Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
17
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 8 лет 11 месяцев
Всячина

Последний бой "Glorious"




ОПЕРАЦИЯ "ALPHABET"


В первых числах июня 1940 года британские военно-морские силы метрополии были задействованы сразу в двух эвакуационных операциях - английская сухопутная армия и ее союзники покидали континент. Эти операции получили кодовые названия "DINAMO" (легкие силы флота осуществляли перевозку войск из Дюнкерка) и "ALPHABET".

Цель операции стратегического значения с кодовым обозначением "ALPHABET" заключалась в эвакуации британских экспедиционных сил из Норвегии. Эти силы включали не только английские войсковые соединения, но также и армейские части британских доминионов. Проводилась операция с 2 по 8 июня 1940 года. Перевозка войск в Англию осуществлялась транспортными судами и боевыми кораблями, оперативно сформированных в две колонны, выход которых в метрополию планировался с 4 по 8 июня.


Посадка истребителя «Гладиатор» на "Glorious".


Переход конвоев прикрывался боевыми кораблями и авиацией, для чего 2 июня в район Нарвика прибыли "Ark Royal" и "Glorious". Кроме них, для прикрытия привлекалась оперативная группа адмирала Уайнтворта - линейный крейсер "Repulse", три крейсера и пять эсминцев, однако эти корабли 5 июня были перенацелены для прикрытия Северного патруля и перехвата двух неизвестных кораблей, обнаруженных воздушной разведкой северо-восточнее Фарерских островов.

В это время уже велась погрузка войск на 15 транспортов под прикрытием крейсеров "Coventry" (флаг адмирала Вивиана) "Southampton", "Vindictive", и десяти эсминцев. Оперативное прикрытие погрузки и выхода первой колонны осуществляли авианосцы "Ark Royal" и "Glorious", крейсировавшие севернее Лофотенских островов. Предполагалось, что они присоединятся к эскорту второй колонны.

Шесть наиболее крупных транспортов (15 тысяч человек) первой колонны (Group I) 4-6 июня покинули Нарвик с крейсером "Vindictive" и в море встретилась с линкором "Valiant" и эсминцами, под охраной которых благополучно достигли Клайда. Вторая колонна (Group II) из семи транспортов (10 тысяч человек) 7-8 июня вышла из Нарвика в охранении крейсеров "Southampton" и "Coventry" с пятью эсминцами. Позже, 9 июня, к ним присоединился "Ark Royal" с тремя эсминцами. Авианосец "Glorious" с двумя эсминцами отправился в метрополию самостоятельно.

Немецкое морское командование, с апреля не проводившее крупных операций в Норвежском море, в начале июня спланировали набег крупных кораблей на британское судоходство - войсковые перевозки у берегов Норвегии. Операция получила кодовое обозначение "Juno" и имела цель отвлечь британский флот от поддержки своих плацдармов в Норвегии. Еще утром 4 июня из Киля под флагом адмирала Маршалла вышли немецкие линкоры "Gneisenau" и "Scharnhorst", тяжелый крейсер "Admiral Hipper" и эсминцы "Karl Galster", "Erich Steinbrik", "Hermann Schoemann" и "Hans Lody".
Корабли получили задачу в ночь 8/9 июня нанести удар по британским коммуникациям у Харстада.


"Gneisenau" вид с "Admiral Hipper"


До 6 июня немецкое соединение, пройдя проливы, двигалось вдоль побережья Норвегии, а на следующий день крейсер и эсминцы бункеровались с танкера "Dithmarschen". Тем временем немецкие самолеты-разведчики обнаружили две группы английских транспортов. Маршалл решил атаковать южную группу и сообщил о своем намерении в штаб командования "West". Однако штаб не согласился с его решением, и немецкий флагман получил приказ продолжать операцию крупными кораблями, отправив на уничтожение транспортов крейсер с эсминцами. Маршалл приказ игнорировал и, построив корабли в строй фронта, начал поиск британских кораблей.


