализация Термена была установлена не только в Кремле – её поставили в созданном совсем недавно государственном хранилище реквизированных ценностей (Гохране), в Государственном банке, даже в Эрмитаже. Заказы сыпались на институт один за другим, А.И.Иоффе был крайне доволен – ещё бы, получить столько заказов в настолько непростое время, да ещё научному институту?! Это была неслыханная удача! Вошёл в историю анекдотический случай о том, как старый, седой, работавший ещё с царских времён сторож Эрмитажа не поверил в «какие-то там проволочки, придуманные большевиками» и ночью лично полез в окно музея «для проверки». «Проволочки» сработали безукоризненно!

«Изобретение Термена надо всячески пропагандировать!» – писал Ленин. По личному поручению Ленина председатель ВЦИКа Авель Енукидзе выдаёт Льву Термену мандат на бесплатный и беспрепятственный проезд по всем железным дорогам России – сами понимаете, большевики такими разрешениями не разбрасывались. Вместе со своим музыкальным инструментом Термен объездил всю Россию, он выступал в театрах, в школах, на заводах и фабриках. Советские газеты захлёбывались от восторга:

"Мы строим наш новый мир на новом основаньи – следует из нашего революционного гимна. Но старое основание искусства – его техническое оборудование – безнадежно устарело. Ильич выдвинул на первое место кино, так как это электрифицированный театр, допускающий безграничное размножение.

Человечество с незапамятных времен играет конскими хвостами на овечьих, телячьих и обезьяньих кишках – пора бы покончить с варварством! Изобретение Термена – музыкальный трактор, идущий на смену сохе!"


Петроград, начало 20-х гг.


Новый музыкальный инструмент – его назвали терменвоксом, то есть «голосом Термена», – служил своего рода наглядным доказательством того, что революционная советская власть выступает на стороне прогресса, науки и самых передовых технологий своего времени. И, надо сказать, такая пропаганда действительно работала, причём не только на внутреннюю аудиторию. Многие иностранные дипломаты, учёные и инженеры с удивлением рассказывали друг другу о том, как в стране, которая ещё вчера была растерзана страшной Гражданской войной, страдала от голода, холода и колоссальной инфляции, вдруг рекламируют суперсовременные электронные музыкальные инструменты, о каких на западе ещё даже и слыхом не слыхивали...

В наши дни в музыкальном магазине среди множеcтва других инструментов можно встретить и терменвокс. Он, конечно же, не «изгнал с позором из мира музыки буржуазные скрипки, арфы, фортепьяны и прочий устаревший хлам», как об этом писали в начале 20-х годов некоторые советские газеты. Однако свой след в мире музыки этот инструмент оставил – его завораживающее, «неземное», «потустороннее» звучание можно услышать во многих классических и эстрадных произведениях, а также в саундтреках к огромному количеству фильмов.


Терменвокс фирмы Moog, известного производителя синтезаторов


Жизнь Льва Сергеевича Термена была долгой и сложной. Он был и музыкантом (прекрасно играл на виолончели), и учёным-изобретателем, и преуспевающим бизнесменом (по заданию советских властей он надолго уехал в США и жил там), и заключённым (после возвращения в СССР он был арестован, отбывал срок на золотоносных приисках в Магадане), и сотрудником секретной научной лаборатории (работал под руководством Сергея Королёва), и лауреатом Сталинской премии (за изобретение подслушивающих систем «Буран» и «Златоуст»), и руководителем уже вполне себе мирной экспериментальной лаборатории электронных музыкальных инструментов...

Многие фрагменты биографии этого человека до сих пор остаются загадкой. В 1991 году, в возрасте 95 лет, он неожиданно вступил в коммунистическую партию Советского Союза (тогда уже совсем непопулярную и готовую развалиться). На вопрос «зачем?» он ответил просто: «Я обещал Ленину».
14 февраля 2021 10:22
Вернуться назад