uCrazy.ru > Интересное > NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику

NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику


14 мая 2022 13:00. Автор: aptoc

В XX веке появлялись по-настоящему грандиозные проекты. В Советском Союзе неоднократно обсуждали проект переброски вод рек Сибири в Центральную Азию. Китай собирался орошать пустыня водами южных рек. Что же объединяет все эти проекты? И почему не удалось реализовать постройку сети каналов, которые бы позволили озеленить юг США и север Мексики?

NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику

В США существовало несколько проектов по переброске вод с севера континента в засушливые центральные и южные земли, но NAWAPA считался самым перспективным и проработанным.

NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику



NAWAPA был предложен специалистами Инженерного корпуса армии США в пятидесятых годав двадцатого века. В первую очередь планировалось задействовать реки в южной части Аляски. NAWAPA представлял собой сложный комплекс решений, который бы объединял в одну систему 369 отдельных строительных проектов. Через территорию Канады воды планировалось доставить в первую очередь в северную Монтану.

Но до семидесятых годов проект NAWAPA не рассматривался всерьёз из-за экологических проблем, которые бы возникли в случае его реализации.

Технический план и экономическое обоснование были составлены в 1964 году специалистами корпорации Парсонс (Пасадена, Калифорния). В 1975 года на реализацию NAWAPA потребовалось бы около $100 000 000 000.

Бывшая штаб-квартира Parsons в Пасадене, Калифорния.

NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику



План инженеров Parsons предусматривал отвод воды из рек Юкон, Лиард, Пис-Ривер в южную впадину Скалистых гор, которую перекрыли бы плотинами. Предполагалось создать в Скалистых горах водохранилище длиной более 800 км. Часть воды из него планировалось направить в центральную часть Канады, чтобы создать судоходный водный путь, который бы объединил Альберту с Великими озёрами в восточной части страны.

Большая часть воды была бы зарезервированна для США, где по системе каналов, рек и акведуков доставлялась к югу Скалистых гор и Нью-Мексико.

Агротехники уверяли, что подобный проект бы смог повысить число сельскохозяйственных предприятий и ферм в стране. Считалось, что NAWAPA сделало бы плодородной территорию, превышающую 300 000 квадратных километров. Также NAWAPA полностью ликвидировало бы периодическое маловодье, которое случается в верховьях рек Миссури и Миссисипи.

Для удешевления проекта предлагалось использовать ядерные взрывы для создания подземных резервуаров и создания особо сложны каналов.

Проект мог бы обеспечить также целый каскад ГЭС и АЭС в западной части страны, удешевив производство электроэнергии. Противники проекта уверяли, что значительную часть энергии пришлось бы тратить на работу самих насосных станций, которые бы перекачивали воду в южном направлении, но технического обоснования представлено не было.

NAWAPA – великий проект переброски вод из Аляски и Канады в Мексику



Новые водоёмы уничтожили бы целые экосистемы и населённые пункты. Пришлось бы платить деньги для выкупа земли у переселенцев, а также покрывать им транспортные издержки. Например, только в Канаде потребовалось бы переселить город Принс-Джорд (Британская Колумбия), в окрестностях которого проживало более 100 000 человек.

По приблизительным подсчётам только для работы насосных станций пришлось бы построить шесть АЭС в Канаде и США.

Экологи воспротивились, заявив, что вся популяция лосося во многих реках Аляски и Канады исчезнет безвозвратно.

Проект NAWAPA не был реализован по целому ряду причин: экологических (от уничтожения ландшафта до влияния на животных и людей), политических (реализация проекта подразумевала взаимодействие правительств сразу трёх стран, а также переселение большого числа людей), экономических (беспрецедентные траты, ведь их невозможно бы было покрыть только за счёт дальнейшей выработки электроэнергии и сельхозпроизводителей, которые бы получили от его реализации прямую выгоду) до логистических (пришлось бы перестраивать не только гидросооружения, но также и строить новые дороги, создавать иную систему коммуникаций).