Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
32
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 23 дня
Всячина

В далёком-предалёком Коралловом море...


Японский рисунок времён войны, изображающий гибель "Лексингтона"


7-8 мая 1942 года состоялась битва в Коралловом море - первое в истории сражение авианосцев,
и одна из интереснейших морских баталий Второй Мировой.

С 30 апреля 4-й флот адмирала Иноуэ проводил операцию по захвату Порт-Морсби. Главной силой японцев было ударное авианосное соединение вице-адмирала Такаги, ядром которого являлась 5-я дивизия авианосцев ( тяжелые авианосцы "Сёкаку" и "Дзуйкаку") под командованием контр-адмирала Хара.

Американская разведка сработала блестяще, и на помощь австралийским союзникам прибыло 17-е оперативное соединение вице-адмирала Флетчера, в состав которого входили тяжелые авианосцы "Лексингтон " и "Йорктаун" под командованием контр-адмирала Фитча.

С 2 по 6 мая обе эскадры вели поиск противника, при этом и японцы и американцы допускали грубые ошибки, и не раз упускали неприятеля при благоприятных обстоятельствах.

В далёком-предалёком Коралловом море...

"Дзуйкаку"


Утром 7 мая, так и не вступив в боевое соприкосновение, противники наконец-то провели атаки. Японцы потопили американский эсминец "Симс" и танкер. Американцам повезло несоизмеримо больше: они сумели застать врасплох лёгкий авианосец "Сёхо", прикрывавший конвой, который после этой атаки был отозван. Таким образом, удалось сорвать десантную операцию против Порт-Морсби.
Флетчер не решились продолжить активный поиск противника. Хара же, наоборот, вечером поднял самолёты. За этим последовала один из самых абсурдных эпизодов в истории Тихоокеанской войны: после долгих поисков в сумерках и внезапного боя с американскими истребителями, понесшие большие потери японцы приняли решение возвращаться на родные корабли, сбросили, как полагалось, торпеды и бомбы перед посадкой и… наткнулись на "Лексингтон". Удачная возможность для атаки так и не была реализована. Таким образом, первую фазу сражения японцы провалили. Был потерян лёгкий авианосец, сорвана десантная операция, зазря погибли лётчики.

На рассвете 8 мая Хара снова поднял самолёты. Фитч, как выяснилось, сделал то же самое. В 7.22 были обнаружены японские авианосцы, в 7.25-американские. Начался первый в истории авианосный бой, в самом жестоком его варианте - встречном, когда в воздух с обеих сторон одновременно были подняты две волны самолётов. Японцы, однако, успели первыми: в 9.20 17-е соединение было атаковано. "Лексингтон" получил тяжелые повреждения (2 торпеды, от 2 до 5 бомб, 3 близких разрыва), "Йорктаун"-лёгкие (1 бомба). Атаковавшие примерно в то же время американцы добились трёх бомбовых попаданий в "Сёкаку". Из-за повреждений полётной палубы корабль временно утратил боеспособность.


"Лексингтон "


Около часа дня на "Лексингтоне" начало взрываться горючее, и корабль также стал небоеспособен. У обеих сторон осталось по одному исправному авианосцу. Противники понесли тяжелые потери в самолётах, однако японцы были уверены, что оба американских корабля потоплены. Кроме того, нужно было любой ценой сохранить "Сёкаку". Хара, с согласия Такаги, принял решение выйти из боя.
16 часов команда оставила "Лексингтон". В 20 часов пылающий остов корабля был добит эсминцами, после чего "Йорктаун" покинул поле боя, направляясь в Перл-Харбор.

