uCrazy.ru > Интересное > Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником


12 января 2022 00:18. Автор: 111qwe

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником


При обсуждении отечественной аппаратуры частенько появляются комментарии читателей типа: "вся аппаратура в СССР собиралась по одной типовой схеме, потому что не было конкуренции!".Действительно, телевизоры в СССР были унифицированные по классам аппаратуры и по модификациям. К тому же радиозаводы имели право вносить изменения в схему "непринципиального характера". Этих унифицированных схем было более десятка.

Вот в США, на родине изобилия производителей и жесткой конкуренции, действительно все производители массово выпускали радиоприемники "по одной типовой схеме". Разными были только внешнее оформление корпусов, что создавало иллюзию разнообразия аппаратуры.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Радиовещание зародилось в начале 20х годов прошлого столетья. Тогда и начали появляться фирмы-производители радиоприемников, как грибы после дождя. Радиовещание (газета без бумаги и расстояний) быстро набирало популярность. Производителям тоже постоянно приходилось наращивать объемы производства. Деньги текли рекой и все были довольны.

Ситуация изменилась в середине 30х годов-на рынке сбыта наступило перенасыщение. Пришлось производителям вспомнить про бедную категорию покупателей. Огромные полированные корпуса поменяли на скромные ящики, а сложную аппаратуру на множестве радиоламп сменить на примитивные одно-двухдиапазонные схемы.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



На пути удешевления радиоприемника добрались до одного из самых дорогих элементов схемы-трансформатора. Его задача обеспечить схему радиоприемника необходимым напряжением: анодным(около 200Вольт) и накала (6,3Вольта).

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Для этого в трансформаторе наматываются отдельные обмотки. Это обеспечивает еще и гальваническую развязку от напряжения в розетке-касание к шасси приемника не опасно.

Каждый трансформатор собирается вручную, поэтому у них себестоимость очень высокая. Вот и решили производители избавится от этого "дорогого буржуина". Один из основных производителей радиоламп США, фирма RCA, разработала специальные радолампы. Вместо 200 Вольт для анодных цепей вполне было достаточно и 110 Вольт, а вместо накала в 6,3 Вольта сделали 12 и 50 Вольт. В схеме нити накалов радиоламп соединялись последовательно и суммарное напряжение накала получалось достаточным для прямого включения в розетку 110 вольт.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



В погоне за снижением себестоимости, был даже разработан радиоприемник на четырех лампах, но качества звука у него было просто отвратительным. Поэтому от этой схемы отказались.

В США к тому времени было более сотни производителей радиоприемников. Все они оказались перед непростым выбором: либо продолжать выпускать качественные и дорогие радиоприемники и в конце концов разориться, либо перейти на выпуск радиоприемников по схеме фирмы RCA.

Через пару лет в США уже не осталось производителей, массово выпускающих радиоприемники по своим схемам, все "подсели" на типовую схему RCA.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Радиоприемники отличались только корпусом. Вся электронная начинка была собрана по одной и той же схеме. Чтобы покупатель не сильно грустил по разнообразию, была проведена рекламная компания, прославляющая типовую схему как национальное достижение США. Схема получила название All American Five (Всеамериканская пятерка).

Покупателей бюджетной категории всегда было больше и дешевые приемники пользовались высоким спросом. Большие объемы выпуска позволяли быстро окупить оборудование и еще больше снизить себестоимость. Цена на такие радиоприемники упала до 15 долларов.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



У "всеамериканской пятерки" был один существенный недостаток: напряжение розетки подавалась в приемник напрямую. Лампы размещались на металлическом шасси, которая соединялась с общим проводом схемы. Касание к шасси рукой было чревато смертельным ударом электричества. Производители старалась конечно тщательно изолировать деревянным корпусом, но все винты крепления то были металлическими.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Не зря приемники серии "всеамериканская пятерка" получили народное название: "Победа алчности над инстинктом самосохранения ".

Вскоре получил распространение новый стандарт радиоламп-"пальчиковые". Специфичные радиолампы "всеамериканской пятерки" начали выпускать и в этом стандарте.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Максимально удешевленные типовые радиоприемники оказались очень живучими. Серию All American Five выпускали более 25 лет. Даже когда вовсю производились транзисторные радиоприемники, пятиламповые приемники все еще продавались американским покупателям. В 60х годах США активно выводит производство радиоаппаратуры в Японию. Радиоприемники "всеамериканской пятерки" начинают поставляться в США уже из Японии.

Способ удешевления радиоприемников понравился производителям и по такому же принципу был разработан типовой ламповый телевизор. Так как трансформатор в телевизоре гораздо больше, чем в радиоприемнике, то экономия была еще существенней.

Выпуск ламповых телевизоров по типовой схеме продолжался до начала 80х годов. Последней моделью этой серии стал Portacolor, выпускавшийся фирмой General Electric.

Иллюзия разнообразия-как американцев ограничили одним типовым радиоприемником



Так что десяток советских унифицированных схем это огромный выбор, по сравнению с жесткой разработкой американцев All American Five. Там при всем желании не внесешь изменения в схему.