Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
48
1
1
penrosa
На uCrazy 12 лет 8 месяцев
Всячина

Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !



Происшествие с Ту-124 над Запорожьем — авиационное происшествие, случившееся в среду 27 июля 1966 года в районе Запорожья.

Самолёт выполнял пассажирский рейс 67 из Казани в Симферополь с промежуточной посадкой в Харькове, командиром экипажа был Рашид Абдрахманович Ибрагимов. Первая часть полёта прошла без отклонений, после чего авиалайнер вылетел из Харькова в Симферополь. Всего на борту 56-местного лайнера находились 90 человек — 62 взрослых и 28 детей.

СПРАВКА: Ту-124В с регистрационным номером CCCP-45038 (заводской — 3351003, серийный — 10-03) был выпущен Харьковским авиационным заводом 12 февраля 1963 года, а 26 февраля передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое направило его во Внуковский авиаотряд Московского территориального управления гражданского воздушного флота (ГВФ). 15 февраля следующего года авиалайнер был направлен в Шереметьевский авиаотряд Центрального управления Международных воздушных сообщений (ЦУМВС), а 26 декабря в том же году — в 1-й Казанский авиаотряд Приволжского управления ГВФ. Изначально самолёт имел салон на 44 пассажирских места, но позже был переделан на 56-местный.

Согласно полученному экипажем перед вылетом прогнозу погоды, на маршруте ожидалась ясная погода, хотя и было грозовое положение, но сама гроза при этом не ожидалась. Также в процессе набора высоты отказал бортовой радиолокатор, из-за чего экипаж теперь не мог контролировать погоду впереди самолёта.

Вскоре рейс 67 занял предписанный эшелон 7200 метров, а через некоторое время на высоте вдруг появились облака, при этом дальнейший полёт проходил среди них. Спустя полтора часа после вылета экипаж передал в Харьковский центр управления воздушным движением о следовании по маршруту на высоте 7200 метров, когда снаружи вдруг потемнело и появились микромолнии, после чего авиалайнер резко взметнулся вверх.

Потеряв 4 километра высоты, причём менее, чем за 10 секунд, со слов командира экипажа, самолёт вышел из облаков с креном 60-70°, после чего пилоты смогли выровнять машину и стабилизировать на высоте 2800 метров, после чего доложили о случившемся диспетчеру.
Однако тот не поверил в случившееся, поэтому вместо него на связь с экипажем вскоре вышел другой диспетчер, который дал указание борту 45038 выполнить доворот в 30° и следовать по данному курсу 2 минуты, после чего можно начинать набор высоты.

Вспоминает командир Рашид Ибрагимов:
«... Такое ощущение, будто лайнер кто-то снизу огромной кувалдой стукнул. Самолет встал «на попа», и хвостом вниз рухнул в темную облачную пропасть. Локатор отказал, бортовые приборы бессмысленно крутятся. Штурвал неуправляем, я пытаюсь хоть как-то его вывернуть — бесполезно! И все это в считанные секунды. Потом — бац! Какой-то грохот по носу самолета. И наш лайнер резко носом вниз клюнул. Я тогда практически вниз головой повис на привязных ремнях, а бортмеханик Владимир Иванов — тот головой чуть ли не в потолок «впечатался».

Я думал — ему конец… Да и всем нам тоже. Эта мысль возникла у меня, потому что самолет на бешеной скорости уже мчался вниз, к земле, прямо носом. И главное, в этот момент головой это понимаешь, а физические ощущения — совершенно другие. Будто и нет никакой скорости! Будто и времени вообще нет. Просто всё замерло. И… тишина…


Как советский дозвуковой авиалайнер однажды развил скорость в 1500 км/час !

Командир экипажа Рашид Абдрахманович Ибрагимов


Не могу это объяснить. В подсознании тут же мелькнуло: «Вот так, наверное, и умирают… И Коля так погиб…». Но именно в эту минуту вдруг внизу, в самом конце «чёрной дыры» показалось светлое пятнышко. Наш самолет — махину более 23 тонн весом — буквально засасывало туда, как пушинку пылесосом. И в одно мгновенье как бы втянуло внутрь и выбросило куда-то.

