Особое положение евреев в России в 1770-80 гг.

Автор:
penrosa
Печать
дата:
31 июля 2014 18:00
Просмотров:
1968
Комментариев:
15
Особое положение евреев в России в 1770-80 гг.


В результате раздела Речи Посполитой в 1772 году под власть Российской империи попали евреи, проживавшие на аннексированных территориях Белоруссии. Их было около 50 тысяч. Отношение к ним новых властей было благожелательное.

Российские власти стали рассматривать евреев как отдельное сословие. К примеру, они должны платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов – 1 рубль с души в год (меньше, чем у купцов, но больше, чем у крестьян).



Новые власти восстановили широкие полномочия кагала, урезанные в Польше в 1764 году, т.е. еврейского общинного самоуправления. Эта мера объяснялась тем, что власть стремилась поскорее найти эффективного агента для управления новыми, во многом странными для неё подданными. В стремлении компенсировать собственную бюрократическую слабость власти предпочли восстановить самоуправление евреев, а не отдать контроль над ними местным христианским элитам.

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отрадал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.

Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами. Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.

Особое положение евреев в России в 1770-80 гг.


Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям – купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.

Особое положение евреев в России в 1770-80 гг.


«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, – писал историк Феликс Кандель. – Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям – в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена – на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

Но и эти положения пока оставались посильными для евреев. Так, после изгнания купцов-евреев из Москвы им было позволено уехать в Петербург. В 1802 году купец Ноткин и его единоверцы основали в Петербурге еврейское похоронное братство, которое официально получило землю для еврейского кладбища (там Ноткин и был похоронен в 1804 году). А Иуда Лейба Невахович, автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, «как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе».

Особое положение евреев в России в 1770-80 гг.


Окончательно отношение власти к евреям стало враждебным после второго раздела Речи Посполитой. Тогда Россия получила от 500 до 700 тысяч евреев. Затем было присоединение в 1815 году Царства Польского с 300 тысячами евреев и Бессарабии (1812 год) ещё с 20 тысячами иудеев. Так в Российской империи оказалось более половины евреев Европы.


1 не понравился
13 понравился пост
 
Незарегистрированные посетители не могут оценивать посты
 
 
 
 

Смотрите также:

 
 
 
 

Комментарии

 
 

 
 
 
Странник
Дата:
(31 июля 2014 13:51)
#1
эх..чтож может тогда и Посполиту делить не надо было? резали б они там все друг друга и всего делов...только белорусов бы освободить и все..
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Baphomet
Дата:
(31 июля 2014 18:26)
#2
это особое положение, во-первых, было не таким, во-вторых оно существует с допотопных времен по всему миру. И власти эти, которые их "рассматривают" - евреи )
 
ZARUBEZHOM.COM
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Baphomet
Дата:
(31 июля 2014 18:57)
#3
читайте
ZARUBEZHOM. com
 
ZARUBEZHOM.COM
Томская область > Северск [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Странник
Дата:
(31 июля 2014 19:33)
#4
никоим образом я не против людей других национальностей, просто не понятно почему вся помощь делается за счет, в ущерб и с притеснениями своего народа???
Томская область > Северск [ссылка]
3 / 1
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(31 июля 2014 19:52)
#5
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw
[ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Baphomet
Дата:
(31 июля 2014 20:18)
#6
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw


объяснение просто. Гоголь - еврей. А евреи создают себе легенду "обиженного народа" и крайне эффективно её используют

В то время как они владеют миром и являются главными "частными спонсорами" всех государств
 
ZARUBEZHOM.COM
Томская область > Северск [ссылка]
2 / 2
 
 
 
 
 
 
wowus1968
Дата:
(31 июля 2014 20:49)
#7
Цитата: mukas911
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw

их не любили ещё до рождения Христа
Москва [ссылка]
2 / 0
 
 
 
 
 
 
Cassel
Дата:
(31 июля 2014 21:06)
#8
Цитата: Baphomet
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw


объяснение просто. Гоголь - еврей. А евреи создают себе легенду "обиженного народа" и крайне эффективно её используют

В то время как они владеют миром и являются главными "частными спонсорами" всех государств

Если в кране нет воды значит выпили жиды? Вообще-то не только Гоголь пишет о притеснении детей израилевых, это упоминается у огромного числа писателей или все писатели евреи?
Москва [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(31 июля 2014 21:10)
#9
Цитата: wowus1968
Цитата: mukas911
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw

их не любили ещё до рождения Христа

Удивило,не вру. Хочу вещдоков.Было-бы интересно почитать cool
[ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
Cassel
Дата:
(31 июля 2014 21:27)
#10
Цитата: mukas911
Цитата: wowus1968
Цитата: mukas911
По ходу тема давняя, В Тарасе Бульбе у Гоголя евреев уже никто не любит,а это если не ошибаюсь 14-15 век, а может и раньше. dntknw

их не любили ещё до рождения Христа

Удивило,не вру. Хочу вещдоков.Было-бы интересно почитать cool

Взять хотя бы ветхий завет troll
Москва [ссылка]
0 / 0
 
 
 
 
 
 
Comrade Ser_GUN
Дата:
(31 июля 2014 21:32)
#11
Из всей нашей империи, из городов, сел и деревень всех мужеского и женского пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением, немедленно выслать за границу и впредь их ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания
— императрица Елизавета Петровна (13 декабря 1742 года)




Белгород [ссылка]
10 / 13
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(31 июля 2014 21:37)
#12
Цитата: Cassel
Взять хотя бы ветхий завет

Уже ближе,хочу теплее
[ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
bobr-shmobr
Дата:
(31 июля 2014 21:57)
#13
Вот она когда ржа зародилась на стальной поверхности государства Российкого! И снова через немчуру...
[ссылка]
1 / 0
 
 
 
 
 
 
mukas911
Дата:
(31 июля 2014 22:35)
#14
Цитата: bobr-shmobr
Вот она когда ржа зародилась на стальной поверхности государства Российкого! И снова через немчуру...

С немчурой-то, батенька, Россия кенты были 300 лет,начиная от Петьки первого и до первой мировой,а Россия и ,а посля с америкосами якшались,они нам Днепрогрэс построили.Люби людей их мало осталось. biggrin
[ссылка]
0 / 1
 
 
 
 
 
 
SDD
Дата:
(31 июля 2014 23:36)
#15
Цитата: Cassel
Взять хотя бы ветхий завет

ну и что там, как Яхве любил сынов Израилевых и какой он был кровожадный?

а "сынок" его, еврей из Галилеи ...
Томск [ссылка]
0 / 1
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оставлять свои CRAZY комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста пройдите простую процедуру регистрации или авторизируйтесь под своим логином. Также вы можете войти на сайт, используя существующий профиль в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и другие)

 
 
 
 
 
Наверх