Ситуация в Норвежском море 8 июня 1940


Вскоре после 6 часов утра 8 июня "Hipper" и "Hans Lody" потопили танкер "Oil Pioneer" (5660 тонн) и траулер "Juniрer", а чуть позже и шедший порожняком большой транспорт "Orama" (19.840 тонн) . В обоих случаях "Hans Lody" использовал торпеды для окончательного потопления транспортов.

Подобрав из воды 285 человек английских экипажей крейсер и эсминцы, испытывая проблемы с топливом, в 13.30 отделились от группы и ушли в Тронхейм, причем на переходе "Hans Lody" захватил британский траулер. Линкоры продолжили рейд самостоятельно, и через несколько часов их курс пересекся с маршрутом авианосца "Glorious" с эсминцами. Столкновение закончилось гибелью британских кораблей, которые даже не смогли довести до сведения командования о нахождении в море кораблей противника.

Единственная их радиограмма, услышанная британцами, была перехвачена крейсером "Devonshire", выполнявшим отдельную миссию, не связанную с операцией "ALPHABET", - корабль должен был эвакуировать из Тромсе в Англию короля Норвегии. А так как радиограмма "Glorious" была получена в искаженном виде и не содержала сведений об угрожающем положении кораблей, адмирал Канингем, под флагом которого шел крейсер, приказал сохранять радиомолчание.


"Gneisenau", "Scharnorst" и "Admiral Hipper"


О нахождении немецких линкоров в море несколько позже сообщило английское госпитальное судно "Atlantis". Линкор "Valiant", получивший это сообщение утром 9 июня сразу же покинул конвой первой группы, угрозы для которого уже не было, и отправился для встречи кораблей второй группы. Одновременно к ним были направлены линкор "Rodney", линейный крейсер "Renown" и шесть эсминцев. Но эти меры оказались напрасными, так как немецкие линкоры уже шли в Тронхейм, куда прибыли 11 июня. Все английские транспорты и остальные боевые корабли без потерь прибыли в Клайд.

Уже 9 июня немецкое радио объявило о потоплении авианосца и эскортных эсминцев. Британское Адмиралтейство 11 июня подтвердило, что не имеет сведений о судьбе "Glorious", "Acasta", "Ardent", "Oil Pioneer" и "Orama". Об их гибели было объявлено несколько позже.

"GLORIOUS" В ОПЕРАЦИИ "ALPHABET"


Как уже говорилось, до ночи 7/8 июня авианосцы "Ark Royal" и "Glorious" с охранением, находившиеся в оперативном прикрытии, действовали совместно севернее Andenes Point (северная оконечность Лофотенских островов). "Glorious" имел на борту 20 истребителей Королевских военно-воздушных сил (далее RAF) для транспортировки их в метрополию, а также 10 истребителей и 5 бомбардировщиков-торпедоносцев Королевских военно-воз-душных сил флота (далее FAA). "Ark Royal" и "Glorious" должны были составить часть эскортных сил второй транспортной колонны.


Авианосец "Glorious"


Однако рано утром 8 июня "Glorious" связался с флагманом авианосной группы (Vice Admiral Aircraft Carriers - VAA) на "Ark Royal" и запросил разрешение продолжить переход в Скапа-Флоу самостоятельно. Разрешение от флагмана было получено, и "Glorious" с эсминцами сопровождения "Ardent" и "Acasta" из состава группы в 02.53 отделился от "Ark Royal" в точке 70°17'Nord; 14°10'East.

Согласно рекомендациям группа увеличила скорость до 22 узлов и легла на курс 250°. Несколько позже скорость была уменьшена до 17 узлов, и далее корабли, опасаясь атак подводных лодок, следовали противолодочным зигзагом.

8 июня в 16.00 группа "Glorious" изменила генеральный курс на 205°, намереваясь по прямой достичь Скапа-Флоу. Личный состав кораблей находился в четвертой степени готовности (то есть маршевое состояние). Для поддержания 17-узловой скорости под парами находились 12 из 18 котлов. Самолеты из ангара на палубу не поднимались. Эсминцы эскорта "Ardent" и "Acasta" следовали по бортам авианосца в двух кабельтовых с носовых четвертей. Ни один из кораблей не имел радаров, наблюдение за горизонтом с высоко-расположенных постов ("вороньи гнезда") не велось. Море было спокойным, с прекрасной видимостью по горизонту; сила ветра, дувшего от северо-запада, достигала 2-3 баллов (около 6,5 узлов), температура моря 34°F (1°C).

