uCrazy.ru > Интересное > Почему не надо жалеть бурлаков?

Почему не надо жалеть бурлаков?


12 августа 2021 00:35. Автор: aptoc

Благодаря знаменитой картине Ильи Репина и советской пропаганде бурлаки стали ярким символом гнёта «трудового народа» и архаичности царского режима. Однако если беспристрастно изучить жизнь и особенности труда бурлаков, то окажется, что жалеть их, по большому счёту, не стоит.

Почему не надо жалеть бурлаков?

Фрагмент картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге".
Россия – это огромный край больших и малых рек, которые издавна использовались для судоходства. По речным артериям перевозили товары и сплавляли лес. Особенно сильно возросла роль речного судоходства в XIX веке, когда в Российской империи произошла промышленная революция.

Для перевозки грузов в основном использовались парусные суда, которые не могли плыть против течения. Поэтому в России широко использовался труд бурлаков – наёмных рабочих, которые тянули суда по реке.

Труд бурлаков был очень тяжёл. Он требовал большой физической силы и выносливости. Поэтому советская пропаганда превратила бурлаков в настоящих мучеников. Так что обывателю при слове «бурлак» представляется измождённый непосильным трудом мужик в лохмотьях, тянущий из последних сил судно какого-то «купца-кровососа». Как тут не пожалеть бурлака?! Однако в реальности всё было несколько иначе…

Во-первых, бурлацкий труд оплачивался. В среднем рядовой бурлак получал около 70 рублей. Для сравнения: на момент 1913 года гусь стоил 1 рубль, 1 кг осетрины 90 копеек, а пресловутая французская булка около 8 копеек. Правда, эти 70 рублей бурлак получал за весь сезон. Поэтому за месяц он вряд ли зарабатывал больше 10 – 15 рублей. Деньги не ахти какие. Но и труд бурлака, несмотря на тяжесть, не требовал какой-то квалификации. При этом не стоит забывать, что бурлаков кормили владельцы судов.

Во-вторых, изображённая на картине Репина сцена – это скорее исключение из правил. Обычно шедшие против течения суда бурлаки тянули совершенно иначе.

Почему не надо жалеть бурлаков?



Вперёд посылалась лодка. Она бросала тяжёлый якорь. От лодки на судно тянули длинный канат, который бурлаки или тягловые животные вроде мулов наматывали на большой барабан, находившийся на корме судна. Таким образом судно шло против течения.

Наматывать канат на барабан – занятие тяжёлое. Но это куда лучше, чем тянуть лямку, идя по вязкому песку или по колено в воде.

В-третьих, бурлачество не требовало какого-то особого ума и высокой квалификации. Для жителей Российской империи это была скорее шабашка, сезонная работа, источник побочного заработка. Поэтому в бурлаки часто нанимались, как это принято сейчас говорить, асоциальные элементы: бродяги, ссыльные, бывшие каторжники и даже беглые преступники.

Скажем честно, этот контингент плохо вписывается в образ честных бедняков, которых эксплуатировали «проклятые капиталисты». Жалеть таких людей трудно...

Ну и не стоит забывать, что Репин писал свою знаменитую картину во времена, когда бурлачество переживало закат. В отсталой и замшелой царской России активно развивалось пароходство. А пароходы по понятным причинам не нуждались в бурлаках.

В заключение стоит добавить, что бурлачество существовало не только в Российской империи. Например, это фото часто тиражируется на советофильских интернет-ресурсах.

Почему не надо жалеть бурлаков?



Оно призвано посрамить «булкохрустов» и показать бедственное положение «трудового народа», из которого «царизм выпивал последние соки». Правда, фото было снято в 20 – 30-ых годах XX века, когда никаких царей уже не существовало.

Кроме того, бурлачество было распространено и в других странах. В том числе в сытых государствах Западной Европы. Например, вот известная фотография, на которой почтенная голландка в шляпке тянет за собой большую лодку.

Почему не надо жалеть бурлаков?



Также бурлачество существовало в Италии, Германии, Великобритании и в прочих странах Европы, где существовала разветвлённая речная сеть. Причём изображения бурлаков можно увидеть на фотографиях 20 – 30-ых годов XX века. Окончательно бурлачество в европейских странах исчезло лишь после широкого внедрения дизельным моторов на речных судах.