Такое ощущение, что из большой чёрной облачной зоны выкинуло. И тут я увидел линию горизонта! Она мелькала, ходила из стороны в сторону, но она — БЫЛА!

Я из последних сил стал выравнивать самолет. И у меня получилось! К моему удивлению, неожиданно заработали все приборы, и даже связь с землёй. Но думать об этом было некогда.
Я уже вовсю орал диспетчеру: «Харьков, подход! Харьков, подход! Попали в грозу, высота — 2800, курс такой-то, нет ли встречных?»

«Да вы что, обалдели?! — слышится с земли, — как 2800?! Вы же 10 секунд назад были на высоте 7200? Этого НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!»

А я и сам знаю, что не может, за 9,8 секунды мы упали на 4 тысячи метров, и лайнер не развалился на части. Просто чудо…»


Через некоторое время самолёт достиг Симферополя и выполнил нормальную посадку. В результате происшествия умер один из пассажиров — старший советник юстиции прокуратуры города Харьков. Больше никто на борту не погиб, хотя ряд пассажиров и членов экипажа получили различные травмы во время беспорядочных манёвров самолёта в ходе падения.



Борт 45038 был восстановлен и продолжил эксплуатироваться в Казанском авиаотряде. Через 13 лет и 1 месяц после происшествия в районе Запорожья, 29 августа 1979 года этот самолёт выполнял пассажирский рейс из Киева в Казань, когда над Кирсановским районом Тамбовской области он неожиданно перешёл в крутое снижение, а затем разрушился в воздухе от перегрузок, при этом погибли 63 человека. После данной катастрофы эксплуатация самолётов Ту-124 в Аэрофлоте была прекращена.

все теги
Комментарии8
  1. Rallyst
    На uCrazy 14 лет 8 месяцев
    Действительно повезло, что лайнер на развалился от такого. Потому и опасно летать в условиях грозовой деятельности.

    Вспоминаю случай с Ту-154, описанный Ершовым в одной из его книг. Там тоже попали в сильную болтанку, но сели. На земле стали самолёт заправлять, КВС смотрит - а из крыльев струи хлещут. В обшивке трещины появились после перегрузок...
  2. boroda3
    На uCrazy 13 лет 3 месяца
    Цитата: Rallyst
    Потому и опасно летать в условиях грозовой деятельности.

    Летать вообще опасно. Особенно когда приборы отказывают уже на взлете, пилоты плюют на отказавшие приборы и продолжают полет, а диспетчеры вместо выполнения своей работы обсуждают, что может быть и чего не может.
    Удивительно, как при таком всеобщем пофигизме так мало людей гробится.
  3. mukas911
    На uCrazy 12 лет 2 месяца
    В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили thumbup
  4. Landskneht
    На uCrazy 10 лет 2 месяца
    Очень интересно, спасибо smile
  5. Running Wild
    На uCrazy 14 лет 2 месяца
    Цитата: mukas911
    В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили thumbup


    У 154 нет баков сзади. Автоматика не перекачивает самовольно топливо, там другие задачи, так как может быть утечка и автомат угробит самолет.
  6. Rallyst
    На uCrazy 14 лет 8 месяцев
    Цитата: mukas911
    В сараях того времени командир упирался в приборы глазами, а вел его помошник.Где топлива по тоннажу больше? В правом крыле или левом? А, может в хвост перекачаем? А, не грохнемся?Это я не придумал, так выглядит ТУ-154.Хорошо чичас усе это на автомат переложили

    Иногда лучше промолчать, чем чушь пороть smile
  7. VANuzer
    На uCrazy 11 лет 23 дня
    резко взметнулся вверх.

    Потеряв 4 километра высоты,

    это как так? eek
  8. vitaliy22
    На uCrazy 16 лет 10 месяцев
    "" Всего на борту 56-местного лайнера находились 90 человек в‚” 62 взрослых и 28 детей.""

    Ну как в УТРЕННЕЙ МАРШРУТКЕ!!!!! haha haha

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}