Вскоре после 16.00 в западной части горизонта были обнаружены два неопознанных корабля. Эсминец "Ardent" получил распоряжение приблизиться к ним для опознания. Командир авианосца приказал поднять из ангара на полетную палубу пять торпедоносцев "Swordfish". В 16.20 на британских кораблях прозвучал сигнал боевой тревоги.

Немецкие линейные корабли "Gneisenau" (Капитан 1-го ранга Нетцбанд - Kapitan zur Zee H.Netzbandt - позже стал Начальником штаба адмирала Лютьенса и погиб вместе с ним на "Bismarck'e") и "Scharnhorst" (Капитан 1-го ранга Хоффман) обнаружили дым в восточном направлении в 15.46. В это время они находились в точке 69°00'Nord; 03°10'East и шли курсом 330° со скоростью 19 узлов. На линкорах сразу же подняли пар до полного хода, и вскоре они изменили курс, отрезая англичан от южного направления.

В соответствии с распоряжением командира соединения "Ardent", отправленный для опознания появившихся кораблей, сделал запрос прожектором, но почти сразу же попал под обстрел с немецких кораблей. "Gneisenau" открыл огонь по эсминцу в 16.27 с дистанции около 16.000 ярдов (14.600 метров). В 16.30 его поддержал "Scharnhorst". Эсминцу было приказано поставить дымовую завесу и отойти к авианосцу, произведя торпедную атаку, чтобы заставить немцев отвернуть с курса.


Авианосец "Glorious" в сопровождении эсминца


Одновременно с "Ardent", постановку дымзавесы начал и "Acasta". В этот период "Ardent", обстреляв линкоры, добился одного попадания в "Scharnhorst" 4,7-дюймовым сна-рядом, но сам попал под сильный огонь 5,9-дюймо-вой артиллерии обоих немецких кораблей, был сильно поврежден и уменьшил ход. Он попытался отвернуть и выйти из боя, однако, в конце концов, в 17.25 был потоплен - первым из британских кораблей.

В 16.36 "Gneisenau" увеличил скорость до 30,5 узлов. "Scharnhorst", из-за неисправности части котлов, смог дать только 29 узлов. За несколько минут до этого, в 16.32, "Scharnhorst" открыл огонь по "Glorious" из орудий главного калибра с дистанции 28.600 ярдов (26.150 метров) и добился первого попадания с третьего залпа. "Gneisenau" присоединился к нему в 16.46.

Немного превосходя авианосец в скорости, немецкие линкоры вели стрельбу не торопясь, тщательно производя пристрелку и наблюдение. Стрельбу корабли вели с постепенным приближением к противнику, удерживая его в носовой четверти с левого борта. "Glorious" уходил в южном направлении, выдерживая генеральный курс на Скапа-Флоу. Постепенно дистанция уменьшилась до 4850 метров. Немецкие линкоры поддерживали такую позицию вплоть до окончания боя, и только в самом конце они несколько уменьшили скорость.

Действия авианосца на этом этапе боя нельзя назвать правильными. Поддерживая небольшую скорость 23-24 узла, "Glorious" продолжал следовать сближающимся с немецкими кораблями курсом. Только попав под обстрел авианосец сделал отворот, повернув строго на юг, и видимо пытался увеличить скорость, но из-за попадания снаряда не смог сделать это сразу.

В 16.38 третий залп "Scharnhorst'a" достиг цели, и авианосец получил первое попадание. 283-мм.снаряд пробил полетную палубу и взорвался в верхнем ангаре, положив начало большому пожару. Один из крупных осколков проник в котельное отделение и пробил стенки дымоходов, отчего дым попал в воздушный канал наддува воздуха. Это нарушило работу двух котлов, и вызвало в них временное падение давления пара.
Правда, вскоре нормальное горение было восстановлено, так как очевидцы подтверждают, что из труб пошел нормальный дым.