Хара и Такаги попытались утром отыскать врага и продолжить бой, но было уже поздно.
"По очкам" Кораллово море оказалось победой японцев: потеряв лёгкий авианосец, они потопили авианосец тяжелый. Однако, как показали дальнейшие события, это был классический пример Пирровой победы, ведущей к поражению. Впервые с начала войны японские моряки и лётчики продемонстрировали растерянность и усталость, понесли большие и неоправданные потери. Был сорван захват Порт-Морсби, причём японское командовании, почему-то, так и не решилось продолжить операцию, сулившую большую выгоду. Повреждённый "Сёкаку" японские кораблестроители не могло быстро отремонтировать. "Потопленный" же "Йорктаун" был введён в строй как раз вовремя, чтобы успеть к решающему сражению. Японские морские руководители получили немало тревожных сигналов, к которым, однако так и не соблагоизволили прислушаться. Они готовились к захвату Мидуэя.


"Сёкаку" под бомбами


Американский взгляд на события лучше всего изложен в книге Ф. Шермана "Война на Тихом океане". Автор - бывший командир "Лексингтона", так что его сведения весьма ценны. Разбор сражения есть и в официальном историческом труде С. Э. Моррисона "Американский ВМФ во Второй Мировой войне". Неплохой японский обзор событий можно найти в коллективном труде: Д. Хорикоши, Ф. Окумия и М. Кайдин "Зеро! Японская авиация во Второй Мировой войне". Тема затрагивается также в "Мидуэе" Футиды и Окумии. Нельзя не упомянуть "Боевой путь Императорского японского флота" П. Дала. Наконец, есть ещё "Тихоокеанская премьера" Переслегина. Но это компиляция из общедоступных сведений, густо приправленная авторской фантазией и дурным стилем. Лучше обратиться к первоисточникам, благо, почти всё есть в Интернете.


P.S. От продолжения операции японцы отказались по причине отсутствия полной информации о силах противника, потому что их авианосцы (и ничьи авианосцы в тот момент) вообще были не приспособлены к затяжным наступательным операциям (ведь после сражения нужно было еще обеспечивать собственно высадку в Порт-Морсби) и потому, что вообще этот Порт-Морсби явно не стоил риска потери одного из бесценных тяжелых авианосцев. Ну, стоит в скобках отметить, что, весьма вероятно, правильно отказались - американцы тоже считали, что японское авианосное соединение получило почти фатальный удар и при продолжении операции могли бы попытаться его добить.

Еще стоит отметить, что пирровой победой Коралловое море стало благодаря самому японскому руководству. Возможность вытащить "Дзуйкаку" к Мидуэю, со смешанной авиагруппой из самолетов обеих "журавлей" на борту у них была (японцы потом использовали смешанные авиагруппы с одной палубы и ничего). Более того, это было бы, между прочим, куда проще, чем вытащить его же до Перл-Харбора (там был организационный подвиг, сравнимый с ремонтом "Йорктауна" за три дня). Учитывая, что для разумных руководителей сражение в целом должно было стать ясным предупреждением "блин, а янки-то не такие слабаки, как мы думали", то была и необходимость туда его вытащить. (Кстати, на тему массирования сил стоит отметить, что вообще говоря и при Коралловом море была полная возможность присоединить к 5-й дивизии "Кагу", который не участвовал в рейде в Индийский океан из-за аварии и, по началу, как раз и планировался для прикрытия похода на Порт-Морсби). Еще, из чуть более сложных уроков, надо было усвоить, что флоту, не могущему позволить себе потерь, следует избежать дробления сил на не поддерживающие друг друга группы (как показал пример "Сёхо"). И что с пилотам американских ударных самолетов шутить нельзя, так что надо серьезнее относиться к ПВО соединения. И что боевой порядок всего флота с этого момента вообще надо строить вокруг авианосцев (это, честно говоря, следовало понять после рейда в Индийский океан самое позднее). В общем, много там было неусвоенных уроков, так что результат месяц спустя получился закономерный...

все теги
Комментарии2
  1. famt
    На uCrazy 16 лет 21 день
    познавательно thumbup
  2. Бухарик
    На uCrazy 10 лет 19 дней
    Читал Шермана, достаточно интересно, если пропускать американский пафос. И наши историки сомневаются в обоснованности оставления "Лексингтона"

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}