Современным родителям в определенный момент приходится задумываться о половом просвещении своих детей. Вокруг столько источников, поэтому родителям приходится решать иногда очень сложную дилемму: и правильную информацию о половой жизни до ребенка донести, и от негатива его уберечь.
А как эту проблему решали наши предки?
Сказки про аиста и капусту были не нужныНа Руси и в средневековой России, конечно же, таких слов как «половое воспитание» и «сексуальное просвещение» не знали.
В низших и высших сословиях русского общества к этим вопросам решали по-разному.
В крестьянской среде проблем не возникало в принципе. Дети с малолетства ухаживали за скотиной. А поэтому видели и спаривание животных, и последующую стельность коровы или козы, и рождение детенышей.
Избы были небольшими, в них часто проживали представители нескольких поколений. Дети невольно были в курсе отношений между старшими родственниками.
Свадебные обряды также были достаточно откровенными, утром демонстрировалась простыня. Поэтому вопросы добрачных половых связей широко обсуждались всей деревней.
В городах обычным жителям тоже не приходилось специально просвещать детей. В семьях были собаки, кошки, их никто не стерилизовал. Поэтому дети с малых лет понимали, что происходит и откуда взялись щенки и котята.
Половое воспитание юношей в высших кругахВ среде дворян и интеллигенции бытовали совсем другие подходы к подобным темам.
Во-первых, никакого упоминания о постыдных вопросах не допускалось. Ханжески темы различия полов, интимной близости, рождения детей категорически исключались в приличном обществе.
Даже вполне безобидные слова могли быть под запретом из-за возможных сексуальных ассоциаций.
Таким образом, «теория», подготовка к браку и обсуждение сексуальных проблем попросту бойкотировались.
На практике же действовала жесткая политика двойных стандартов.
С юношей старшие родственники-мужчины также не вели просветительских бесед. Но обычно способствовали «практическому обучению». В дворянских семьях это могли быть дворовые девушки и женщины, которым вменялось в обязанность просветить молодого барчука и оказывать ему интимные услуги. В некоторых семьях такая «воспитательница» могла перейти из категории любовницы отца в разряд первой партнерши для сына. Для молодых мужчин подобное просвещение считалось необходимым. К тому же, мужчины могли вступать в брак гораздо позже, например, после многих лет военной службы. Поэтому подобное решение вопроса за счет крепостных было в норме.
Если возможности приставить к барчуку дворовую девушку не было, то отец или другой старший родственник мог отвести его в бордель. В них даже были женщины, специализировавшиеся на подобных услугах.
В интеллигентных городских семьях также практиковалось нахождение мальчику-подростку женщины из нижних слоев для первой интимной близости. Этим могла даже заняться мать, подобрав сговорчивую горничную либо женщину на стороне, часто замужнюю, но нуждавшуюся в деньгах.
Лишь к концу XIX века в наиболее образованных кругах стала созревать потребность в более научном, этичном и грамотном подходе к решению вопроса. Первые исследования в этой области предпринял Московский университет в 1904 году. Но общество оказалось настольно неосведомленным в вопросах половых отношений, что пыталось передать эту функцию из семьи образовательным учреждениям либо священникам.
Школа и церковь в подобное просвещение категорически не вмешивалась.
Просвещение дворянкиК девочкам подход был совершенно иным. По высказыванию одной из воспитательниц престижного Института благородных девиц, дворянка либо девушка из интеллигентной семьи должна была быть настолько невинной, чтобы и не подозревать о подробностях интимных отношений между взрослыми. Эта дама заявляла, что идеал воспитания — девушка, которая считает, что мужчины отличаются лишь наличием бороды и усов.
Брачный возраст наступал примерно с 16-17 лет. Девушку намеренно держали в полном неведении обо всей сфере интимности. К этой стороне брака она была полностью не готова, но это мало кого волновало. Лишь изредка непосредственно накануне свадьбы с девушкой могла провести беседу мать либо сваха. Но это было скорее исключением из правил, да и сводились беседы к вопросам покорности и смирения.
Легче было девушкам из поместий. К дворянке приставляли горничную из дворовых девушек. Они часто и просвещали немного своих молодых хозяек простым деревенским языком.
Поэтому опыт предков современным родителям никак не пригодится. В России не было культуры просвещения детей и подростков в вопросах отношения полов.