В 16.47 авианосец смог увеличить скорость до 26 узлов и сделал резкий отворот на юго-восток.

Стрельба немецких кораблей не прекращалась, и вскоре авианосец получил дополнительные повреждения. В 16.56 тяжелый снаряд попал в надстройку-"остров" авианосца. От взрыва погибли почти все находящиеся на мостике, включая командира корабля. В командование вступил помощник командира.


"Scharnorst" ведет огонь по "Glorious"


Через две минуты, в 16.58, авианосец, отвернув влево, скрылся в клубах дымовой завесы, поставленной эсминцами. Немецкие корабли были вынуждены прекратить огонь более чем на 20 минут. За это время авианосец смог увеличить скорость до 30 узлов, но вновь изменил курс больше к югу.

Следующие попадания "Glorious" получил только после 17.20, когда он стал видим с немецких кораблей в разрыве дыма. Авианосец вновь попал под обстрел и был вынужден сделать новый отворот влево. Немцы сразу же добились накрытия, и один из снарядов в 17.20 разорвался в машинном отделении.
Мощный взрыв встряхнул корабль, и он сразу же стал терять скорость. Стал заметен быстро увеличивающийся крен на правый борт. Корабль начал медленно поворачивать влево, в сторону от немецких линейных кораблей.


Вид на горящий "Glorious" с носа "Scharnorst"


В это время, эсминец "Acasta", прикрывая поворот авианосца, вышел в торпедную атаку на немецкие корабли. Перерезав им курс, эсминец вышел на правый борт линкоров и сделал два четырехторпедных залпа. Атака оказалась успешной.

В 17.39 одна из торпед поразила линкор "Scharnhorst". Взрыв произошел в районе кормовой башни главного калибра и вызвал серьезные повреждения корпуса с большим числом жертв. Линкору пришлось уменьшить скорость.

Как и "Ardent", "Acasta" попал одним 4,7" снарядом в "Scharnhorst". Выходя из атаки, эсминец попал под сильный обстрел с немецких кораблей, был сильно поврежден, загорелся и вскоре затонул - через пять минут после "Glorious".

В 17.40, сразу после торпедирования "Scharnhorst", немецкие линкоры прекратили обстреливать британский авианосец, который уже не имел хода и, без сомнения, был обречен.

В 18.12 он скрылся под водой. По эсминцу линкоры еще некоторое время вели огонь средним калибром и прекратили его только в 18.08, когда он также не имел хода и уже тонул.

Примерно в 18.15 немецкие корабли повернули в сторону Тронхейма, вскоре уменьшив скорость до 20 узлов. Никаких попыток спасти британские экипажи предпринято не было.

Приведенная схема боя основана на немецких источниках, так как документации британских кораблей не сохранилось.


Эсминец "Acasta"


Описания тяжелых испытаний, выпавших на долю небольшого числа уцелевших моряков экипажей "Glorious", "Ardent" и "Acasta" достаточно подробно описаны в книге Джона Винтона. Но все же некоторые факты нелишне привести и здесь.
Записи вахтенного журнала крейсера "Southampton" от 9 июня 1940 года свидетельствуют:
"11.55. В воде обнаружено тело. Изменен курс для обследования. Обнаружено 3 тела. 12.05. Увеличен ход до 20 узлов, чтобы присоединиться к колонне".

В полдень этого дня "Southampton", шедший в охранении войсковых транспортов, находился в точке 68°46'Nord, 03°40'East и обнаруженные тела, несомненно, были жертвами этого боя.

Около 15 часов 10 июня с норвежского судна "Marita" на переходе из Тромсе в Торсхавн (Фарерские острова) обнаружили пустой спасательный плот и плот с мертвыми телами, а также большие пятна нефти в точке 68°39'Nord, 04°05'East.

В ночь 10/11 июня, в 22.45 (в точке 68°15'Nord, 02°20'East) и 04.55 (в точке 67°59'Nord, 03°42'East), с норвежского судна "Borgund", также на пути из Тромсе в Торсхавн, обнаружили 21 спасательный плот и взяли на борт уцелевших моряков. Они были доставлены в Торсхавн 13 июня в 18.30 и впоследствии вернулись в Англию на эсминце "Veteran".

Обнаружение плавающих предметов среди ночи должно быть понятно, если вспомнить, что летом в этих широтах солнце не скрывается за горизонт в течение всех 24 часов суток.
Капитан 1-го ранга Броми (Captain Jack Broome) в книге "Convoy is to Scatter", описывая плавания "Veteran" и "Vanoc" во время этого периода, отмечает следующее: "...Как только войсковые транспорты отошли от норвежского берега "Veteran" и "Vanoc" вдруг отделились от эскорта конвоя, получив приказ следовать к северу на встречу с авианосцем "Glorious" и дополнить его эскорт ... Когда в полночь мы достигли точки рандеву, то, при спокойном море и прекрасной видимости, не смогли обнаружить никаких следов "Glorious". Мы вели безуспешные поиски до тех пор пока не появились проблемы с топливом, а затем легли на курс по направлению к Фарерским островам, ... там мы обнаружили тридцать истощенных и обмороженных моряков из экипажа "Glorious".


Последние минуты "Glorious"


Из офицеров "Glorious" в живых остались один капитан-лейтенант (Lieutenant-Commander) и два морских летчика младших лейтенанта (sub-Lieutenant FAA-pilots), один телеграфист-мичман (Warrant-officer), один командир эскадрильи (Squadron Leader) и один летчик лейтенант ВВС (Lieutenant RAF-pilot). Не спасся ни один из старших офицеров корабля и ни один из офицеров, находившихся во время боя на мостике или в машинно-котельных отсеках.
Из-за этого многие тактические и технические моменты боя навсегда останутся тайной.

Всего были спасены норвежцами 39 человек (один - с эсминца "Acasta"). Еще семеро (двое с "Ardent") попали в немецкий плен - они были спасены норвежскими траулерами и немецкими гидросамолетами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как это ни странно, несмотря на боевой успех немецкое командование не было удовлетворено результатами похода. Вскоре после прибытия в Тронхейм, Вице-Адмирал Маршалл был освобожден от командования соединением, так как, атаковав старый авианосец и истратив большое число боеприпасов, он рисковал своими кораблями и не смог выполнить основную задачу - атаку на бртанские коммуникации в районе Харстада (Harstad). Причем один из линкоров, "Scharnhorst", получил повреждение от взрыва торпеды. Однако неприятности для немцев на этом не закончились.

К пришедшим 9 июня в Тронхейм крейсеру "Admiral Hipper" и эсминцам в течение нескольких дней присоединились легкий крейсер "Nurnberg" и оба линкора. Они представляли собой заманчивую цель для британской авиации и поэтому намеревались в ближайшее время вернуться в германские порты.

"Scharnhorst", несмотря на атаки британских самолетов, в сопровождении трех эсминцев вполне благополучно совершил переход 20-24 июня. Вышедший вместе с ним "Gneisenau" 20 июня был торпедирован британской субмариной "Clyde". Торпеда попала в носовую часть судна (15 метров от форштевня) на 3 метра ниже ватерлинии. Образовалась сквозная пробоина длиной 15 метров и высотой 8-10 метров. Повреждения оказались не столь серьезные как у "Scharnhorst", но тем не менее кораблю требовался доковый ремонт.

Переход "Gneisenau" из Норвегии в Киль был совершен только 25-28 июля. На переходе его охраняли оба крейсера, четыре эсминца и несколько миноносцев, причем из состава эскорта был потерян миноносец "Luchs".

все теги
Комментарии2
  1. Sender
    На uCrazy 17 лет 2 месяца
    Самое странное - торпедоносцы не приняли никакого участия в бою, чем это можно объяснить - непонятно.
  2. цзю
    На uCrazy 14 лет 4 месяца
    Это те самые за которыми потом пригнали в Аргентину Инвинсибл и Инфлексибл?

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}